СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики по теме: "Деление с остатком" 3 класс (УМК "Школа России", Моро М. И.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком", УМК "Школа России", автор учебника М.И. Моро.

Урок открытия нового знания.

План урока построен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Цели: раскрыть конкретный смысл деления с остатком; закреплять внетабличные случаи умножения и деления, а также навык решения задач.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: "Деление с остатком" 3 класс (УМК "Школа России", Моро М. И.)»

Краткое описание документа:

Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком", УМК "Школа России", автор учебника М.И. Моро.

Урок открытия нового знания.

План урока построен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Тема: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»

Цели: раскрыть конкретный смысл деления с остатком; закреплять внетабличные случаи умножения и деления, а также навык решения задач.


Планируемые результаты

Ученик должен уметь устно выполнять арифметические действия над числами в пределах 100?


УУД

Р.Осуществлять контроль и результата деятельности.

П.Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.

К.Задавать вопросы и формулировать свои затруднения.


Личностные

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений самостоятельно строить и применять новое знание (деление с остатком).

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

актуализировать знание эталонов:

умножения на однозначное число,

деления двузначного на однозначное число,

связи умножения и деления,

деления двузначного на двузначное число,

деления суммы на число,

умножения суммы на число,

деления двузначного на двузначное;

совершенствовать вычислительные навыки.

развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь;

развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез;

развивать умение рассуждать;

развивать адекватную самооценку, сопереживания задругих, выдержку, самообладание, целеустремленность;

развивать волевую саморегуляцию – способность к преодолению препятствий;

развивать когнитивные способности:

самостоятельное выделение и формулирование цели, информации,

умение адекватно, осознанно строить высказывания в устной и письменнойречи,

постановка и формулирование учебной проблемы,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

действие со знаково-символическими средствами.

воспитывать чувства взаимопомощи; работать в коллективе, самоконтроль;

формировать интерес к новому;

формировать умения слушать и понимать речь других.

Технологии используемые на уроке:

  • ИКТ технологии;

  • технология уровневой дифференциации обучения;

  • игровые технологии;

  • здоровье сберегающая технология.

Оборудование:

  • учебник «Математика» 3 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др.

  • презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка

  • смайлики к уроку « Учимся учиться»

  • карточки с заданиями для индивидуальной работы

  • демонстрационный наглядный материал





Тема: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ
»

Ход урока


1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня на урок математики к нам пришли гости, мои коллеги. Они хотят посмотреть, как мы научились считать, думать, работать и вести себя во время такого интересного урока. Поздоровайтесь с гостями! Тихо сели. Запишите дату, классная работа.


    1. Мотивация к УД. Эмоциональный настрой.

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счёта,
Не сдвинется с места любая работа.

-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!!

Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения).

Я желаю вам уже сегодня на уроке показать свои знания. Удачи! В добрый путь за знаниями!

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения). Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778) "Вы талантливые дети!" Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в справедливости слов Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!.. НА ЛЫЖАХ

  1. Актуализация знаний.

Но любая в математике работа,
Не обходится без устного счёта. Для чего он нужен? (слайд)

Зашифрованное слово.

  1. - Угадайте зашифрованное слово. На доске: ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА (разминка перед стартом)

  • 13 х 3 =

  • 84 : 2 =

  • 8 х 6 =

  • 4 х 20 =

  • 48 : 12 =

80

39

4

42

48

Х

С

У

П

Е

(слайды)

Расположите ответы в порядке возрастания.

  • Какое слово у вас получилось? (успех)

  • Я желаю вам успеха на уроке!



  1. Предлагаю вам решить несколько выражений.

(работа в группах по 4 человека)

-Найдите лишнее выражение: биатлон

12 : 6 48 : 4

56 : 4 84 : 7

36 : 3 60 : 5

ПРОВЕРКА (отвечает 1 человек от пары и записывает ответ)

ВОПРОСЫ

- Задайте вопросы классу по этим выражениям.

- А теперь я задам вопросы по этой работе.

1) – Чем похожи данные выражения?

2) – Как называются числа при делении?

- Расскажите, что вы знаете о делении? (если делитель умножить на частное, то…)

3) – Почему я выбрала именно эти задания?

( Они пригодятся нам при открытии новых знаний) НА ПУТИ у нас ОСТАНОВКА!!!

Остановка – это время экспериментов!

Это не конец путешествия, а начало исследования!


Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Деление с остатком» (слайд)

ЦЕЛЬ - НАУЧИТЬСЯ решать примеры на деление С ОСТАТКОМ.

Задачи урока:

  1. Научиться выполнять деление с остатком.

  2. Закрепить изученные приёмы табличного (внетабличного) умножения и деления.

  3. Упражняться в решении задач.

  4. Анализировать свою работу, делать выводы, работать дружно

Физкультминутка.

(Электронная для глаз)

Делим солнце! Чур на всех,

Делим дождик! Чур на всех.

Но часто получается - не делится на всех

Разделим то, что делится,

И что-то пусть останется.

Ведь ничего не сделаешь,

Так в жизни получается.


3. Открытие новых знаний.

Слайд с задачей.

Задача: Для организации игры «Слалом на равнине» у тренера было 16 флажков. Он пригласил капитанов 3 команд и раздал им флажки поровну. Сколько флажков получил каждый капитан?

Проверка.

- Ребята, что случилось? Почему не можете решить задачу?

-Какое возникло затруднение?

(поровну разделить невозможно)

(в примере 16:3 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)

- Молодцы, что сформулировали своё затруднение?

- Кто сформулирует тему нашего урока.

  • Так какая тема урока? (Деление с остатком)


-А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.

Эксперимент 1:

Работа над задачей.

-Давайте рассуждать.

- Сколько конфет у бабушки? (16 конфет было у бабушки)

- Сколько внуков пришли в гости к бабушке?

- Что нужно сделать по условию задачи? (конфеты нужно разделить поровну, 16 разделить на 3)

( К доске вызвать 3 человека и выбрать 1 бабушку)

- Разделите конфеты поровну.

- Сколько конфет досталось каждому внуку? ( Каждому внуку досталось по 5 конфеты)

- Сколько конфет осталось в вазе? (в вазе осталось 1 конфета)

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так:

16 : 3 = 5 (ост. 1)

(уч-ль проговаривает)

-Сколько разделили без остатка? (15) Почему? (делится по таблице умножения)

-Что важно знать при делении? (таблицу ×)

-Так ск-ко раз по 3 содержится в 16? (5 ост. 1)

- Запишите решение этой задачи к себе в тетрадь.

  • 16 : 3 = 5 (ост. 1) Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

  • Сравните остаток и делитель? (ост. меньше)


Обобщение. ПРАВИЛО 1 (какой получается ответ при делении с остатком?)

При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют частным, второе – остатком.


Давайте определим, на какой ступени

по знаниям данной темы мы можем с вами

находиться и отметьте себя,

пожалуйста, на лесенке.


Работа над новым материалом.

-Электронное приложение Математика 3 класс Моро М.И. и др.


Эксперимент 2:

Исследовательская работа по группам

Поделить картинка и сделать вывод (Открытие)

Сравните остаток и делитель? (ост. меньше)



Обобщение. ПРАВИЛО 2 (каким получается остаток?)

Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя



Давайте определим, на какой ступени

по знаниям данной темы мы можем с вами

находиться и отметьте себя,

пожалуйста, на лесенке.



Лыжники оставляют следы на снегу, а мы перейдём к работе по учебнику и будем оставлять следы чернил в тетрадях.

Сравнивая выполненные на доске записи, легко будет сделать вывод, что при делении одних чисел остаток получается, а при делении других – его нет (или он равен нулю).

После такой подготовки можно перейти к работе по учебнику.


Детям следует самостоятельно рассмотреть данный в учебнике рисунок, прочитать запись решения и объяснить ее по вопросам учителя.

-Ребята, рассмотрите рисунок. Сколько всего кружочков взяли?

-17 кружочков.

-Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 17. Что вы видите по рисунку?

-В 17 содержится 5 раз по 3, и ещё остаётся 2.

ВОПРОСЫ:

Как разделить число с ……………..? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка)

Как найти …………..? (Из числа вычесть разделившееся)


    1. Первичное закрепление

Для первичного закрепления предназначено

задание № 1. Работа с учебником. С. 24


    1. Ф и з к у л ь т м и н у т к а


    1. Для закрепления дети выполняют

задание № 2 с комментированием.

№2 (1,2,3 пример-с комментированием, 4,5-сам. работа)

- Выполни деление, сделав рисунки только к 1 примеру.


7:3=2(ост.1) 10:4=2(ост.2)

10:6=1(ост.4) 11:4=2(ост.3)

12:3=4(ост.0)

Проверка: индивидуальный опрос.


Ребята, а кто из вас знает, как решить пример на деление с остатком без рисунка?

Объясните решение примера № 2: 10:4.

Объяснение: надо подобрать самое большое число до 10, которое делится на 4 без остатка, это число 8. 12 разделить на 4, получится 2, найдём остаток – нужно из 10 вычесть 8 будет 2, это остаток. Значит, 10:4=2(ост.2)

- Как вы думаете, правильно ли объяснил пример ваш товарищ?

- Кто сможет повторить?

- Давайте решим ещё один пример: 27:5

- Кто объяснит решение этого примера?

27:5=5(ост.2)

Памятка

Как разделить число с остатком.

  1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

  3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.


Близ-опрос.

Может ли остаток быть больше делителя? (Нет, не может.)

Может ли остаток быть равен делителю? (Нет, не может.)

Какие могут быть остатки при делении на 5? (0,1,2,3,4)


Давайте определим, на какой ступени

по знаниям данной темы мы можем с вами

находиться и отметьте себя,

пожалуйста, на лесенке.


7. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задачу № 3 можно предложить учащимся решить самостоятельно

По вариантам

Стр.26, №3.

- Прочитайте задачу.

- Как удобнее оформить краткую запись? (С помощью таблицы.)

- Что обозначают числа 54, 90, 72? (Общее число листов.)

- Что обозначает число 3? (Количество тетрадей.)

- Что надо узнать в задаче? (Сколько таких тетрадей получится из 90 листов, из 72 листов.)

- Что сказано о количестве листов в 1 тетради? (Одинаковое.)


Количество листов в 1тетради

Количество тетрадей

Общее количество листов

? л.

одинаковое

3 т.

54 л.

? т.

90 л.

? т.

72 л.


- А теперь поработайте в парах, подумайте, как решается задача, и решите её самостоятельно.

- Кому нужна помощь друга? (Сильные учащиеся подходят к тем, кому потребовалась помощь, и оказывают её)

Проверка: 1ученик работает за доской, затем объясняет решение задачи.

1). 54:3=18(л.)- в одной тетради.

2). 90:18= 5(т.)- получится из 90 листов.

3) 72:18=4(т.)

Ответ: 5 тетрадей получится из 90 листов бумаги, 4 тетради из 72 листов


Условие задачи № 4 учитель записывает вместе с учащимися, а после этого дети приступают к самостоятельному решению.

1/8 часть – 5 см2

S – ? см2.

5 · 8 = 40 (см2)

Ответ: S= 40 см2.

  1. Самостоятельная работа творческая работа в группах

- Давайте поработаем в группах.

(Каждой группе предлагаются одинаковые задания)

Задание: закрась карандашом, те выражения, которые делятся с остатком.

-Будьте внимательны!

24:5

26:4

16:9

7:2

45:9

64:8

12:7

5:2

10:6

25:5

72:8

22:6

54:9

8:4

17:5

27:7

11:2

23:3

24:5

26:4

16:9

7:2

45:9

64:8

12:7

5:2

10:6

25:5

72:8

22:6

54:9

8:4

17:5

27:7

11:2

23:3

- Все группы вывешивают выполненные задания на доску. Проверяем. Группы, у которых в прямоугольнике получилось«5» с заданием справились на «отлично». Если не получилось – ничего страшного, мы только начинаем изучать данную тему.

-А теперь вернёмся к нашей пиктограмме-самооценке. Оцените свои знания на конец урока.


8. Итоги урока.

-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Мы начали тему «Деление с остатком». Сегодня мы учились делить с остатком, используя рисунок.


9. Рефлексия

СМАЙЛИКИ

Подведём сейчас итог,

Что пошло ребятам впрок.

5 вопросов у меня,

Отвечайте-ка, друзья.

Каждый пальчик разомнем.

Рефлексию проведем.

Поднимите, пожалуйста, одну руку (показываю)

Оценка урока по «Методу пяти пальцев».

М (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (Ост.

Б (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком)

С (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?

У (указательный) – Кому я сегодня помог?

Б (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)


показываю свою руку с раскрытыми пальцами и говорю:


- Вот сколько добрых дел мы сегодня сделали!


-Понравился ли вам урок? Почему?


10. Домашнее задание: с. 26 № 5.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!