СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме: «Басня И.А.Крылова «Осёл и Соловей. Аллегория и мораль».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  литературы по теме:

«Басня И.А.Крылова «Осёл и Соловей. Аллегория и мораль».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели: познакомить с  краткими  сведениями  из                          жизни  И.А.Крылова, с басней «Осёл и Соловей»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: «Басня И.А.Крылова «Осёл и Соловей. Аллегория и мораль».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Конспект урока литературы в 6 классе по теме:

«Басня И.А.Крылова «Осёл и Соловей. Аллегория и мораль».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Осёл и Соловей»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные:

  • развивать умение находить нужные сведения;

  • выявить основную идею басни;

  • подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

  • формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;

  • закреплять термины «аллегория», «мораль»;

  • формирование навыка работы с иллюстрациями;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;

  • совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие:

  • развивать речь учащихся;

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные:

  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

  • формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как глупость, невежество

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2009г







ХОД УРОКА

Эпиграф: История твердит – вот человек каков,

а должен быть каким - вещает басня.

Вольтер

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Психологический настрой.

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Опрос домашнего задания.





- Что было задано на дом?

- Итак, что вам известно о И.А.Крылове?

Работа с учебником.

(с.30-34)











































Учащиеся зачитывают составленные планы к прочитанной статье.

Примерный план:

1.Рождение И.А.Крылова в бедной дворянской семье.

2. Роль отца в обучении маленького Крылова.

3. Разнообразные способности мальчика.

4. Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.

5. Образованнейший человек своего времени.

Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.

«Биография И.А.Крылова».

  1. Отметьте дату рождения И.А.Крылова

А) 1812 г.

Б)1844 г.

В) 1769 г.

2. Определите место рождения И.А.Крылова

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

В) Тверь

3.Воспитанием мальчика занималась:

А) бабушка

Б) мать

В) няня

4.Восьмилетний Крылов работал:

А) грузчиком

Б) мыл посуду

В) переписчиком бумаг

5. Крылов в большей степени становится известен как:

А) баснописец

Б) журналист

В) издатель

6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:

А) Более двухсот басен

Б) Более трёхсот басен

В) Более ста


2)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал уроков в предыдущих классах)

-Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

Приём «Незаконченные предложения».

-Продолжите предложения:

Басня – это стихотворное или прозаическое произведение… (нравоучительного сатирического характера).

Мораль – краткое заключение … (в котором разъяснена её основная поучительная мысль)

Басня состоит из …(зачина, морали)

В баснях мы часто встречаем …

В баснях обличаются… (человеческие пороки).

Олицетворение – это наделение человеческими качествами … (животных, оживление предметов, явлений природы).

Аллегория – это иносказание — … (изображение отвлечённого понятия через конкретный образ).


Итог: В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Многие басни смешны, с помощью смеха легко донести мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

3.


















































4.

Определение темы и цели урока.















1.Вступительное слово учителя.

Прошло более 240 лет со дня рождения Крылова, а басни его актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить своё Отечество.

К творчеству И.А.Крылова , баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами. В 6 классе нам предстоит более сложная работа над баснями.

- Сегодня мы познакомимся с новой басней И.Крылова с басней «Осёл и Соловей».

- А какова история создания этой басни? (Индивидуальное задание по учебнику, стр.36-37)






























Определение цели урока самими обучающимися.


Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

Рассказ о том, как была написана басня.

И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.

Физкультминутка


Литературу любим мы, друзья,

Читаем крыловские мы строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

5.

Работа над темой урока. Басня «Осёл и соловей».



1. Выразительное чтение басни учителем.

- О чём эта басня?

-Как вы понимаете слова и словосочетания: мастерище, свирель, являть своё искусство стал

2.Чтение басни учащимися.

3. Аналитическая беседа по содержанию.

Игра «Лови вопрос».

- Назовите героев басни;

- С какой просьбой обратился Осёл к Соловью?

- Как описывает Крылов пение соловья?


- Как слушали пение Соловья все в округе?





- Какова была реакция осла на пение Соловья? Как он его слушал? Какой приговор услышал Соловей?

- Как поступил Соловей, услышав приговор Осла?


- Какова мораль этой басни?

Как вы понимаете это выражение? В чём смысл этих слов?



4. Практическая работа с текстом басни «Осёл и Соловей»

I группа: Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья? Прочитайте.







II группа: Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей? Прочитайте.






III группа: Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою?


5.Работа над выразительным чтением басни.


& Словарная работа:

МАСТЕРИЩЕ - искусный мастер.

СВИРЕЛЬ - русский музыкальный инструмент; род двуствольной продольной флейты.

Являть своё искусство стал – стал показывать своё пение





Осёл, Соловей


«Послушай-ка, дружище! ...

Велико ль подлинно твоё уменье?»



Зачитывают


«Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, и прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался и только иногда, внимая Соловью, пастушке улыбался».



Осёл, уставясь в землю лбом: «Изрядно, говорит, …

Когда бы у него немножко поучился».


Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за за тридевять земель».


Мораль басни: “Избави бог и нас от этаких судей”

О настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, и тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.



Работа в группах.

Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы “защёлкал”, “засвистал”, “отдавался”, “рассыпался”. А также сравнение со свирелью, метафору “мелкой дробью рассыпался”, эпитет “томной” свирелью.


Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже “затихли ветерки”, “птички замолкли”, “стада животных прилегли”, “пастух пением любовался”.



Осёл – глупый, ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения.

6.

Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

-Чему вас научила басня «Осёл и Соловей»?


А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведём тест.

1. Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2. Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

А) аллегория;

Б) сравнение;

В) метафора.

3. Мораль басни служит для раскрытия:

А) характера героя ;

Б) главной мысли произведения ;

В) темы произведения.

4. Моралью басни “Осёл и Соловей” является :

А) сожаление об утраченном сыре;

Б) осуждение глупости и тупости ;

В) поощрение хитрости.

5. Где находится мораль в басне “Осёл и Соловей”:

А) в начале басни;

Б) в конце басни;

В) вообще её нет.




Читая басни И.А.Крылова, мы убеждаемся, что они не потеряли своей актуальности и в настоящее время







7.

Рефлексия

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2. Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

4. «Я оцениваю свои знания…..потому что…»










Заполняют бланк самооценки.

8.

Домашнее задание

1) выразительное чтение басни “Осёл и Соловей” (по выбору наизусть или по ролям);

2) ответить на вопрос №2 (стр. 43 учебника).

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!