СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе «Басни И.А.Крылова». Составлен в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературы был проведен  14.10.2016г. в 5а классе

учителем МБОУ СОШ№38 Ефимовой Ириной Борисовной.

Урок соответствует требованиям ФГОС. Составлен по программе В.Я.Коровина

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе «Басни И.А.Крылова». Составлен в соответствии с требованиями ФГОС»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38»

МО АБДУЛИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ





















УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ














Учитель русского языка и литературы

Ефимова Ирина Борисовна

высшая квалификационная категория






г.Абдулино

2016г.


14.10.2016г.

Тема: Басни И.А.Крылова


«Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)


Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Планируемые образовательные результаты обучения:

Предметные:

Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев);

уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки

Познавательные:

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 19 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Регулятивные:

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя)

Коммуникативные:

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные:

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Выражение личного отношения к прочитанному



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, басни, написанные обучающимися, карточки.


Ход урока.


  1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.

  2. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:

Сегодняшний урок я начну строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят! (Слайд №1)


Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский?

Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?


Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.) (Слайд №2)


А как нам достичь этой цели?

(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)


Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, актёров, баснописцев, покажем знание и понимание басен.

Для подготовки к уроку мы старательно готовились, каждый проделал огромную работу, все волнуются. Ребята, волноваться не нужно. Я каждому из вас желаю удачи!


II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»

Учитель:

-Ребята, перед началом урока мне передали конверт. Это необычное письмо адресовано вам. В нем задание от одного из героев произведений И. А. Крылова, начинающего баснописца. Давайте попробуем угадать, о каких произведениях И. А. Крылова в нём идёт речь и кто автор сего послания.

(Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1

(Ответ:

  1. «Демьянова уха»,

  2. «Обоз»,

  3. «Две бочки»,

  4. «Слон и Моська»,

  5. «Кошка и Соловей»,

  6. «Волк и Журавль»,

  7. «Ворона и Курица»,

  8. «Тришкин кафтан»,

  9. «Слон на воеводстве»,

  10. «Мор зверей»,

  11. «Квартет».

(Отправитель - Мартышка))


- Ребята, как мы оценим творчество Мартышки? Удалось ей сочинить басню? А что называется басней? Давайте дадим определение.

К какому роду литературы относится басня?

Что лежит в основе басни? (аллегория)

А что такое аллегория?

Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)

А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом) (Слайд №3)


- Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп) (Слайд №4)

  • А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?

( поэт Жан де Лафонтен) (Слайд №5)

  • Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)

(Слайды №6-7)

  • Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов. (Слайды №8-9)


  • А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).

  • Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде) (Слайд №10)



  • До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.

Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?

Обратите внимание, как изображён Крылов?

А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?

  1. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания

5а –Мухамадиев Денис, Ермолин Вадим; 5б- Григорьев Алеша, Захаров Илья) Приложение №2

IV. Задание «Найди пару»

Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.

(Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый лист бумаги, клей-карандаш.)

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты. (Слайд №11)

ВОРОНА

ОБЕЗЬЯНА

СТРЕКОЗА

ЛИСИЦА

ЗЕРКАЛО

ЯГНЁНОК

ВОЛК

МУРАВЕЙ

ЛИСТЫ

ПЕТУХ

КУКУШКА

КОРНИ

ОСЁЛ

МУЖИК


V. «Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой. После каждой угаданной басни ребята выступают с инсценированным чтением басни. Первую слушаем в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)

1.

Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.

2.

Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!

3.

Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!

4.

Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!

5.

Срочно сниму тёплую квартиру до весны!

6.

Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель!



Ответы: 1. Мартышка Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»,

2. Мартышка «Мартышка и очки»,

3. Лебедь, Рак, Щука «Лебедь, Щука и Рак»,

4. Свинья «Свинья под дубом»,

5. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,

6. Ворона «Ворона и Лисица»



VI. Физминутка.

VII. Творческий отчёт.

- Ребята, на предыдущем уроке вы получили задание сочинить басню.

Я проверила ваши работы. С наиболее удачными предлагаю познакомиться.

Какая из работ больше всего понравилась?

Кому из ребят удалось создать произведение, соответствующее жанру басни?

(Идея, сюжет, композиция)

VIII. Литературное состязание.

Учитель:

- А теперь вас ждёт литературное состязание! Кто в нём будет самым активным? Басни Крылова легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова.

Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”? А для чего мы используем их в речи? (Слайды 12-22)

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова? (Слайд 23)


Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?

А разве не бывает людей без недостатков?


Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.


Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.

А легко ли следовать этим правилам? Почему?

Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше.

Учитель:

-Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?


X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.

(Разгадать кроссворд или сделать иллюстрацию к изученной басне И.А.Крылова.)



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!