Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели:
познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя.
Ход урока
1.Организационный момент.
.Приветствие Звучит музыка «В мире животных»
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
2. Актуализация знаний
– Почему Вы любите уроки литературного чтения?
– Что ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов:
слайд
Сегодня на уроке мне хотелось бы...
– А что необходимо чтобы все на уроке все получилось?
– Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?
– И этот урок не исключение, нас ждет встреча. Впрочем, сейчас Вы все узнаете сами.
Слайд
3. Введение в тему
– Вы узнали этого писателя? А что Вам известно об его творчестве?
- Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля в Орловской губернии. Отец Михаила умер , когда мальчику было 7 лет .Мама воспитывала одна 5 детей.
- Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с биографией писателя. У вас на партах лежат жёлтые листочки – прочитайте, что на них написано.
1.Семье жилось трудно.
2. М.Пришвин помогал людям и природе.
3. Был неравнодушным человеком.
4. Много путешествовал.
5. Любим охоту.
6. Наблюдал за жизнью животных.
7.В 30 лет стал писателем.
8. Писал рассказы о природе.
- Посмотрите ,какие у него добрые глаза. Вот уже много лет нет писателя с нами , но его книги продолжают свою жизнь. Это «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и многие другие.
Слайд
- Ребята, слышите ,чей - это голос? Как кому он принадлежит ?
Как на речку прилетает
Сразу в воду залезает
«Кря» - нырнула на минутку
Вы узнали? Это …..(утка)
- Что вы знаете про уток?
- А это уточка – чирок – свистунок.Чирок- свистунок самая маленькая утка.Она весит меньше ,чем 600 граммов.Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Вот о такой уточке пойдёт сегодня речь.
- Прочитайте название произведения.
СЛАЙД – Ребята и утята
- Что можно предположить по названию рассказа. О чём пойдёт речь?
-А что с ними может происходить?
- Давайте внимательно посмотрим иллюстрацию к рассказу.
СЛАЙД
- Что можно уточнить , глядя на рисунок?
- Какие чувства у вас вызывает эта иллюстрация?
- И так мы выяснили , что героями произведения будут ребята и утята.
- Мы предположили какие события могут с ними происходить. А где это можно проверить?
- Прочитав ,этот рассказ мы должны ответить на главный вопрос урока :
«Над чем заставил задуматься М.Пришвин каждого из вас?»
4.Словарная работа.
- В тексте вам встретятся незнакомые слова и выражения, значение которых нам нужно уточнить.
СЛАЙД
-ХОЛМ
-ВЕРСТА
- ПАРОВОЕ ПОЛЕ
- ОВСЯНОЕ ПОЛЕ
- ВОДА СПАЛА
- КУЗНИЦА
- Если вам необходимо значение какого – либо слова вам поможет Толковый словарь Ожегова.
СЛАЙД
5. Физминутка.
Танец маленьких утят
6. Работа по теме.
Чтение текста с остановками
Вопросы к рассказу
--Как вы думаете это близкий путь или нет?
- Что значит на свободу?
- Почему на кочке было прочное место для гнезда?
- Чуть больше 3 км –это много или мало для человека , а для маленьких утят?
-Кого боялась уточка , почему?
- Для чего пустила вперёд?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
-Зачем они это сделали?
- Как себя поведёт мама –утка?
-Прочитаем , как описал поведение мамы Пришвин.
- Как чувстует в этот момент себя уточка?
- Если бы утята могли разговаривать, что бы они закричали?
- А какое слово вы произносите , когда боитесь?
- На кого в данном случае похожи утята?
-Как выдумаете как поведёт себя автор?
- Смогли объяснить свой поступок дети?
- Что вы почувствовали в этот момент?
- Как бы вы повели себя, оказавшись на месте ребят?
-Как поведёт себя уточка – мать?
- Что могла сказать уточка?
-Вспомните, как уточка шла в начале рассказа.А почему сейчас побежала впереди?-
-Как автор назвал детей?Что он имел ввиду?
-Чем закончится рассказ?
- Вот так закончилось это история. У этой истории счастливый конец.
7. Закрепление.
- Кто являются главными героями произведения
- Какими были утята в рассказе?
- Каким был автор по отношению к детям? К утятам?
8. Работа в паре.(карточки)
- Какими были ребята?
1 ряд – в начале рассказа
2 ряд – при встречи с автором
3 ряд – в конце рассказа.
9.Работа с пословицами.
СЛАЙД
УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ – УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ.
ДОБРЫЙ ПРИМЕР – ЛУЧШЕ СТА СЛОВ.
- Кому из действующих лиц подходит пословица и почему?
10 .продолжение
СЛАЙД
1)
-Чтобы вы теперь изменили в этой иллюстрации , прочитав рассказ?
2) М.Пришвин очень любит природу.И в своих произведениях внимательным читателям даёт уроки.
- Вы поняли , какой урок Пришвин всем нам дал? Над чем надо задуматься каждому из нас?
(ответы)
- Уважать братьев наших меньших
- не совершать бездумных поступков
- любить природу, беречь её
- защищать животных ,оказывать им помощь.
- делать добро.
3) Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
11.Рефлексия
- Ребята ,мы сейчас обсудили героев, их поступки, а вот вы о себе что – нибудь поняли, прочитав этот рассказ. Начните свой ответ со слов
СЛАЙД
Я понял …
Мне захотелось…
Я буду стараться…
слайд
12 Дом.задание
- У вас на столе лежат кружочки с заданиями, предлагаю вам самим выбрать ёщё одно задание:
- красный – нарисовать рисунок к произведению
- зелёный – составить план к рассказу
- жёлтый – пересказать.
13. Итог урока
СЛАЙД- музыка
-Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель – глазами доброго человека.
Спасибо за урок!
МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
по учебнику «Литературное чтение» 2 класс
Л.Ф. Климановой,В. Г. Горецкого и др.
УМК «Школа России»
Тема: М.Пришвин «Ребята и утята».
Провела : Чубукова Г.В.-
учитель начальных классов