СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме: «Басня И.А.Крылова «Листы и корни. Аллегория и мораль».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  литературы по теме:

«Басня И.А.Крылова «Листы и корни. Аллегория и мораль».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели: познакомить с басней «Листы и корни»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: «Басня И.А.Крылова «Листы и корни. Аллегория и мораль».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Конспект урока литературы по теме:

«Басня И.А.Крылова «Листы и корни. Аллегория и мораль».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели: познакомить с басней «Листы и корни»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные:

  • развивать умение находить нужные сведения;

  • выявить основную идею басни;

  • подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

  • формирование умения анализа сюжета и построения басни;

  • закреплять термины «аллегория», «мораль», «олицетворение», «антитеза»;

  • формирование навыка работы с иллюстрациями;

  • совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям;

  • совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие:

  • развивать речь учащихся;

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные:

  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

  • формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как хвастовство, надменность

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009г, иллюстрированная книга «Басни И.Крылова».









ХОД УРОКА

Эпиграф: «Люблю, где случай есть пороки пощипать!»

И.А. Крылов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Психологический настрой.

- Добрый день!

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Опрос домашнего задания.





- Что было задано на дом?

- Что такое «басня», «аллегория», «мораль», «олицетворение»?

-Каковы особенности басни?


Слово учителя.

В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений подразумевает людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.







































- Повторить литературоведческие термины.

Читать выразительно басню «Осёл и Соловей»

Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.

Баснописец -  тот, кто пишет басни

Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.

Мораль – нравоучительный вывод.

Олицетворение- животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.


Особенности басни:

  • Небольшой рассказ, часто стихотворный

  • Делится на 2 части:

основное повествование и мораль (нравоучительный вывод),

  • Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек)

  • Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых)

  • Персонажи (герои) – животные

  • Диалог (разговор двух или более героев)

  • Разговорный язык

Мини - викторина

1. Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова:

-Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши. (Муравей)

-Голубушка, как хороша (Лисица)

-Вот то-то мне и духу придает

Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки» (Моська)

2.Продолжи выражение:

1. А ларчик… (просто открывался).

2. А Васька слушает… (да ест).

3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).

4. У сильного всегда… (бессильный виноват).

5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).




























3.




































Определение темы и цели урока.














1.Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы познакомимся с новой басней И.Крылова «Листы и Корни».

-Какова ваша цель работы на этом уроке?




-Кто такой И.А. Крылов и что такое басня мы узнали. И сейчас посмотрим и прочитаем, каков жанр басни в творчестве И.А. Крылова




Определение цели урока самими обучающимися.

Мы познакомимся с …

Мы научимся читать .. , правильно говорить,

Мы узнаем, о чём говорится в ..

Мы должны понять, какой иносказательный смысл заключен в ней.


Жанр басни в творчестве И.А. Крылова:

        - Первую басню И.А. Крылов написал в 11 лет;

        - Книги басен Крылова расходились огромными тиражами, переиздавались 3-4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.

        - Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, а говорил о тех, которые есть в русских людях.

        - Персонажи басен – животные, растения, предметы

        - Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики;

        - Строчки разной длины, помогает передать разговорную речь.

4.

Физкультминутка


Литературу любим мы, друзья,

Читаем крыловские мы строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

5.

Работа над темой урока. Басня «Листы и Корни».



1. Выразительное чтение басни учителем.

-Какие слова вам непонятны?




2.Чтение басни учащимися.

-Определите, в каких словах заключена мораль басни?

3. Аналитическая беседа по содержанию.

Игра «Лови вопрос».

- Кто герои басни?

- Что говорят листья?

-А корни?

- Какие качества присущи листьям? Корням?

- Какой иносказательный смысл заключен в басне?

- Что высмеивает Крылов?





- Кто противопоставляется в этой басне?

-Противопоставление называется антитеза.

4. Речевая характеристика героев.

Какой характер у листьев?

Кого Крылов имел ввиду, изображая листья?


-А какие корни?

Кого он здесь подразумевал?

5.Чтение басни по ролям.

1 группа: найти слова листьев, при чтении передать хвастливость, высокомерие, надменность листьев.

2 группа: найти слова корней, при чтении передать сдержанность, достойное спокойствие, уверенность корней.

6.Работа над выразительным чтением басни.


& Словарная работа:

Зефир – теплый, легкий ветер

Толковать - говорить

Примолвить - сказать

Надменный - высокомерный

Коем- котором


«Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, -

Не станет дерева, ни вас».


Листы, корни, рассказчик








Человеческие качества -

самодовольство, эгоизм и социальное неравенство

& Словарная работа:

Самодовольный – полный любования самим собой

Эгоизм - себялюбие

листы и корни, власть и народ








самодовольные, капризные, заносчивые

высшее общество, власть, начальство


трудолюбивые, терпеливые

простой народ

6.

Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

-Что высмеивал Крылов в басне «Листы и Корни»?



-Чему учат нас басни И.Крылова?




Отрицательные черты характера (неумение договариваться, безделье, жестокость, бездоказательное обвинение кого-либо, бессмысленная злоба и т.д.)


Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

7.

Рефлексия

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2. Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

4. «Я оцениваю свои знания…..потому что…»










Заполняют бланк самооценки.

8.

Домашнее задание

1.      Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному чтению.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!