СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по творчеству С.Есенина с применением сингапурских структур обучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина»



ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Цель: раскрыть образ родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина

Тип урока: изучение нового материала (открытие «новых» знаний)
Этапы урока:
 1. Организации

2. Актуализации

3. Проблематизации

4. Открытия «новых» знаний

5. Закрепления открытых «новых» знаний

6. Домашнее задание

7. Рефлексии



Ход урока.

«Моя лирика жива одной большой любовью,

любовью к Родине. Чувство Родины –

основное в моем творчестве»

С. Есенин.

1. Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

2. Урок я хочу начать с эпиграфа «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве» С. Есенин.

Исходя из сказанного сформулируйте тему урока.

Сергей Есенин говорил, что Родина- это основное чувство в его творчестве. А что для вас значит слово «Родина»? Напишите продолжение предложения «Для меня Родина – это…» (структура финк-раунд-робин). Дается 1 минута, затем каждый зачитывает свое предложение.

Я предлагаю вам следующее задание:

Структура ЭЙ АР ГАЙД.

1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.

до

утверждения

после


Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа.



Представители различных литературных течений, даже футуристы, с уважением относились к творчеству Есенина.



Невозможно объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии.



Центральной в творчестве Есенина является тема родины.



Поэзия Есенина может научить современного человека понимать и любить свою страну, её богатую и трагичную историю.


На работу вам дается 2 минуты, затем отложите листы в сторону.

Скажите какова цель нашего урока? (Раскрыть образ Родины в творчестве Есенина, рассмотреть особенности изображения Родины Есениным)

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, постараемся понять, а, может быть, «открыть для себя» этого великого русского поэта.



3. По сути, все творчество Есенина можно разделить на три этапа. Назовите эти этапы.

1 период -1914 -1916 гг. Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные им родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но даёт силы жить и творить. В эти годы поэт создаёт самые светлые свои стихи. Подъём душевных и творческих сил под влиянием происходящих в стране изменений.

2 период -1919-1921 гг. Кризис. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, “тёмные” метафоры определяют характер поэзии.

3 период -1924- 1925 гг. Возвращение на родину. Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком “прям”, слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.

  1. Класс разделён на 3 группы. Каждая получает задание проанализировать стихотворения С. Есенина определённого периода и выявить особенности образного мышления поэта в этот период времени. Учащиеся каждой группы должны оформить свои наблюдения в виде таблицы:

период творчества

образ родины и отношение к ней поэта



У каждого в группе листок со стихотворением и таблицей. Сначала работают самостоятельно, а затем обмениваются информацией внутри группы.
5. Учащиеся комментируют составленные таблицы. Выходим на то, что Родина у Есенина в каждый из периодов творчества разная, в зависимости от душевного состояния поэта. Скажите близка ли вам, сегодняшним читателям, «есенинская Родина»? Если да, то чем, если нет, то почему?

А теперь я попрошу вас вернуться к таблице «До и После»

  1. Еще раз прочитайте утверждения. В столбике «после» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны.

  2. Сравните столбики «до» и «после». Изменились ли ваши убеждения? Почему? А какие из этих утверждений являются важными для вас?

до

утверждения

после


Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа.



Представители различных литературных течений, даже футуристы, с уважением относились к творчеству Есенина.



Невозможно объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии.



Центральной в творчестве Есенина является тема родины.



Поэзия Есенина может научить современного человека понимать и любить свою страну, её богатую и трагичную историю.


6. Домашнее задание

Литературовед Ю. Тынянов сказал, что «Его (Есенина) стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с утверждением Тынянова? Почему? Письменно ответить на вопрос.

7. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке самостоятельно в оценочных листах.



































Оценочный лист урока

Фамилия Имя

Оценка за работу на уроке













Оценочный лист урока

Фамилия Имя

Оценка за работу на уроке













Оценочный лист урока

Фамилия Имя

Оценка за работу на уроке





















Задания для работы на уроке

  1. Напишите продолжение предложения «Для меня Родина – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.

    до

    утверждения

    после


    Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа.



    Представители различных литературных течений, даже футуристы, с уважением относились к творчеству Есенина.



    Невозможно объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии.



    Центральной в творчестве Есенина является тема родины.



    Поэзия Есенина может научить современного человека понимать и любить свою страну, её богатую и трагичную историю.


  3. Проанализируйте стихотворение 1914 года «Гой, ты Русь, моя родная…» С. Есенина и выявите особенности образного мышления поэта в этот период времени. Оформите свои наблюдения в виде таблицы:

    период творчества

    образ родины и отношение к ней поэта

























  4. Домашнее задание

Литературовед Ю. Тынянов сказал, что «Его (Есенина) стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с утверждением Тынянова? Почему? Письменно ответить на вопрос.



Задания для работы на уроке

  1. Напишите продолжение предложения «Для меня Родина – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.

    до

    утверждения

    после


    Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа.



    Представители различных литературных течений, даже футуристы, с уважением относились к творчеству Есенина.



    Невозможно объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии.



    Центральной в творчестве Есенина является тема родины.



    Поэзия Есенина может научить современного человека понимать и любить свою страну, её богатую и трагичную историю.


  3. Проанализируйте стихотворение 1920 года «Я последний поэт деревни» С. Есенина и выявите особенности образного мышления поэта в этот период времени. Оформите свои наблюдения в виде таблицы:

    период творчества

    образ родины и отношение к ней поэта

























  4. Домашнее задание

Литературовед Ю. Тынянов сказал, что «Его (Есенина) стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с утверждением Тынянова? Почему? Письменно ответить на вопрос.



Задания для работы на уроке

  1. Напишите продолжение предложения «Для меня Родина – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.

    до

    утверждения

    после


    Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа.



    Представители различных литературных течений, даже футуристы, с уважением относились к творчеству Есенина.



    Невозможно объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии.



    Центральной в творчестве Есенина является тема родины.



    Поэзия Есенина может научить современного человека понимать и любить свою страну, её богатую и трагичную историю.


  3. Проанализируйте стихотворение 1925 года «Спит ковыль. Равнина дорогая…» С. Есенина и выявите особенности образного мышления поэта в этот период времени. Оформите свои наблюдения в виде таблицы:

    период творчества

    образ родины и отношение к ней поэта

























  4. Домашнее задание

Литературовед Ю. Тынянов сказал, что «Его (Есенина) стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с утверждением Тынянова? Почему? Письменно ответить на вопрос.



Самоанализ

Мною был проведен урок литературы в 11 классе по теме «Тема Родины в творчестве С.А. Есенина». Урок в разделе «Творчество С. Есенина» второй, перед этим была изучена биография поэта. Этот урок включен в раздел, чтобы показать значимость образа Родины как для самого поэта, так и для его творчества. Следующий урок будет посвящен теме любви в творчестве Есенина, таким образом, прослеживается взаимосвязь образов Родины и любимой женщины в творчестве Есенина.

По типу урок – урок изучения нового материала («открытия новых знаний»).

Основная цель урока: раскрыть образ родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина, а также проследить эволюцию образа Родины в лирике поэта.

На уроке отрабатывались следующие УУД:

Личностные-самоопределение, смыслообразование, познавательные- постановка цели на урок, синтез и анализ текстовой информации, построение логической цепочки рассуждения, решение учебных задач, коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, построение монологического высказывания, регулятивные- планирование, контроль, коррекция, саморегуляция. Формы организации деятельности на уроке: групповая, индивидуальная. Виды деятельности учащихся на уроке: слушание, говорение, чтение, письмо.

В уроке можно выделить несколько этапов. Каждый этап был нацелен на достижение определенного результата

1 этап- организации:

Цель: вхождение учащихся в деятельность на уроке

Результат: готовность учащихся к работе

2 этап – актуализации:

Цель: постановка цели урока, определение границ «знания-незнания»

Результат: цель урока определена, намечен план деятельности

Для достижения результата на данном этапе использовались структуры «Финк-Раунд-Робин» и «Эй ар Гайд» из Сингапурской методики обучения

3 этап – проблематизации:

Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия новых знаний»

Результат: повторен материал о периодизации творчества Есенина

Для достижения результата применялся фронтальный опрос.

4 этап – открытия «нового» знания:

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для решения учебной задачи

Результат: выступление каждой из групп, заполнение таблицы

Для достижения результата использовалась структура «Сималтиниус-Раунд-Робин»

5 этап – закрепление изученного материала:

Цель: закрепить полученные знания, выявить взаимосвязь между изображением образа Родины в творчестве С. Есенина и его душевным состоянием

Результат: учащиеся выявили, что поэт по-разному изображает образ Родины на протяжении своего творчества

Для достижения цели использовался фронтальный опрос

6 этап – информация о домашнем задании:

Цель: выявить усвоение материала урока путем постановки проблемного вопроса, можно ли считать стихи Есенина легкими для чтения

7 этап –рефлексии:

Цель: выявить осознанность учащимися своей деятельности

Результат: учащиеся сами оценили свою работу на уроке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!