СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "Роль учительницы в судьбе мальчика"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте урокам показана  душевная щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Роль учительницы в судьбе мальчика"»

Конспект урока литературы 6 класс
ТЕМА Роль учительницы в судьбе мальчика.

Цель: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.

Задачи:

а) образовательные: раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;

б) развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода, выполнение творческой работы;

в) воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр видеофрагмента.

Программно-методическое обеспечение: учебники литературы для 6 класса (автор В.В.Коровин), в/фильм.

Основные этапы урока.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

1. Ребята, я думаю, вы легко ответите на вопрос: без кого не может существовать школа?

- Действительно, школа не может существовать без учителей и учеников. Они необходимы друг другу. Вот и для проведения сегодняшнего урока мне необходима ваша помощь, а вам, возможно, понадобится моя. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать.

- С каким произведением вы знакомились на предыдущих уроках? Кто его автор?
(сегодня мы вновь обратимся к самому лучшему рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

1 стадия. ВЫЗОВ( пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) . Введение в тему. Создание кластера

Кто главный герой рассказа? (мальчик Володя, ваш ровесник)
Создадим кластер. Вспомните всех, с кем общается мальчик в рассказе. Я тоже создала кластер.(к л а с т э р)

На доске видите кластер

Мальчик (Деревенские жители, дядя Ваня, дядя Илья; Мать мальчика, тётя Надя, директор школы Василий Андреевич, Федька, Лидия Михайловна Районные ребята - Птаха, Вадик Тишкин, )

- С кем из них у мальчика хорошие отношения, а с кем нет? (обозначить символами +, - ). Дайте краткую характеристику всем героям, которых назвали.

1 ряд рассказывает кратко о тех героях, которым поставили + ,

2 ряд о тех героях, которым поставили - (кратко в нескольких предложениях расскажите о героях (раздать карточки детям)

2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (Этап целеполагания и планирования)

- Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика? (Учительница Лидия Михайловна)

О ком мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока

ТЕМА. Роль учительницы в судьбе мальчика.

Какую цель поставите себе на уроке? ( сделать вывод, выяснить. какую роль сыграла учительница в судьбе Володи) .

Работа в группах. 1 группа. Зачитаем описание Лидии Михайловны.
 Подчеркните в данном отрывке слова и выражения из столбика, которые характеризуют Лидию Михайловну.

«Она сидела передо мной аккуратная  вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… (с.103)
Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»(с. 108)

Доброта

скромность

простота

неприметность,

аккуратность

Забота о детях

материнское начало

внимательность

интерес к азартным играм

красота и обаяние


– Какие черты характера учительницы вы увидели? (Доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратность, красота и обаяние).

2 группа . Зачитаем описание Лидии Михайловны:
 Выберите из столбика те качества, которыми обладает Лидия Михайловна, и подчеркните их.

«В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться… (с.102) Её голос начинал на меня действовать усыпляющее..» 
«Лидия Михайловна …интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно… Она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас».(с.99) Лидия Михайловна представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных…
(с. 108)


Доброта

скромность

простота

неприметность,

аккуратность

Забота о детях

Материнская любовь

внимательность

интерес к азартным играм

красота и обаяние


– Какие черты характера увидели в образе Лидии Михайловны?
 (Забота о детях, материнская любовь, внимательность).


Приём ловушки

– А почему вы не подчеркнули выражение интерес к азартным играм?

(Мы с вами все знаем, какой поступок совершает учитель, чтобы помочь ребёнку – решается на запрещённую игру. Наверное, долго думала, как помочь ученику.)
- Почему же Лидия Михайловна решается на запрещённую игру? У неё был выбор – играть или не играть?

(Учитель поставил цель – помочь ребёнку любыми средствами, чтобы мальчик смог купить себе молоко и хлеб). (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги)

- Как она пыталась помочь ученику?


Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику.


Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

Посмотрим эпизод «Игра в пристенок» из фильма Е.Ташкова «Уроки французского»

- Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны? («преступление», «растление», «совращение»)

Пара учеников знакомит класс с толкованием лексического значения слов «преступление», «растление», «совращение», прозвучавших в речи директора .

Преступление – 1. Самовольно нарушить, отступить от чего-нибудь. 2. Общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. (585)

Растление – растленный – безнравственный, морально разложившийся(666)

Совращение – совратить – побудить сделать ложный шаг, проступок, сбить с правильного пути.(742) Слова-синонимы ГРОТЕСК

- Действительно ли на ваш взгляд поступок учительницы «преступление»? (нет)

– Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?

- Каким вы себе представляете директора школы?


(Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»)


(Директор отчитывает Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно закона.)


Директор должен был знать, как живут его ученики. Он в ответе за всех.

Зачитаем концовку рассказа: с.120

«И больше я её никогда не видел. 
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

– Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе?  (Символ душевной щедрости).

3 стадия Рефлексия (осмысление)

Приём условного допущения.
«А если бы в этой посылке, кроме макарон и трёх яблок, лежало письмо, что в нём было бы написано?» …..

Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика.?

Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину на Кубань. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым. 


– Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?  (Доброты, бескорыстия, душевной щедрости, отзывчивость, милосердие, любовь).
Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта.

– Как одним словом можно назвать эти чувства? (Нравственность).

Нравственность – это правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе.


Слова критиков: «Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты.
Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой.
Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

Продолжите предложения:

  • Я задумался (задумалась) над…

  • Я открыл (открыла) для себя…

  • Чему я хочу научиться?

Домашнее задание. Объём не менее 50 слов

1. Письмо директору школы.

2. Учитель, которого я выбираю.

Создавать письменные тексты поможет вам мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!