СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе на тему: Образ исторического события в рассказе И.С.Шмелева "Страх"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан с целью ознакомления с рассказом И.С.Шмелева «Страх», формирования знаний об историческом событии- убийстве императора Александра II, исторической ситуации в России этого периода, овладения навыками анализа художественного текста..

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе на тему: Образ исторического события в рассказе И.С.Шмелева "Страх"»

Тема: «Образ исторического события в рассказе И. С. Шмелева «Страх».

Автор: Крючкова Г. А.- учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя школа»;

Предмет: литература

Класс: 7 класс

Тип урока: урок - размышление

Цели:

Образовательные

  1. 1) Ознакомление с рассказом И.С.Шмелева «Страх»

  2. 2) Формирование знаний об историческом событии- убийстве императора Александра II, исторической ситуации в России этого периода

  3. 3) Овладение навыками анализа художественного текста..

Развивающие

1) Развитие навыков выразительного чтения, устной речи;

2) Формирование навыков коммуникативного характера

3) Развитие навыков свободно выражать свои мысли на уроке.

Воспитательные

1) Воспитание чувства патриотизма

2) Воспитание интереса и уважения к прошлому нашей Родины.



Ход урока

1. Мотивация

В начале урока я хочу обратиться к вам со словами великого французского педагога Ж. Ж. Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

Я надеюсь, что мы с вами достигнем поставленных целей.

Проверьте готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу. И начинаем урок.

Мы говорили, что литература может изображать многие образы. И с сегодняшнего урока мы поговорим ещё об образе исторического события в литературе. Образ исторического события в художественном произведении- это всегда в той или иной степени условное изображение исторических фактов из жизни людей.

Писателю в передаче той или иной эпохи важно понять характеры и поступки людей прошлого.

  1. Актуализация знаний

- Мы будем говорить о произведении И.С.Шмелёва, в котором отражен историческая эпоха, а в частности, факт из биографии русского императора.

-Каждый из вас должен был познакомиться с содержанием рассказа И.С.Шмелёва «Страх».

И.С. Шмелёв был писателем- эмигрантом, который покинул Родину после революции 1917 года. Но, даже уехав за границу, он не переставал изображать родину, говорить о своих чувствах к родной земле. Прежде чем начать работу с текстом, давайте познакомимся с некоторыми этапами биографии писателя.

(слайды 1-12)

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «страх»?



Рассказ «Страх» был создан Шмелёвым в Париже в 1937 году. Тоска по родине, воспоминание о прошлом подводят писателя к написанию рассказа, освещающего историческую эпоху. И содержание рассказа переносит нас в далёкий 1881 год.

-Так какое историческое событие положено в основу сюжета рассказа «Страх»?

(Ответ подготовленного ученика) (слайды 13-15)

1 марта 1881 г. в России произошло очередное политическое убийство.

Это день покушения на императора Александра II, закончившийся его гибелью. Каким же был император?

Старший сын Николая I и Александры Фёдоровны (дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III).

Родился 29 апреля 1818 г. в Москве. Воспитателем наследника был поэт В. А. Жуковский.

После смерти отца вступил на престол.

Его первым важным решением стало заключение Парижского мира (30 марта 1856 г.), который положил конец Крымской войне. Воцарение Александра II отмечено «оттепелью» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации (12 сентября 1856 г.) он объявил амнистию декабристам. Несмотря на о, что Александр II по своим взглядам не являлся либералом, он глубоко осознавал необходимость перемен и стал одним из великих реформаторов в истории России.

3 марта 1861 г. издал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В годы правления Александра II осуществлялись ключевые государственные реформы. Административная реформа вводила губернские и уездные земские учреждения. Судебная — публичность и гласность суда, независимость судей, новый порядок судопроизводства. После преобразования военного ведомства рекрутская повинность сменилась срочной службой. Реформа народного образования расширила права университетов.

При Александре к России были присоединены Кавказ, Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова (в обмен на южную часть Сахалина). Стремясь усилить своё влияние на Балканах и помочь национально-освободительному движению славянских народов, страна воевала с Турцией (1877—1878 гг.).

Однако положение крестьянства существенно не улучшилось. Несмотря на либеральные реформы, в России нарастало революционное движение. На жизнь императора неоднократно покушались (1866, 1867, 1879 и 1880 гг.).

Во второй половине 1860 – начале 70 годов зарождаются народнические организации, главной целью которых было организовать крестьянскую революцию в России.

Одной из народнических организаций была организация «Народная воля». В июле 1878 года её членами был вынесен смертный приговор Александру II. Они были убеждены, что гибель царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Исполнительный комитет «Народной воли» начал настоящую охоту на императора. Тщательно проследив маршруты царских выездов, народовольцы следовали по возможному пути самодержца.

1 марта 1881 года царь поехал по набережной. Взрывом первой бомбы была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги, от взрыва которой оба получили смертельные ранения. Александр II скончался через несколько часов.

  1. Работа с текстом

Таким предстаёт перед нами император Александр II в исторической справке, а давайте обратимся к тексту рассказа и посмотрим, какой портрет даёт нам Шмелёв.

(стр. 51) Это тот царь, с хохлом… портрет его, в золотой раме, висит в столовой. Тот, особенный, кто всё может… может и казнить, и миловать? Его помазал сам Бог, -- рассказывал мне Горкин, -- и он не простой человек, а как угодник и святые люди. Его поставил Бог, и он особенно близкий к Богу. Ходит в золоте, и ест на золоте, и ест не то, что едят все люди. Что же он может есть? – я не могу придумать.

- Найдите в тексте слова Антипушки, который даёт оценку царствованию Александра II.

(с. 52) Да, преставился наш царь-батюшка, царство ему небесное, вечный покой. Не простой он был царь, а отец родной, царь — Освободитель… нас, крестьянский народ на волю выписал, выкупил у господ… и крепостных теперь нету, и меня выкупил… годов двадцать как выкупил… царь благой, наш Ослободитель…, а его лихие губители вчера в Питере убили, лиходеи…, что нас вот ослободил…

- От чьего лица ведётся повествование в рассказе «Страх»?

- Опишите героя- рассказчика. Что можно сказать о характере героя, воспитании и отношении к жизни и людям?

- Приведите фрагменты, которые показывают переживаемые героями рассказа чувство страха.

В рассказе мы встречаемся с упоминанием о НИГИЛИСТАХ. Как называют их простые люди? (ЭНТИ, МИГИЛИСТЫ)

- Кто же такие были эти новые люди?

(Ответ подготовленного ученика) (слайд 16)

Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилизм в общем смысле подразумевает под собой отрицание, негативное отношение к определённым, или даже ко всем сторонам общественной жизни. Развитие нигилизма началось в XIX веке в результате притока атеистических и материалистических идей. Нигилисты придерживались точки зрения полного отрицания, для них не было ничего, достойного уважения. Они считали пустяками все, чему люди привыкли преклоняться, глумились над общепринятыми категориями, стремились поломать все, за чем утверждена вековая давность.

Учитель:

- Почему простые люди боятся нигилистов? Найдите в рассказе отрывки, в которых показан страх перед ними.

- Какая тональность преобладает в начале рассказа?

- Как постепенно меняется настроение его главных героев?

Страх перед неизвестностью мучает население. Вдох облегчения раздаётся только тогда, когда «Присягу» успели поцеловать. На смену умершему императору пришёл новый.

(Слайд 17)

Этим новым императором становится сын Александра II. АЛЕКСАНДР III. Он вступил на престол 2 марта (14 марта) 1881 года, после убийства отца, которое повергло правящий класс империи в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства. К присяге императору и Наследнику впервые в истории приводились «и крестьяне наравне со всеми верными подданными российского государства.

Учитель: Спокойствие приходит только тогда, когда государство обретает нового императора.

- Найдите в рассказе портрет императора. Можно ли сказать, что народ возлагает надежды на спасителя? Как это показывается портретом?

У нас опять царь, и враги не придут нас резать. Прежнего царя перенесли на боковую стенку, рядом с бисерной барыней, а над столом повесили нового царя. Все у нас говорят, что этот царь очень сильный, может даже сломать подкову. Это хорошо: враги будут его бояться. Новый царь весело глядит, глаза у него синие, большие, лицо большое, как у Василь Василича, и борода такая же, широкая, золотая. А лоб высокий, с залысиной, «мудреющий».

- Обратите внимание на стилистику произведения, на его синтаксис. Почему в рассказе «Страх» так много просторечных слов, восклицательных предложений, вопросительных предложений и многоточий?

— Какие слова и почему выделены в тексте рассказа особым шрифтом- курсивом?

— Почему автор обращает внимание читателя на эти слова?

— Вернёмся к теме нашего урока. Соответствует ли название рассказа замыслу писателя?

  1. Итог урока

—Удалось ли И.С.Шмелёву создать образ исторической эпохи в своём поизведении?

И.С. Шмелёв, рисуя картину жизни, обращается к исторической эпохе и через вымышленных героев, чьи судьбы он показывает на фоне исторического времени, раскрывает образ исторического события.

Автор, отбирая исторический материал, преобразует его при помощи творческого воображения, создавая мир художественного произведения.

Шмелёв глазами главного героя- ребёнка показывает конкретную историческую эпоху. Страх- движущая сила рассказа.

- Можно ли оправдать убийство Александра II?

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлён и испуган. Крестьяне и обыватели Александра II жалели. Народническое движение зашло в тупик. Александр II вошёл в русскую историю как царь- освободитель, а его гибель оказалась напрасной неоправданной жертвой политических разногласий в российском обществе второй половины XIX века.

- Какие образы русских людей вам особенно запомнились?

- Какие черты национального характера раскрываются в рассказе?



  1. Рефлексия


Закончи предложения


Сегодня на уроке я научился …

Было интересно…

Я выполнял(а)…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Свою работу на уроке я оценю на …



  1. Д/з. 1) стр.56-57 – составить план биографии Замятина Е.И.

2) стр. 57-59, вопросы стр.59




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!