Конспект урока по математике
Тема: Связь между компонентами и результатом умножения.
Тип урока: комбинированный.
Класс: 2.
Система обучения: УМК «Школа России».
Цель: раскрыть связь между компонентами и результатом умножения.
Задачи:
1. Образовательные:
1) формировать умение моделировать с помощью схематических рисунков действия умножения и деления;
2) формировать умение находить множители на основе взаимосвязи умножения и деления;
3) закреплять умение выполнять устные вычисления изученных видов в пределах 100;
4) выполнять задания творческого и поискового характера;
5) совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счета.
2. Развивающие:
1) развивать умение устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач;
2) развивать внимание и логическое мышление.
3. Воспитательные:
1) формировать мотивацию к решению познавательных задач;
2) воспитывать усидчивость, трудолюбие, интерес к предмету через содержание учебного материала.
Формируемые УУД:
1. Познавательные:
1) формирование умения описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
2) формирование умения фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на карточках);
3) формирование умения осваивать способы решения задач творческого и поискового характера.
2. Регулятивные:
1) формирование умения понимать, принимать, сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
2) формирование умения в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный;
3) формирование умения выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы, знаки.
3. Коммуникативные:
1) формирование умения строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
2) формирование умения слушать и понимать речь учителя и других учащихся;
3) формирование умения читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
4. Личностные:
1) формирование умения понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
2) формирование первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний – 5 мин.
3. Объяснение нового материала- 15 мин.
Работа по теме урока – 7 минут.
Физкультминутка – 2 мин.
Закрепление изученного материала – 11 мин.
Подведение итогов урока. – 3 мин.
Постановка домашнего задания – 1 мин.
Оборудование:
Учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И, Степанова С.В. Математика. 2 класс. Часть 2. – М.: Просвещение, 2011. – С.72.
Карточки.
Ход урока
Ι. Организационный момент
Проверяй скорей, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
- Садитесь! Открываем тетради, записываем число, классную работу.
ΙΙ. Актуализация знаний
1. Математический диктант
- Я буду диктовать вам пример, ваша задача записать его в тетрадь и решить.
1) Найдите разность чисел 62 и 33. (29)
2) 76 увеличить на 4. (80)
3) Первое слагаемое 23, второе 47. Чему равна сумма? (70)
4) 96 уменьшить на 52. (44)
5) Найдите сумму чисел 16 и 58. (74)
2. Работа над задачами.
- Ребята, теперь давайте устно решим задачи. Я вам читаю задачу, а вы поднимаете руку и говорите ответ. Слушаем внимательно.
1) На одной тарелке 10 слив. Сколько слив на 2 таких тарелках?
2) Мама испекла 12 пирожков и разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько пирожков на каждой тарелке?
3) У Светы было 8 яблок. Она угостила своих друзей, дав каждому по 2 яблока. Сколько друзей у Светы?
3. Логическая разминка.
1) Запишите число 25 пятью цифрами 5. (25=5+5+5+5+5.)
2) Выразите число 27 тремя девятками. (27=9+9+9.)
ΙΙΙ. Объяснение нового материала
- Как математики называют результат умножения? (Произведение.)
- А числа, которые умножаем? (Множители.)
Учитель закрепляет на доске карточку.
- Запишите пример: множители 2 и 3, произведение 6. (2•3=6.)
Учитель записывает пример на доске.
- Давайте проиллюстрируем этот пример с помощью рисунка.
Учитель выполняет рисунок на доске, учащиеся – в тетрадях.
- По сколько кругов взяли? (По 2.)
- Сколько раз взяли по 2 круга? (3)
- Что такое 2 и 3? (Множители.)
- Сколько кругов получилось? (6.)
- Что такое 6? (Произведение.)
- Нарисуйте 6 кругов и разделите их на 2 равные части.
│
- Какой получили пример? (6:2=3.)
Учитель записывает пример на доске.
- Прочитайте этот пример, используя названия компонентов и результата умножения.
Учитель показывает названия компонентов, учащиеся читают: произведение 6 разделили на множитель 2 и получили 3 – другой множитель.
- Нарисуйте еще 6 кругов и разделите на 3 равные части.
│ │
- Какой мы получим пример? (6:3=2.)
Учитель записывает пример на доске.
- Прочитайте пример, используя названия компонентов и результата умножения. (Произведение 6 разделили на множитель 3 и получили 2 – другой множитель.)
- Сделайте вывод. (Если произведение разделить на один множитель, то получим другой.)
ΙV. Работа по теме урока
- Рассмотрите рисунки на стр.72 и равенства под ними.
- Прочитайте первое равенство, называя компоненты умножения.
- Как нашли первый множитель? (Произведение 8 разделили на второй множитель 2, получили первый множитель 4.)
- Как нашли второй множитель? (Произведение 8 разделили на первый множитель 4, получили второй множитель 2.)
Аналогично разбираются равенства ко второму рисунку.
- Прочитайте правило в рамочке на стр. 72-ой.
- Что вы можете сказать о наших рассуждениях? (Мы рассуждали верно.)
Учитель закрепляет на доске карточки.
Упражнение 1.
- Посмотрите упражнение 1-ое на стр. 72, прочитайте.
- Первый столбик разберем устно.
7 • 2 = 14
14 : 7 = 2
14 : 2 = 7
- Остальные три столбика – письменно с комментированием. (Три ученика работают у доски.)
- Дополните каждый столбик четвертым выражением, используя эти же числа.
8 • 4 = 32
32 : 8 = 4
32 : 4 = 8
4 • 8 = 32
9 • 2 = 18
18 : 9 = 2
18 : 2 = 9
2 • 9 = 18
10 • 4 = 40
40 : 10 = 4
40 : 4 = 10
4 • 10 = 40
- Какое свойство умножения вы использовали? (Переместительное.)
V. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
VΙ. Закрепление изученного материала.
Упражнение 3. Задача.
- Прочитайте задачу на стр. 72-ой, упр. 3-е.
- Каким действием будем ее решать? (Умножением.)
5 • 3 = 15 (руб.)
- А теперь составьте обратные задачи. (Ответы детей.)
- А эти задачи каким действием будем решать? (Делением.)
- Почему? (Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.)
- Запишите решение к себе в тетрадь.
15 : 5 = 3 (бул.)
15 : 3 = 5 (руб.)
Упражнение 4. Задача.
- Прочитайте следующую задачу (стр. 72, упр. 4).
- Можем ли мы решить эту задачу? (Нет.)
- Почему? (В ней нет данных.)
- Вставьте пропущенные числа. Учитель записывает данные задачи на доске.
Было – 10 тетр.
Израсходовал тетрадей в клетку – 3 тетр.
Израсходовал тетрадей в линейку – 2 тетр.
Осталось тетрадей – ?
- Запишите краткую запись к вашей задаче и решите ее разными способами.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Проверка.)
1) 10 – 3 – 2 = 5 (тетр.)
2) 10 – (3 + 2) = 5 (тетр.)
Упражнение 5. Уравнения.
- Прочитайте задание в упр. 5-ом на стр. 72-ой.
- Что неизвестно в первом уравнении? (Вычитаемое.)
- А что мы должны подобрать в уравнение? (Уменьшаемое.)
- Что можете сказать об уменьшаемом? (Оно должно быть больше вычитаемого и больше разности.)
- Что неизвестно во втором уравнении? (Слагаемое.)
- Что мы должны подобрать в уравнение? (Тоже слагаемое.)
- Могут слагаемые быть больше суммы? (Нет.)
- Подберите пропущенные числа и решите уравнения самостоятельно: вариант 1 – первое уравнение, вариант 2 – второе уравнение.
30 – Х = 14
Х = 30 – 14
Х = 16
30 – 16 = 14
55 + Х = 100
Х = 100 – 55
Х = 45
55 + 45 = 100
(Проверка по образцу на доске. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях.)
Задание выполняется при наличии времени.
- Проверьте себя. Посмотрите задание после красной черты на стр. 72-ой. Самостоятельно решите примеры. (Проверка в парах.)
6 • 3 = 18
18 : 3 = 6
18 : 6 = 3
3 • 6 = 18
VΙΙΙ. Подведение итогов
- С каким правилом мы сегодня познакомились на уроке? (Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.)
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам показалось особенно трудным?
- У вас на столах лежат смайлики, при помощи которых вы можете оценить свою работу на уроке.
1.Я всё понял и могу объяснить товарищу (Смайлик улыбающийся).
2.Я всё понял, но еще не могу объяснить товарищу (Смайлик задумался).
3.У меня остались вопросы (грустный смайлик).
ΙΧ. Домашнее задание
Цель: совершенствование вычислительных навыков.
- Посмотрите на странице 72-ой, упр. 6-ое.
- Ваша задача решить эти примеры дома.
- Всем понятно задание?
- Наш урок подошел к концу. Молодцы все хорошо и активно работали.