Конспект открытого урока
по математике с использованием ИКТ
1 класс
Тема: «Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок.»
Автор: Кукушкина О.В.
ТДЦ урока:
Образовательная
познакомить с новыми геометрическими объектами
научить различать прямую, кривую линию и отрезок
Развивающая
развить знание состава чисел от 1 до 5
развивать умение складывать и вычитать числа в пределах 5
развивать знания последовательности чисел от 1 до 10
развивать математическую речь
Воспитательная
воспитание аккуратности при работе в тетради и на доске
воспитывать активность, умение слушать
Оборудование
учебник 1 класса М. Моро
компьютер, проектор, экран
для учащихся: карточки с цифрами
Ход урока
Орг. момент: проверка готовности к уроку.
Устный счет.
покажите предыдущее число, числа 5
последующее число, числа 7
число, которое при счете стоит между 5 и 7
какое число «заблудилось» в последовательности чисел: 1, 2, 3, 5, 4, 6, 7, 8, 9
какое число продолжит ряд: 1, 3, 5, 7
Дети показывают ответы на карточках, на доске выставляются правильные ответы. Проверка: если ответы верные получится слово с обратной стороны карточек (геометрия)
Сообщение темы и целей урока. Объяснение нового материала.
Сегодня мы отправляемся в страну Геометрию (слайд №1). Кто живет в этой стране? (геометрические фигуры) Здесь нас встретят новые геометрические фигуры. Как в любой сказочной стране, в ней есть королева – самая главная фигура, без которой не может быть построена ни одна другая фигура. Знакомьтесь – это точка. (слайд №2) Что – то она плохо видна. Давайте приблизимся.
(слайд №3) Итак, послушайте мою сказку. Жила-была точка. Она была очень любопытная и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: «Как эта линия называется? Длинная она или короткая?» Подумала однажды точка: «Как же я узнаю что-нибудь новое, если я буду сидеть на месте. Отправлюсь-ка я путешествовать»
А вы готовы отправиться путешествовать?
Физкультминутка.
Руки ставим все в разлет,
Получился самолет.
Мах крылом туда-сюда.
Делай раз и делай два.
Сказано-сделано. Вышла Точка на прямую (слайд №4) и пошла по этой линии. Долго шла. Устала. А линии конца-краю не видно. Линия будто бы даже длиннее стала.
- Долго ли я буду еще идти?
А вы как думаете? Будет ли конец у прямой линии? (нет)
- Тогда я поверну назад, - решила Точка. Я, наверное, пошла не в ту сторону.
Найдет ли Точка концы прямой? (нет)
Шла – шла. А конца все нет! Устала. Опечалилась Точка.
- Что ж мне так и придется всю жизнь идти?
И решила она позвать на помощь ножницы.
Появились ножницы, щелкнули и разрезали прямую.
- Как интересно, - сказала Точка. – Что это из моей прямой получилось? С одной стороны конец и с другой стороны конец.
Ребята, как это называется? (отрезок)
(слайд №5) А чем же отличается прямая от отрезка? Какая это фигура? (прямая) Что в ней интересного (она бесконечна, и можно продолжить в разные стороны)?
А это? Это отрезок. (У него есть концы.) Его нельзя продолжить.
А эту линию как назовем (кривая)?
4. Первичное закрепление.
(слайд №6) Чтобы завершить путешествие надо выполнить одно задание. Возьмите листочки. Приготовьте красный карандаш. Найдите на листочке отрезок и проведите по нему красному карандашом. Синий карандаш – прямая линия, зеленый карандаш – кривая.
Проверка по образцу. Сколько линий вы видите? (5) сколько прямых линий? (2) Сколько отрезков? (2) сколько кривых линий? (1) как получили 5? (2+2+1) А как еще можно получить 5?
Сказка подошла к концу. Наша точка опять уменьшилась. И теперь возник вопрос: а можно ли через нее провести прямую линию? А еще одну? А сколько можно провести прямых линий? Переверните листочек. В центре поставьте точку (точка ставиться одним касанием карандаша) и проведите через нее прямую. А еще можно?
Сколько линий можно провести через две точки? (Дети выходят к доске и пробуют провести вторую прямую)
Откройте учебник на с. 36 на желтом фоне. Сколько точек? Сколько прямых? Вывод: через две точки можно провести только одну прямую.
Повторение пройденного.
Учебник с. 37. найдите геометрические фигуры. Какие примеры мы можем составить?
Подведение итогов.
- с какими линиями мы сегодня познакомились?
- чем отличается прямая от отрезка?
Рефлексия
Кому было трудно на уроке? Что показалось особенно трудным?