учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
развивать умение находить нужные сведения;
выявить основную идею басни;
подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
формирование умения анализа сюжета и построения басни;
закреплять термины «аллегория», «мораль», «олицетворение», «антитеза»;
формирование навыка работы с иллюстрациями;
совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям;
совершенствовать навык осознанного чтения;
воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как хвастовство, надменность
И.А. Крылов.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Психологический настрой. - Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Опрос домашнего задания. | - Что было задано на дом? - Что такое «басня», «аллегория», «мораль», «олицетворение»? -Каковы особенности басни? Слово учителя. В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений подразумевает людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. | - Повторить литературоведческие термины. Читать выразительно басню «Осёл и Соловей» Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль. Баснописец - тот, кто пишет басни Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек. Мораль – нравоучительный вывод. Олицетворение- животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют. Особенности басни: Небольшой рассказ, часто стихотворный Делится на 2 части: основное повествование и мораль (нравоучительный вывод), Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых) Персонажи (герои) – животные Диалог (разговор двух или более героев) Разговорный язык Мини - викторина 1. Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова: -Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши. (Муравей) -Голубушка, как хороша (Лисица) -Вот то-то мне и духу придает Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки» (Моська) 2.Продолжи выражение: 1. А ларчик… (просто открывался). 2. А Васька слушает… (да ест). 3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь). 4. У сильного всегда… (бессильный виноват). 5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку). |
3. | Определение темы и цели урока. | 1.Вступительное слово учителя. - Сегодня мы познакомимся с новой басней И.Крылова «Листы и Корни». -Какова ваша цель работы на этом уроке? -Кто такой И.А. Крылов и что такое басня мы узнали. И сейчас посмотрим и прочитаем, каков жанр басни в творчестве И.А. Крылова | Определение цели урока самими обучающимися. Мы познакомимся с … Мы научимся читать .. , правильно говорить, Мы узнаем, о чём говорится в .. Мы должны понять, какой иносказательный смысл заключен в ней. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова: - Первую басню И.А. Крылов написал в 11 лет; - Книги басен Крылова расходились огромными тиражами, переиздавались 3-4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200. - Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, а говорил о тех, которые есть в русских людях. - Персонажи басен – животные, растения, предметы - Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики; - Строчки разной длины, помогает передать разговорную речь. |
4. | Физкультминутка | Литературу любим мы, друзья, Читаем крыловские мы строки… Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! | |
5. | Работа над темой урока. Басня «Листы и Корни». | 1. Выразительное чтение басни учителем. -Какие слова вам непонятны? 2.Чтение басни учащимися. -Определите, в каких словах заключена мораль басни? 3. Аналитическая беседа по содержанию. Игра «Лови вопрос». - Кто герои басни? - Что говорят листья? -А корни? - Какие качества присущи листьям? Корням? - Какой иносказательный смысл заключен в басне? - Что высмеивает Крылов? - Кто противопоставляется в этой басне? -Противопоставление называется антитеза. 4. Речевая характеристика героев. Какой характер у листьев? Кого Крылов имел ввиду, изображая листья? -А какие корни? Кого он здесь подразумевал? 5.Чтение басни по ролям. 1 группа: найти слова листьев, при чтении передать хвастливость, высокомерие, надменность листьев. 2 группа: найти слова корней, при чтении передать сдержанность, достойное спокойствие, уверенность корней. 6.Работа над выразительным чтением басни. | & Словарная работа: Зефир – теплый, легкий ветер Толковать - говорить Примолвить - сказать Надменный - высокомерный Коем- котором «Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится, - Не станет дерева, ни вас». Листы, корни, рассказчик Человеческие качества - самодовольство, эгоизм и социальное неравенство & Словарная работа: Самодовольный – полный любования самим собой Эгоизм - себялюбие листы и корни, власть и народ самодовольные, капризные, заносчивые высшее общество, власть, начальство трудолюбивые, терпеливые простой народ |
6. | Подведение итогов урока. | Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы. -Что высмеивал Крылов в басне «Листы и Корни»? -Чему учат нас басни И.Крылова? | Отрицательные черты характера (неумение договариваться, безделье, жестокость, бездоказательное обвинение кого-либо, бессмысленная злоба и т.д.) Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки. |
7. | Рефлексия | - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» 1. Мне было трудно понять…». 2. Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….» 4. «Я оцениваю свои знания…..потому что…» | Заполняют бланк самооценки. |
8. | Домашнее задание | 1. Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному чтению. | Открывают дневники, записывают домашнее задание. |