Конспект урока математики
3 класс
Тема: «Проверка деления умножением».
Цель: учить выполнять проверку деления умножением.
Задачи:
познакомить детей с проверкой деления умножением, дать представление об использовании её на практике; закреплять навыки решения задач, уравнений и примеров;
развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность;
воспитывать доброжелательность, взаимопомощь.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем.
Ни минутки не теряем.
Актуализация знаний:
- Посмотрите на доску. Какая из этих записей является уравнением?
12:y+6 12:с=6 12:d6
- Почему вторая запись является уравнением? (Есть знак «=»)
- Как называются компоненты при делении?
- Что неизвестно в уравнении? (Делитель)
- Как найдём делитель? (Делимое разделим на частное)
- Решим уравнение устно.
3. Определение темы и цели урока:
- Посмотрите на таблицу. Найдём неизвестные компоненты деления.
Делимое | | 63 | 72 | 42 | 36 | | 24 |
Делитель | 4 | 9 | | 6 | | 8 | 3 |
Частное | 8 | | 8 | | 9 | 6 | |
- Как нашли неизвестное делимое? (Частное умножим на делитель)
- Что должно получиться, если частное умножим на делитель? (Делимое)
- Как это можно использовать для проверки правильности решения примера на деление? (Если умножим полученный ответ на делитель и результат не будет равен делимому, то в вычислении допущена ошибка)
- Проверьте этим способом решение примера во втором столбце. (9*7=63)
- Как проверить умножением результат деления в третьем столбце? (8*9=72)
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Проверять примеры на деление умножением)
- Какое правило мы будем применять? (Если делитель умножить на частное, то получится делимое)
- Сформулируйте тему и цель урока.
4. Объяснение нового материала:
-А теперь разберём такое выражение:
Запись на доске:
64:4= Проверка:
1)
2)
- Прочтите выражение.
- Вычислите. (Объяснение: заменим 64 суммой удобных слагаемых – 40 и 24. Разделим 24 на 4. Получим 6. Разделим 40 на 4. Получим 10. Складываем результаты: 10+6=16)
- Выполним проверку. Каким действием проверим деление? (Умножением)
- Как? (Умножим частное на делитель: 16^4=64)
- 64=64? Значит, деление выполнено верно.
Первичное закрепление:
- Откроем учебник на стр. 17. Прочтём правило, с которым мы будем работать на уроке.
- Откроем тетрадь. Запишем число, «Классная работа».
Задание №1. (С комментированием у доски каждый ученик выполняет примеры)
81:3=27 Проверка: 27*3=81 81=81 29*2=58 | 96:6=16 Проверка: 16*6=96 Проверка: 16=16 29*2=58 |
51:3=17 Проверка: 17*3=51 51=51 | 58:2=29 Проверка: 29*2=58 58=58 58=58 58= |
- Записываем пример 81:3=. Вычислим. Запишем ответ. От примера отступаем 3 клетки вправо и записываем «Проверка:». Как проверим деление? (Умножим частное на делитель, т. е. 27 на 3) Под словом «Проверка» отступаем 1 клетку вниз, ставим 1 со скобкой. Записываем 27*3=81. Отступаем вниз ещё одну клетку и пишем «2)». 81=81? Запишем это равенство. Отступаем 2 клетки вниз, записываем следующий пример…
- Как проверим деление?
Задание №2.
- Запишем №2. Прочтем задание. (Задание: объясни решение уравнения и его проверку) Выполним устно.
Х:2=14 Проверка:
Х=14*2 28:2=14
Х=28 14=14
Объяснение: чтобы найти делимое Х, нужно частное 14 умножить на делитель 2. Получим выражение Х=14*2. Отсюда найдем Х. Представим 14 суммой удобных слагаемых – 10 и 4: 10*2=20, 4*2=8, – 20+8=28. Значит, Х=28. Выполним проверку: разделим делимое 28 на делитель 2. Получим частное 14, 14=14.
- Чему учились, решая это задание? (Учились объяснять решение уравнения и его проверку)
Задание №3.
- Прочтём задание. (Задание: в деревне 19 домов, а в посёлке в 4 раза больше. Объясни, что обозначают выражения: 19*4, 19*4-19)
- Можно ли это назвать задачей? (Нет) Почему? (Нет вопроса)
- Составим краткую запись к условию задачи.
- Сколько домов было в деревне? (19)
- Сколько в посёлке? (Неизвестно, но сказано что в 4 раза больше)
- Какой вопрос поставим, чтобы задача решалась выражением 19*4? (Сколько домов было в посёлке?)
- А какой вопрос нужно поставить, чтобы задача решалась выражением 19*4-19 (На сколько больше / меньше домов в поселке, чем в деревне?)
Краткая запись:
Д. – 19 д на ? меньше
П. - ?, в 4 раза больше
- Решим задачу с вопросом «На сколько меньше домов в посёлке, чем в деревне?» по действиям:
1). 19*4=76(д.) – в посёлке.
2). 76-19=57(д.)
Ответ: на 57 домов меньше в посёлке, чем в деревне
Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Задание №4.
- Прочтём задачу. (Один рабочий изготавливал за день 23 детали, а другой – 21 деталь. Сколько деталей изготовят оба рабочих за 2 дня?)
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Что нужно узнать?
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
- Что узнаем сначала, а что потом? (Сколько деталей изготовил первый рабочий за 2 дня, а затем – сколько второй рабочий за 2 дня)
- Что вы можете сказать о решении задачи? (Решается двумя способами)
- Решим задачу. (Один ученик решает у доски, остальные в тетради) Составим краткую запись:
1 р. ? д. за 2 дня
2 р.
Решение. 1 способ:
1). 23*2=46(д.) – изготовил первый рабочий за 2 дня.
2). 21*2=42(д.) изготовил второй рабочий за 2 дня.
3). 46+42=88(д.)
Ответ: 88 деталей изготовили оба рабочих за 2 дня.
- Решим задачу вторым способом:
1) 23+21=44(д.) – изготовили оба рабочих за 1 день.
2) 44*2=88(д.)
Ответ: 88 деталей изготовили оба рабочих за 2 дня.
Задание №5.
- Прочтём под цифрой 1. (Задание: запиши числа от 19 до 30 и подчеркни те из них, которые делятся на 4 без остатка)
- Что мы должны вспомнить, чтобы выполнить задание? (Таблицу умножения на 4)
- Решите задание самостоятельно. Затем проверим.
Проверка. (… 20, … 24, … 28…)
- Прочтём под цифрой 2. (Задание: запиши числа от 20 до 30 и подчеркни те из них, которые делятся на 3 без остатка)
- Что мы должны вспомнить, чтобы выполнить задание? (Таблицу умножения на 3)
- Решите задание самостоятельно. Затем проверим.
Проверка. (… 21, … 24, … 27, … 30)
7. Подведение итогов:
- Чему учились на уроке? (Проверять деление умножением)
- Как проверим деление?
Задание на дом: стр. 17 №6.
8. Рефлексия:
- Самостоятельно вычислите и выполните проверку выражений под красной чертой. Первый вариант решает первый пример, второй – 2 пример.
Самостоятельная работа. Проверка по слайду.
- Заполните «Лестницу успеха», лежащую у каждого на парте.