СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "Образ кентавра в литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата:_______________________

Предмет    русская литература

Класс   6

Тема урока  «Образ кентавра в литературе» (А.Белый «Игры кентавров»,  и Д.Апдайк «Кентавр»)

Цель урока: рассмотреть развитие мифологической темы и образа в литературном произведении; выделить своеобразные черты мифологизации;

развивать умение сопоставлять полученные ранее факты с новыми, выделять в тексте главное;

прививать интерес к персонажам и их отражению в литературе как носителям определенных нравственных качеств.

Тип урока изучение новой темы

 Оборудование: портреты А.Белого, Д.Апдайка, изображение кентавра, древних сооружений, видеоролик «моделирование кентавра»

План урока.

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка изученного материала (3 мин)

    А) фронтальный опрос

3. Изучение новой темы (20 мин)

   А) слово учителя. работа с портретами.

   Б) видеоролик

   С) Работа в группах. Анализ стихотворений.

4. Закрепление. Чтение стихотворений о кентаврах.

     Защита своей работы (15 мин)

5. Итог урока. Выводы учащихся (5 мин)

6. Дача Д/З (1 мин)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Деятельность учителя. Деятельность учащихся Приветствие. Целеполагание. Объявление темы урока. Что вам известно по теме урока? Что вы хотели бы узнать?
  2. Проверка изученного материала.
  1. Самый популярный из греческих героев, сын Зевса и  смертной женщины Алкмены?
  2.  Его римское имя? Сколько подвигов совершил Геракл?
  3. Совершая очередной подвиг (какой именно?),  преследуя врагов, Геракл ранит  смертоносной стрелой своего друга, у которого укрылись преследуемые. О ком идет речь?
  4. Какое название носил лев, которого поразил Геракл?
  5. Почему Геракла любили и ценили простые люди?
  6.  Какие еще боги Древней Греции вам известны?
  7. Расскажите о легенде «Яблоко раздора»  3. Изучение новой темы.

А) Слово учителя. Тема нашего урока – «Кентавры». Итак, кентавры, в греческой мифологии, дикие существа, полулюди, полукони, обитающие в горах и лесных чащах. Больше всего известны произведения А.Белого и Д.Алдайка. Обратите внимание на их портреты. Ка они выглядели? Их фантазия была поразительна. Согласно мифу отцом первых кентавров был фессалийский царь Иксион, который был влюблен в Геру, жену Зевса. Зевс наделил тучу обликом Геры, и от их союза с Иксионом произошли кентавры. После победы Геракла над кентаврами они были вытеснены из Фессалии, где обитали изначально, и расселились по всей Греции. Образ кентавра трактовался греческими мифами неоднозначно. Одни из них были воспитателями героев, другие были, наоборот, враждебны к людям (причем последних было большинство). Кентавры не являлись бессмертными, кроме одного - Хирона, сына Кроноса и нимфы Филиры. Согласно греческим мифам именно Хирон обучал греков искусству врачевания (непосредственно учил самого Асклепия - бога врачевания у древних греков),в отличие от других кентавров был благожелателен и мудр; Хирон лично воспитал Тесея, Ясона, Ахилеса и Диоскуров. Но в целом кентаврам присущ дикий, необузданный нрав и враждебное отношение к людям.  В настоящее время в мире волшебников кентавры являются непосредственными обитателями Запретного леса (согласно древнегреческим мифам, кентаврам свойственно обитать не только в горах, но и в лесах). Кентавры никогда напрямую ничего не отвечают, всегда крутят вокруг да около. Им интересно только то, что находится за атмосферой, в галактике. 

Легенда o Кентавре:

В греческой мифологии легендарное существо, у которого конские туловище и ноги, а там, где должна начинаться шея коня, высится человеческий торс. Кентавры (в переводе с греческого «убивающие быков»), являясь воплощением буйной природной силы, отличаются жестокостью и необузданным нравом. Кентавры возили колесницу Диониса, бога вина и виноделия; на них также ездил бог любви Эрос, что подразумевало их склонность к пьянству и амурным приключениям. Существует несколько легенд о происхождении кентавров. В доолимпийскую эпоху появился «справедливейший из кентавров» Хирон. Его родителями были океанида Фелира и бог Крон. Крон принял облик коня, поэтому дитя от этого брака соединило в себе черты коня и человека. Хирон прославился мудростью, терпением, умением врачевать, он был наставником героевмифологических историй Ясона, Актеона, Ахиллеса. Первых двух Хирон учил благородной охоте, добывая дичи столько, сколько необходимо для пропитания, и не допуская никаких излишеств. Будущего героя Троянской войны Ахиллеса Хирон воспитывал с младенчества, вскармливая его мясом львов и диких кабанов, костным мозгом медведей («Ахилл» —значит не кормленный грудью). Фениксу кентавр Хирон вернул зрение, вылепив ему искусственные глаза из порошка опала, бирюзы и сапфиров, смешав этот порошок с золотым песком, нектаром и амброзией. Ко всему был добавлен осколочек солнечного луча, и мир яркими красками засиял в новых глазах Феникса. Свое искусство исцелять Хирон передал сыну Аполлона Асклепию. Хирон единственный из кентавров обладал бессмертием, дарованным ему богами. В олимпийскую эпоху появляется другой миф о происхождении кентавров. Будто бы фессалийский царь Иксион воспылал любовью к самой владычице богов Гере. Зевс подшутил над ним, подослав вместо богини туманное облако, которому он придал облик Геры. И родился в этом странном браке кентавр; от него и диких кобылиц фессалийских гор и произошло все их буйное племя. Этот миф объясняет эпитет «тучеродные», которым античные авторы обозначали кентавров.

Б) Видеоролик. Вот такие легенды создавались о кентаврах. Но кто из нас мог видеть его движения, и то, как он передвигается. Давайте обратим свое внимание на монитор (показываю видеоролик)  

- Итак, ребята! После моего  рассказа и просмотра видеоролика я  хочу, чтобы вы сделали анализ  стихотворения по инструкции. Вы уже знаете, как выглядит кентавр, и слушали внимательно мой рассказ о Хироне. (раздаю стихотворения и инструкции к анализу) Для этой работы разделимся на группы. Каждая группа должна в итоге защитить свою работу.

4. Закрепление. Чтение стихотворений о кентаврах.

     Защита своей работы.

5. Итог урока. Выводы учащихся по уроку

6. Дача Д/З. Комментирование оценок. (кому за что?)

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Образ кентавра в литературе"»

Дата:_______________________

Предмет    русская литература

Класс   6

Тема урока  «Образ кентавра в литературе» (А.Белый «Игры кентавров»,  и Д.Апдайк «Кентавр»)

Цель урока: рассмотреть развитие мифологической темы и образа в литературном произведении; выделить своеобразные черты мифологизации;

развивать умение сопоставлять полученные ранее факты с новыми, выделять в тексте главное;

прививать интерес к персонажам и их отражению в литературе как носителям определенных нравственных качеств.

Тип урока изучение новой темы

 Оборудование: портреты А.Белого, Д.Апдайка, изображение кентавра, древних сооружений, видеоролик «моделирование кентавра»

План урока.

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка изученного материала (3 мин)

А) фронтальный опрос

3. Изучение новой темы (20 мин)

А) слово учителя. работа с портретами.

Б) видеоролик

С) Работа в группах. Анализ стихотворений.

4. Закрепление. Чтение стихотворений о кентаврах.

Защита своей работы (15 мин)

5. Итог урока. Выводы учащихся (5 мин)

6. Дача Д/З (1 мин)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Деятельность учителя. Деятельность учащихся Приветствие. Целеполагание. Объявление темы урока. Что вам известно по теме урока? Что вы хотели бы узнать?

  2. Проверка изученного материала.

  1. Самый популярный из греческих героев, сын Зевса и  смертной женщины Алкмены?

  2.  Его римское имя? Сколько подвигов совершил Геракл?

  3. Совершая очередной подвиг (какой именно?),  преследуя врагов, Геракл ранит  смертоносной стрелой своего друга, у которого укрылись преследуемые. О ком идет речь?

  4. Какое название носил лев, которого поразил Геракл?

  5. Почему Геракла любили и ценили простые люди?

  6.  Какие еще боги Древней Греции вам известны?

  7. Расскажите о легенде «Яблоко раздора» 
    3. Изучение новой темы.

А) Слово учителя. Тема нашего урока – «Кентавры». Итак, кентавры, в греческой мифологии, дикие существа, полулюди, полукони, обитающие в горах и лесных чащах. Больше всего известны произведения А.Белого и Д.Алдайка. Обратите внимание на их портреты. Ка они выглядели? Их фантазия была поразительна. Согласно мифу отцом первых кентавров был фессалийский царь Иксион, который был влюблен в Геру, жену Зевса. Зевс наделил тучу обликом Геры, и от их союза с Иксионом произошли кентавры. После победы Геракла над кентаврами они были вытеснены из Фессалии, где обитали изначально, и расселились по всей Греции. Образ кентавра трактовался греческими мифами неоднозначно. Одни из них были воспитателями героев, другие были, наоборот, враждебны к людям (причем последних было большинство). Кентавры не являлись бессмертными, кроме одного - Хирона, сына Кроноса и нимфы Филиры. Согласно греческим мифам именно Хирон обучал греков искусству врачевания (непосредственно учил самого Асклепия - бога врачевания у древних греков),в отличие от других кентавров был благожелателен и мудр; Хирон лично воспитал Тесея, Ясона, Ахилеса и Диоскуров. Но в целом кентаврам присущ дикий, необузданный нрав и враждебное отношение к людям. 
В настоящее время в мире волшебников кентавры являются непосредственными обитателями Запретного леса (согласно древнегреческим мифам, кентаврам свойственно обитать не только в горах, но и в лесах). Кентавры никогда напрямую ничего не отвечают, всегда крутят вокруг да около. Им интересно только то, что находится за атмосферой, в галактике. 

Легенда o Кентавре:

В греческой мифологии легендарное существо, у которого конские туловище и ноги, а там, где должна начинаться шея коня, высится человеческий торс. Кентавры (в переводе с греческого «убивающие быков»), являясь воплощением буйной природной силы, отличаются жестокостью и необузданным нравом. Кентавры возили колесницу Диониса, бога вина и виноделия; на них также ездил бог любви Эрос, что подразумевало их склонность к пьянству и амурным приключениям. Существует несколько легенд о происхождении кентавров. В доолимпийскую эпоху появился «справедливейший из кентавров» Хирон. Его родителями были океанида Фелира и бог Крон. Крон принял облик коня, поэтому дитя от этого брака соединило в себе черты коня и человека. Хирон прославился мудростью, терпением, умением врачевать, он был наставником героевмифологических историй Ясона, Актеона, Ахиллеса. Первых двух Хирон учил благородной охоте, добывая дичи столько, сколько необходимо для пропитания, и не допуская никаких излишеств. Будущего героя Троянской войны Ахиллеса Хирон воспитывал с младенчества, вскармливая его мясом львов и диких кабанов, костным мозгом медведей («Ахилл» —значит не кормленный грудью). Фениксу кентавр Хирон вернул зрение, вылепив ему искусственные глаза из порошка опала, бирюзы и сапфиров, смешав этот порошок с золотым песком, нектаром и амброзией. Ко всему был добавлен осколочек солнечного луча, и мир яркими красками засиял в новых глазах Феникса. Свое искусство исцелять Хирон передал сыну Аполлона Асклепию. Хирон единственный из кентавров обладал бессмертием, дарованным ему богами. В олимпийскую эпоху появляется другой миф о происхождении кентавров. Будто бы фессалийский царь Иксион воспылал любовью к самой владычице богов Гере. Зевс подшутил над ним, подослав вместо богини туманное облако, которому он придал облик Геры. И родился в этом странном браке кентавр; от него и диких кобылиц фессалийских гор и произошло все их буйное племя. Этот миф объясняет эпитет «тучеродные», которым античные авторы обозначали кентавров.

Б) Видеоролик. Вот такие легенды создавались о кентаврах. Но кто из нас мог видеть его движения, и то, как он передвигается. Давайте обратим свое внимание на монитор (показываю видеоролик)

- Итак, ребята! После моего рассказа и просмотра видеоролика я хочу, чтобы вы сделали анализ стихотворения по инструкции. Вы уже знаете, как выглядит кентавр, и слушали внимательно мой рассказ о Хироне. (раздаю стихотворения и инструкции к анализу) Для этой работы разделимся на группы. Каждая группа должна в итоге защитить свою работу.

4. Закрепление. Чтение стихотворений о кентаврах.

Защита своей работы.

5. Итог урока. Выводы учащихся по уроку

6. Дача Д/З. Комментирование оценок. (кому за что?)


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!