СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: "Старославянская азбука и её создатели". 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет провести урок внеклассного чтения в начальной  школе и познакомить учащихся с создателями славянской азбуки.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема: Старославянская азбука и её создатели.

Задачи:

  • Познакомить с первыми учителями славян – Кириллом и Мефодием;

  • Познакомить с историей создания старославянской азбуки;

  • Показать особенности начертания букв «кириллицы», сравнить с современным алфавитом;

  • Воспитывать бережное отношение к слову, к языку;

  • Развивать интеллектуальные знания учащихся.


ХОД УРОКА:

Слайд 1

Организационный момент.

Сегодня мы проведём урок чтения.

Скажите мне пожалуйста, чем обычно мы занимаемся на уроке чтения?

Слайд 2

Тогда прочитайте мне небольшой текст.

Почему не получается?

Слайд 3

- С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удается передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились читать и писать.

- Как вы думаете, а умели ли наши предки читать и писать?

Послушайте стихотворение Н.Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей»:

В старину учились дети-

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки

В как Веди, Г- Глаголь

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины назывался перочинным

Очиняли им перо, если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки на церковном языке.


-Но задумывались ли вы, кто открыл славянам это богатство, с помощью которого мы читаем, пишем, понимаем друг друга, откуда взялись наши буквы, когда появились буквы, ведь раньше их не было?


  • Хотите узнать, как появилась наша, славянская азбука?

Но сначала давайте сравним алфавит и азбуку. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая?

ответы детей

- Слова алфавит и азбука обозначают одно и тоже: совокупность букв, расположенных в установленном порядке. Но происхождение их разное. «Азбука»-славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки «азъ» и «буки».

Слайд 4

На доске: АЗБУКА = АЗЪ + БУКИ

Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита.

На доске: АЛФАВИТ = АЛЬФА + ВИТА


-«Аз, буки, веди…» - на протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство русского человека с книгой. И тысяча лет тому назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кириллицей, стала основой письменности.

Слайд 5

В старославянской азбуке 40 букв, и каждая имеет свое название, в отличие от букв русского алфавита. Три буквы вышли из употребления очень рано : -юс большой, -юс большой йотированный, - юс малый йотированный.


  • Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

  • Ребята, а кто из Вас знает, кто создал Старославянскую азбуку?

Слайд 6

Кирилл и Мефодий.

Кем были Кирилл и Мефодий?

Почему?

Слайд7

Было это в 9 веке, т.е. более 11 веков назад. Жил в одном городе богатый вельможа, военачальник по имени Лев. Он был грек, а жена его Мария была славянкой. У них было семеро сыновей, которых они воспитали в любви к Богу и благочестии. Самого старшего звали Мефодий, а младшего – Константин. Когда Константину было 7 лет, он видел сон, в котором словно наяву, он увидел, будто местный воевода собрал на бал самых красивых и знатных девиц и предложил Константину выбрать себе невесту. Из всех красавиц лишь одна привлекла его внимание и стала его избранницей, имя её было София. Он обручился с неё и был ей верен до конца дней.


Когда Константин рассказал о видении родителям, они сказали сыну, что назначено ему Богом, служить Софии Премудрости Божией и нести слово Божие людям. Родители поспешили исполнить волю Господа и подыскали Константину хороших учителей. Своим прилежанием в учёбе, упорством, стремлением к знаниям Константин поражал своих учителей.

Прилежно изучая книги, Константин видел, насколько ещё незначительны его познания, т.е. ему требовались ещё более лучшие учителя.


Он усердно просил Бога послать ему лучших учителей и, прошение его исполнилось. В это время в Греческой земле умер император, и стал царствовать сын его Михаил с матерью своей благочестивой царицей Феодорой. Но Михаил был ещё малолетним, и ему в воспитатели были назначены три вельможи. Один из них был хорошо знаком с родителями Константина, и, зная об успехах и прилежании Константина, послал за ним, чтобы он учился наукам вместе с юным императором Михаилом.

Константин с радостью отправился в путь, благодаря Бога за помощь. Своим умом и прилежанием он приводил в изумление своих учителей, за что его впоследствии прозвали Константин - философ, мудрец.

Слайд 8

Его старший брат Мефодий, следуя отцу, стал военачальником. Он был столь талантлив как организатор, что ему было поручено правление одним из славянских княжеств. Перед ним открывалась высокая военная карьера. Но Мефодий от воеводства отказался и ушёл на святую гору Олимп, в монастырь, чтобы служить Богу.

Слайд 9

Однажды к императору Михаилу, с которым учился Константин, пришли послы от одного славянского племени. Народ этого племени желал принять святое крещение и просил прислать к ним священника. Константин имел священнический сан, хорошо говорил на славянском языке, его и направили.

Константин съездил, рассказал им о Слове Божьем, о правилах жизни, которые надо соблюдать христианам, научил нескольким молитвам, крестил их.

- А что нам дальше делать? – спросили новые христиане.

- Возлюбить друг друга, просвещать свой разум и очищать душу, - говорил Константин, и уже понимал, что слова его пропадут без пользы.

- Скажите, ребята, как Вы думаете, при помощи чего человек может просветить свой разум?

(При помощи Священных книг).

- Но у славян не было ни одной Священной книги, потому что в то время Библия существовала только на латинском, греческом и еврейском языке.

Славяне имели красивый язык, но они не имели возможности красоту славянского слова выразить письменно, т. к. их письменность была очень примитивная; и тем более она не могла передать всего величия Божественного творения.

- Как вы думаете, легко ли создать письменность?

Придумать новую азбуку трудно, но можно. Ещё труднее познать законы, по которым язык живёт.

Познать законы славянского языка мог только образованнейший человек. Таким и был Константин, недаром его прозвали Константин - Философ, Мудрец.

И тогда император Михаил вызвал братьев Мефодия и Константина (в монашестве Кирилла) и поручил им перевести Священные книги на славянский язык.

Без знания законов языка книги написать невозможно, но самое главное невозможно перевести Священное Писание – Библию.

Но Константин знал, что делать. Он затворился в своей келье (Словарь: келья – комната монаха в монастыре), наложил на себя сорокадневный пост (Словарь: пост – очень строгие ограничения в еде, пища только растительная и в очень малых количествах) и неустанно молился.

Он просил Бога открыть ему буквы, которыми можно будет выразить всю красоту славянского языка для прославления величия Божия. Давайте вместе с автором стихотворения попробуем представить то, как Кирилл создавал славянскую азбуку.


Слайд10

Чтение стихотворения на фоне колокольного звона.

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит,

И, казалось, Сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит!

Слайд 11

И Господь исполнил прошение. Святой Кирилл при помощи Божией изобрёл славянскую азбуку. (Словарь: Святые – это люди, угодившие Богу.)

Слайд 12

В старославянской азбуке каждая буква имеет своё имя. Открывает старославянскую азбуку буква АЗЪ, которая обозначает звук «А». АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» - Я есть Бог.

Имя второй буквы «БУКИ», она обозначает звуки «Б» и «БЬ». Буки – это и есть буквы. Слово буквы произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для своих письмен.

Сложите 1-ю и 2-ю букву (АЗЪ + БУКИ). Что получилось? Азбуки или азбука. Вот откуда произошло слово азбука.


Работа с азбукой.

- Ребята, внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы? (В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском).

- Назовите эти буквы.


- На какие современные буквы похожи старославянские буквы?


Слайд 13

Ребята, давайте попробуем прочитать слова, пользуясь названием славянских букв.

1. твердо, рцы, ук, добро.

2. слово, како, аз, земля, како, аз.

  1. я, земля, еры, како.

  2. малете, аз, малете, он, червь, како, аз.

  3. рцы, он, добро, иже, наш, аз.

Ответы: труд, сказка, язык, мамочка, родина.

Слайд 14

Рассмотрите фрагменты рукописных книг. Какие необычные черты вы заметили?

Слайд 15

Большие, искусно украшенные узорами начальные буквы текста называются буквицами.

Для украшения рукописных книг использовались все виды орнаментов. Древнерусские художники включали в свои орнаменты образы птиц и зверей, растений и людей.

Слайд 16

Переплёты книг делались из плотной кожи. Некоторые книги вставлялись в кованые обложки-оклады и украшались серебром, золотом и драгоценными камнями.

- А следующее задание будет творческое.

Красиво надо написать слово, а точнее букву.


Слайд 17

Внимательно посмотрите на экран и из старославянских букв составьте слово.


Это слово ДОБРОТА


У вас на листочках написано это слово, но нет первой буквы. Ваша задача её написать.


Слайд 18

В этой работе вам поможет тетрадь по ИЗО. Стр. 46 – 47, 79





































Просмотр содержимого презентации
«5»

?

?

Текст

Текст

АЗБУКА = АЗЪ + БУКИ АЛФАВИТ = АЛЬФА + ВИТА

АЗБУКА = АЗЪ + БУКИ

АЛФАВИТ = АЛЬФА + ВИТА

Кирилл Философ    Святой Кирилл получил великолепное образование, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. 

Кирилл Философ

Святой Кирилл получил великолепное образование, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. 

Мефодий Солунский     Святой , греческий миссионер, архиепископ Моравии.

Мефодий Солунский

  Святой , греческий миссионер, архиепископ Моравии.

Возлюбить друг друга, просвещать свой разум и очищать душу, - говорил Константин

Возлюбить друг друга, просвещать свой разум и очищать душу, - говорил Константин

Помолившись Богу поутру, Наклонился над листом святой, Буквы подносил к его перу Лучезарный ангел золотой. И ложилась букв славянских вязь, И строка бежала за строкой, Книгою великой становясь, Посланной Всевышнего рукой. И, казалось, блеск небесных звёзд Эта книга бережно хранит, И, казалось, Сам Иисус Христос По-славянски с нами говорит!

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит,

И, казалось, Сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит!

Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки

Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки

Прочитай слова твердо, рцы, ук, добро. слово, како, аз, земля, како, аз. я, земля, еры, како. малете, аз, малете, он, червь, како, аз. рцы, он, добро, иже, наш, аз.  Труд Сказка Язык Мамочка Родина

Прочитай слова

  • твердо, рцы, ук, добро.
  • слово, како, аз, земля, како, аз.
  • я, земля, еры, како.
  • малете, аз, малете, он, червь, како, аз.
  • рцы, он, добро, иже, наш, аз.

Труд

Сказка

Язык

Мамочка

Родина

Рассмотрите фрагменты рукописных книг. Какие необычные черты вы заметили?

Рассмотрите фрагменты рукописных книг. Какие необычные черты вы заметили?

Большие, искусно украшенные узорами начальные буквы текста называются буквицами .  Для украшения рукописных книг использовались все виды  орнаментов. Древнерусские художники включали в свои орнаменты образы птиц и зверей, растений и людей.
  • Большие, искусно украшенные узорами начальные буквы текста называются буквицами .
  • Для украшения рукописных книг использовались все виды орнаментов. Древнерусские художники включали в свои орнаменты образы птиц и зверей, растений и людей.
Переплёты книг делались из плотной кожи. Некоторые книги вставлялись в кованые обложки-оклады и украшались серебром, золотом и драгоценными камнями.
  • Переплёты книг делались из плотной кожи. Некоторые книги вставлялись в кованые обложки-оклады и украшались серебром, золотом и драгоценными камнями.
Составь слово  Добро Рцы Он  Он Буки Аз  Твердо Доброта

Составь слово

Добро Рцы Он

Он Буки Аз

Твердо

Доброта

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа стр. 46 – 47,  79

Творческая работа

стр. 46 – 47,

79


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!