Конспект урока литературы 6 класс
ТЕМА Роль учительницы в судьбе мальчика.
Цель: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.
Задачи:
а) образовательные: раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;
б) развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода, выполнение творческой работы;
в) воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр видеофрагмента.
Программно-методическое обеспечение: учебники литературы для 6 класса (автор В.В.Коровин), в/фильм.
Основные этапы урока.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
1. Ребята, я думаю, вы легко ответите на вопрос: без кого не может существовать школа?
- Действительно, школа не может существовать без учителей и учеников. Они необходимы друг другу. Вот и для проведения сегодняшнего урока мне необходима ваша помощь, а вам, возможно, понадобится моя. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать.
- С каким произведением вы знакомились на предыдущих уроках? Кто его автор?
(сегодня мы вновь обратимся к самому лучшему рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).
1 стадия. ВЫЗОВ( пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) . Введение в тему. Создание кластера
Кто главный герой рассказа? (мальчик Володя, ваш ровесник)
Создадим кластер. Вспомните всех, с кем общается мальчик в рассказе. Я тоже создала кластер.(к л а с т э р)
На доске видите кластер
Мальчик (Деревенские жители, дядя Ваня, дядя Илья; Мать мальчика, тётя Надя, директор школы Василий Андреевич, Федька, Лидия Михайловна Районные ребята - Птаха, Вадик Тишкин, )
- С кем из них у мальчика хорошие отношения, а с кем нет? (обозначить символами +, - ). Дайте краткую характеристику всем героям, которых назвали.
1 ряд рассказывает кратко о тех героях, которым поставили + ,
2 ряд о тех героях, которым поставили - (кратко в нескольких предложениях расскажите о героях (раздать карточки детям)
2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (Этап целеполагания и планирования)
- Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика? (Учительница Лидия Михайловна)
О ком мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока
ТЕМА. Роль учительницы в судьбе мальчика.
Какую цель поставите себе на уроке? ( сделать вывод, выяснить. какую роль сыграла учительница в судьбе Володи) .
Работа в группах. 1 группа. Зачитаем описание Лидии Михайловны.
Подчеркните в данном отрывке слова и выражения из столбика, которые характеризуют Лидию Михайловну.
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… (с.103) Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»(с. 108) | Доброта |
скромность |
простота |
неприметность, |
аккуратность |
Забота о детях |
материнское начало |
внимательность |
интерес к азартным играм |
красота и обаяние |
– Какие черты характера учительницы вы увидели? (Доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратность, красота и обаяние).
2 группа . Зачитаем описание Лидии Михайловны:
– Выберите из столбика те качества, которыми обладает Лидия Михайловна, и подчеркните их.
«В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться… (с.102) Её голос начинал на меня действовать усыпляющее..» «Лидия Михайловна …интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно… Она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас».(с.99) Лидия Михайловна представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных… (с. 108) | Доброта |
скромность |
простота |
неприметность, |
аккуратность |
Забота о детях |
Материнская любовь |
внимательность |
интерес к азартным играм |
красота и обаяние |
– Какие черты характера увидели в образе Лидии Михайловны? (Забота о детях, материнская любовь, внимательность).
Приём ловушки
– А почему вы не подчеркнули выражение интерес к азартным играм?
(Мы с вами все знаем, какой поступок совершает учитель, чтобы помочь ребёнку – решается на запрещённую игру. Наверное, долго думала, как помочь ученику.)
- Почему же Лидия Михайловна решается на запрещённую игру? У неё был выбор – играть или не играть?
(Учитель поставил цель – помочь ребёнку любыми средствами, чтобы мальчик смог купить себе молоко и хлеб). (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги)
- Как она пыталась помочь ученику?
Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику.
Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
Посмотрим эпизод «Игра в пристенок» из фильма Е.Ташкова «Уроки французского»
- Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны? («преступление», «растление», «совращение»)
Пара учеников знакомит класс с толкованием лексического значения слов «преступление», «растление», «совращение», прозвучавших в речи директора .
Преступление – 1. Самовольно нарушить, отступить от чего-нибудь. 2. Общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. (585)
Растление – растленный – безнравственный, морально разложившийся(666)
Совращение – совратить – побудить сделать ложный шаг, проступок, сбить с правильного пути.(742) Слова-синонимы ГРОТЕСК
- Действительно ли на ваш взгляд поступок учительницы «преступление»? (нет)
– Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?
- Каким вы себе представляете директора школы?
(Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»)
(Директор отчитывает Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно закона.)
Директор должен был знать, как живут его ученики. Он в ответе за всех.
Зачитаем концовку рассказа: с.120
«И больше я её никогда не видел.
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
– Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе? (Символ душевной щедрости).
3 стадия Рефлексия (осмысление)
Приём условного допущения.
«А если бы в этой посылке, кроме макарон и трёх яблок, лежало письмо, что в нём было бы написано?» …..
Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика.?
Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину на Кубань. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым.
– Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброты, бескорыстия, душевной щедрости, отзывчивость, милосердие, любовь).
Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта.
– Как одним словом можно назвать эти чувства? (Нравственность).
Нравственность – это правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе.
Слова критиков: «Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты.
Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой.
Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.
Продолжите предложения:
Домашнее задание. Объём не менее 50 слов
1. Письмо директору школы.
2. Учитель, которого я выбираю.
Создавать письменные тексты поможет вам мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».