Тема урока: Простейшие текстовые задачи на разностное сравнение величин
Цель: сформировать умение составлять задачу (текст) с постановкой вопроса на неравенствах с использование единиц измерения величин.
Ход урока:
Ситуация успеха.
Учитель: вставьте пропущенные числа и знаки там,где это необходимо.
…. см .... (на 4)
4кг 3 (на 5)
10 ….. 6 (на ….) 5....8 (на....)
Дети работают самостоятельно.
Решение:
7 см 5 (на 4)
4кг 7 кг (на 3 кг) 8 3 (на 5)
10 6 (на 4) 58 (на 3 )
Учитель : оцените себя с помощью волшебной линейки по критерию правильности.
Дети: оценивают.
Учитель : Какие единицы измерения встретились вам в данных неравенствах?
см. А это единицы измерения какой величины?(длины)
кг. А это единицы измерения какой величины?(массы)
8 5(на 3)
Учитель: Запишите это неравенство с разными единицами измерения,которых не было в предыдущих неравенствах.
Дети работают самостоятельно.
Решение:
8м 5 м ( на 3 м) 8мм 5мм (на 3мм )
8 ц 5 ц (на 3ц) 8 л 5 л (на 3л)
8 г 5 г (на 3 г) 8 т 5 т (на 3т)
8 шт 5 шт (на 3шт)
Учитель: метры -А это единицы измерения какой величины?
Дети: длины
Учитель: миллиметры -А это единицы измерения какой величины?
Дети: длины
Учитель:центнеры- А это единицы измерения какой величины?
Дети: массы
Учитель: литры- А это единицы измерения какой величины?
Дети: объема
Учитель: граммы- А это единицы измерения какой величины?
Дети: массы
Учитель: тонна- А это единицы измерения какой величины?
Дети: массы
2. Ситуация разрыва:
Учитель: пишет на доске неравенство
8 5(на ? )
Учитель: 8-это какая величина
Дети :большая
Учитель: А что показывает число 5
Дети : результат измерения меньшей величины
Учитель: составьте из неравенства 8 5(на ?) текст по рисунку используя ту единицу измерения, которая указана у вас на листочке.
3.Формулирование частной задачи.
Учитель: Ребята что нам неизвестно в этом равенстве?
Дети: Разница
Учитель: А что такое разница?
Дети :На сколько одно число больше\меньше другого
Учитель: Значит вы будете составлять текст из неравенства 8 5(на ?) используя единицу измерения величин и в вашем тексте обязательно будет вопрос : на сколько ?
Учитель: В нашем неравенстве какой знак стоит?
Дети: больше
Учитель: значит вопрос будет на сколько больше ?........
Учитель:На всю работу даю вам 5 минут.
Ребята выберите одного кто будет представлять от вашей группы составленный вами текст.
4. Решение частной задачи.
Учитель: работать будете в группах.
разбейтесь на группы так как вы делились на предыдущем уроке. Прежде чем я раздам вам задание хотела спросить как вы будете работать в группах ?
Дети: Тихо чтоб другие группы не слышали,дружно и т.д.)
Дети: Разбиваются на три группы
Учитель: Раздает задание.
Первой группе: составьте из неравенства 8 5(на ?) текст по рисунку используя единицу измерения массы- кг
Второй группе: составьте из неравенства 8 5(на ?) текст по рисунку используя единицу измерения длины - м
Третьей группе : составьте из неравенства 8 5(на ?) текст по рисунку используя единицу измерения объема- литры
5.Моделирование.
Представление каждой группы своего текста
1 группа:В одной корзине 8 кг яблок,а в другой 5 кг яблок. На сколько килограммов яблок больше в первой корзине, чем во второй?
2 группа : Высота одного дома 8 метров,а высота второго дома 5 метров. На сколько метров первый дом выше, чем второй?
В синем ведре 8 литров воды,а в красном ведре 5 литров воды. На сколько литров больше воды в синем ведре чем,в красном?
Ребята вы согласны ?
Запишите в тетрадь как найти разницу в данном случае ?
8-5=3
Учитель:
Что вы записали
Дети: равенство
Учитель: А сколько компонентов в равенстве
Дети: 4
Учитель:А какие компоненты ?
Дети: Число,знак действия,знак равенства и результат.
Учитель: А давайте к нашему равенству запишем ответ
Вместо вопросительного слова сколько каждая группа запишет результат 3 в соответствии со своей величиной.
На сколько м один дом выше (ниже) другого?(На 3 м один дом выше другого)
На сколько кг груши тяжелее(легче) яблок?(На 3 кг груши тяжелее яблок)
На сколько л больше (меньше) в одном сосуде чем в втором (На 3 л больше в первом сосуде)
Обобщение и рефлексия.
Что учились делать?
Чему научились?
Что мы сегодня составляли?
Кому нужно еще потренироваться?
Чем мы будем заниматься на следующем уроке?