№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Слайд |
1. | I. Организационный момент -Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся, Мы чаще награждаемся подарками судьбы… - Ребята, какие подарки судьбы мы можем получить? | - Хорошее настроение, улыбку в ответ, удачу, любовь и заботу близких. | |
2. | II. Актуализация знаний - Живя в обществе, человек постоянно общается с другими людьми, между ними складываются отношения. Посмотрите на этот слайд. Что вы можете сказать об увиденном? | - Люди ссорятся, дерутся, ругаются, разбили посуду, мальчик плачет от обиды или от боли. | |
3. | - Нравятся вам такие отношения? Хотели бы вы такие же себе, своей семье? | - Нет! Ни в коем случае! | |
4. | - Как вы думаете, какие отношения должны преобладать между людьми? | - Тёплые, хорошие, добрые, мирные, дружеские. | |
5. | - Конечно, такие отношения лучше, чем конфликты и ссоры. Вот их примеры. | | |
6. | - Что это за отношения? | - Между родственниками. | |
7. | - Да, это родственные отношения. А это? | - Между соседями. | |
8. | – Это соседские отношения. | | |
9. | - А какие отношения видим здесь? -Такие отношения называют служебными. | - Между коллегами по работе, учителями и учениками, одноклассниками. | |
10. | III. Постановка учебной задачи - С моральной точки зрения все эти отношения между людьми должны строиться на основе взаимоуважения и взаимопомощи. А каких отношений мы не увидели на фотографиях? | - Мы не увидели дружеских отношений. | |
11. | - Да, ребята, даже если у человека всё в порядке дома и на работе, он может быть одинок, если у него нет друзей. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока – … | - Дружба!!! | |
12. | - Ребята, какие вопросы по этой теме вы бы хотели сегодня обсудить? | - Как найти друга? Как не ссорится с другом? Кого можно назвать настоящим другом? | |
13. | IV. «Открытие нового знания» - А что такое дружба, ребята? | - Это когда вместе играешь. Когда помогаешь друг другу. Друг может защитить. Другу можно доверить свой секрет. | |
14. | - А теперь прочитайте второй абзац текста в учебнике на с.32. - Что мы с вами не назвали? | - Уважение друг друга, умение признавать свои ошибки, ничего не требовать взамен. | |
15. | - Давайте обобщим наши ответы и материал учебника. | | |
16. | - У дружбы, по сравнению с другими отношениями между людьми, есть отличительные черты. Первая черта – избирательность. Как вы понимаете значение этого слова? - Вторая – бескорыстность. А это что, по-вашему? - Ещё одна – взаимная симпатия и общность интересов. Как вы объясните это? | - Избирательность – это сам выбираешь себе друга, какого хочешь. | |
- Бескорыстность – это когда дружишь, потому что человек тебе нравится, а не потому, что он тебе даёт игрушки, сладости. |
- С человеком будет интересно, если вы увлечены одной и той же игрой, музыкой или спортом. Тогда вам будет, о чём поговорить, поспорить. |
17. | - Итак, друзей человек выбирает сам из людей, близких по духу, поведению и увлечениям, при этом не преследует личную выгоду или наживу. - Кого выбрать себе в друзья? Как выяснить, настоящий ли у тебя друг? Однозначного ответа на эти вопросы нет. Если устраивать своему другу проверку, можно его обидеть и потерять. - Как вы думаете, что из ниже перечисленного больше всего необходимо для дружбы: умение прощать, делиться, беспокойство за другого человека, помощь другу в беде, умение не обижаться, надёжность? | - Помощь другу в беде. Умение прощать. Надёжность. Умение не обижаться. Всё это необходимо. | |
18. | - Да, ребята, для дружбы все эти качества человеку нужны. - Сейчас вы увидите инсценировку рассказа А.Лопатиной «Настоящий друг». | Четыре ученика показывают инсценировку. (Приложение: А.Лопатина «Настоящий друг») | |
19. | - Почему Володя назвал Лёшу настоящим другом? - Как вы думаете, почему младший брат взял вину старшего брата на себя? - Защищали ли вы когда-нибудь своего друга в беде? | - Лёша взял вину брата на себя. Лёша не выдал брата, хотя мама была на него сердита. - Он считал, что банка с вареньем выскользнула из рук брата по его вине. Младший брат не хотел, чтобы старшего брата отругали родители. | |
20. | - Ответив на эти вопросы, мы можем сказать, что настоящий друг должен быть надёжным. Чем надёжнее человек, тем больше у него друзей. А какого друга можно считать надёжным? | - Того, который приходит на помощь. Кто не предаёт. Того, который умеет хранить секреты. Кому можно довериться. | |
21. | Физминутка | Звучит песня «Дружба крепкая», дети выполняют произвольные упражнения или по образцу одного из учеников. | |
22. | - Ребята, а теперь послушайте кавказскую притчу. Кавказская притча Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды, в ненастную ночь, к нему постучались трое. — Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? — спросил пастух. — Мы — дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь — выбирай сам! Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось богатство. - Ребята, какой вывод вы можете сделать, прослушав эту притчу? | - Дружба – самое дорогое в жизни человека. Без богатства можно прожить, а без друзей будет плохо. Будут друзья – придёт и счастье. Деньги можно у друга занять, а купить друга за деньги нельзя. | |
23. | | Ученик читает наизусть стихотворение, выученное заранее. (Приложение: М.Скребцова «Друга за деньги не купишь») | |
24. | V. Первичное закрепление Работа в тетради на печатной основе 1. Закончи пословицы о дружбе. | | |
25. | 2. Проблемные ситуации. - Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему? - За что мама осудила Соню? - Что бы вы сказали Соне? | Ученики читают тексты по ролям или «цепочкой». (Приложение: «Друзья», «Одинаковые») -Максим играл с тем, у кого была интересная игрушка. Его интересовал не сам человек, а его вещи, то есть он не был бескорыстным. Максима нельзя назвать другом, он просто пользовался игрушками других мальчиков. -Мама осудила Соню за то, что она не расстроилась из-за неудачи подруги, что хвастала своим успехом. Мама осудила дочь, потому что она стала хуже относиться к своей подруге из-за полученной отметки. -Не надо радоваться неуспехам друзей. Друзьям надо помогать, если у них трудности. Друзья познаются в беде. | |
26. | VI. Самостоятельная работа Творческое задание. Рисунок «Дерево дружбы» - Ребята, как чувствует себя дерево, если у него мало корней или вообще нет? -Есть такая пословица: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Как вы это понимаете? -Вы сейчас получите листочки с рисунком дерева без корней. Раскрасьте своё дерево и нарисуйте у него столько корней, сколько у вас друзей. | - Такое дерево будет слабым, больным, может погибнуть. - Чем больше у дерева корней, чем они мощнее, тем дерево крепче, больше, здоровее, красивее. Чем больше друзей у человека, тем он сильнее, потому что друзья могут помочь в трудную минуту, поддержать, успокоить. Звучит песня «Когда мои друзья со мной», дети рисуют под музыку. По завершении работы ученики подходят к доске и прикрепляют свои рисунки. | |
27. | -Ребята, посмотрите, какой у нас лес получился. Как мы его назовём? | - Лес Дружбы!!! | |
28. | Дополнительное задание | Если остаётся время, ученики получают листочки с филвордами (смотри приложение). Работая в парах, ищут понятия, связанные с темой урока. | |
29. | VII. Рефлексия деятельности (итог урока) - Какие отношения бывают между людьми? - Что такое дружба? - Как найти друга? - Как не ссорится с другом? - Кого можно назвать настоящим другом? | -Родственные, дружеские, соседские, служебные. - Личные интересы, уважение друг друга, взаимная привязанность, забота друг о друге, готовность прийти на помощь, умение прощать и признавать свои ошибки. -Надо внимательнее смотреть на окружающих тебя людей, искать того, с кем тебе интересно, есть о чём поговорить, с кем много общего. - Надо уметь прощать и признавать свои ошибки, ведь все могут ошибаться. - Настоящий друг верен, надёжен, предан, всегда придёт на помощь. | |
30. | - В начале урока мы с вами говорили о подарках судьбы. Какие подарки вы получили? Ответьте на вопрос, продолжив фразу: «Сегодня на уроке Мне было интересно… Меня удивило… Я попробую… Сегодня я научился…» | | |
31. | VIII. Домашнее задание - Ребята, многие выдающиеся люди размышляли о жизни, об отношениях между людьми, задумывались о дружбе. Например, великий русский полководец А.В.Суворов говорил так: «Сам погибай – товарища выручай». В вашей тетради есть задание, в котором надо закончить несколько высказываний известных людей о дружбе. Надеюсь, вы справитесь с заданием, воспользовавшись энциклопедией, «Словарём афоризмов» или Интернетом. Д/з: учебник с.32-33, тетрадь с.23,24: составьте памятку законов дружбы и закончите высказывания мудрых людей. | | |
Лёшка, кто позволил тебе трогать мой катер? – закричал Володя, вернувшись из школы.
– Я только посмотрел, – испуганно ответил младший брат.
– Посмотрел… А почему он на боку лежит? – старший брат, стукнул малыша по макушке и пошел на кухню. Обедать не хотелось, и он решил попить чаю с вареньем.
– Володь, а ты сделаешь мне такой катер? – тихо спросил Лёша, входя на кухню вслед за братом.
В этот момент тяжелая банка с вареньем выскользнула из рук Володи и раскололась. Варенье растеклось на полу большой малиновой лужей.
– Вечно ты мешаешь, и теперь мне попадет, – разозлился старший брат, схватил свой портфель и выскочил из дома.
Володя вернулся домой, когда вся семья ужинала. Он тихо вошел на кухню, ожидая нагоняя.
– Где ты пропадал, сынок? Садись ужинать,– ласково сказала мама.
– Я у Гриши был, мы уроки учили, – ответил Володя.
– Вот молодец, – похвалила мальчика мама.
– А ты, Лёша, не получишь к чаю сладкого, раз целую банку с вареньем разбил, – сердито сказала она малышу.
– Лёшка, ты настоящий друг, – прошептал Володя, садясь за стол. – Завтра мы вместе сделаем катер для тебя.
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Урок «Дружба». Учитель МБОУЯСШ №4 Е.В.Боровикова