СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока курса ОРКСЭ "Дружба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В ходе урока ученики порассуждают о дружбе, надёжности, верности, взаимовыручке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»


№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слайд

1.

I. Организационный момент

-Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся,

Мы чаще награждаемся подарками судьбы…

- Ребята, какие подарки судьбы мы можем получить?






- Хорошее настроение, улыбку в ответ, удачу, любовь и заботу близких.


2.

II. Актуализация знаний

- Живя в обществе, человек постоянно общается с другими людьми, между ними складываются отношения. Посмотрите на этот слайд. Что вы можете сказать об увиденном?



- Люди ссорятся, дерутся, ругаются, разбили посуду, мальчик плачет от обиды или от боли.

3.

- Нравятся вам такие отношения? Хотели бы вы такие же себе, своей семье?

- Нет! Ни в коем случае!


4.

- Как вы думаете, какие отношения должны преобладать между людьми?


- Тёплые, хорошие, добрые, мирные, дружеские.


5.

- Конечно, такие отношения лучше, чем конфликты и ссоры. Вот их примеры.


6.

- Что это за отношения?



- Между родственниками.


7.

- Да, это родственные отношения. А это?


- Между соседями.

8.

– Это соседские отношения.



9.

- А какие отношения видим здесь?



-Такие отношения называют служебными.


- Между коллегами по работе, учителями и учениками, одноклассниками.

10.

III. Постановка учебной задачи

- С моральной точки зрения все эти отношения между людьми должны строиться на основе взаимоуважения и взаимопомощи. А каких отношений мы не увидели на фотографиях?






- Мы не увидели дружеских отношений.


11.

- Да, ребята, даже если у человека всё в порядке дома и на работе, он может быть одинок, если у него нет друзей. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока – …

- Дружба!!!

12.

- Ребята, какие вопросы по этой теме вы бы хотели сегодня обсудить?


- Как найти друга? Как не ссорится с другом? Кого можно назвать настоящим другом?


13.

IV. «Открытие нового знания»

- А что такое дружба, ребята?


- Это когда вместе играешь. Когда помогаешь друг другу. Друг может защитить. Другу можно доверить свой секрет.


14.

- А теперь прочитайте второй абзац текста в учебнике на с.32.

- Что мы с вами не назвали?



- Уважение друг друга, умение признавать свои ошибки, ничего не требовать взамен.



15.

- Давайте обобщим наши ответы и материал учебника.






16.

- У дружбы, по сравнению с другими отношениями между людьми, есть отличительные черты. Первая черта – избирательность. Как вы понимаете значение этого слова?

- Вторая – бескорыстность. А это что, по-вашему?

- Ещё одна – взаимная симпатия и общность интересов. Как вы объясните это?


- Избирательность – это сам выбираешь себе друга, какого хочешь.

- Бескорыстность – это когда дружишь, потому что человек тебе нравится, а не потому, что он тебе даёт игрушки, сладости.

- С человеком будет интересно, если вы увлечены одной и той же игрой, музыкой или спортом. Тогда вам будет, о чём поговорить, поспорить.

17.

- Итак, друзей человек выбирает сам из людей, близких по духу, поведению и увлечениям, при этом не преследует личную выгоду или наживу.

- Кого выбрать себе в друзья? Как выяснить, настоящий ли у тебя друг? Однозначного ответа на эти вопросы нет. Если устраивать своему другу проверку, можно его обидеть и потерять.

- Как вы думаете, что из ниже перечисленного больше всего необходимо для дружбы: умение прощать, делиться, беспокойство за другого человека, помощь другу в беде, умение не обижаться, надёжность?


- Помощь другу в беде. Умение прощать. Надёжность. Умение не обижаться. Всё это необходимо.


18.

- Да, ребята, для дружбы все эти качества человеку нужны.

- Сейчас вы увидите инсценировку рассказа А.Лопатиной «Настоящий друг».



Четыре ученика показывают инсценировку. (Приложение: А.Лопатина «Настоящий друг»)


19.

- Почему Володя назвал Лёшу настоящим другом?



- Как вы думаете, почему младший брат взял вину старшего брата на себя?



- Защищали ли вы когда-нибудь своего друга в беде?


- Лёша взял вину брата на себя. Лёша не выдал брата, хотя мама была на него сердита.


- Он считал, что банка с вареньем выскользнула из рук брата по его вине. Младший брат не хотел, чтобы старшего брата отругали родители.


20.

- Ответив на эти вопросы, мы можем сказать, что настоящий друг должен быть надёжным. Чем надёжнее человек, тем больше у него друзей. А какого друга можно считать надёжным?

- Того, который приходит на помощь. Кто не предаёт. Того, который умеет хранить секреты. Кому можно довериться.



21.

Физминутка


Звучит песня «Дружба крепкая», дети выполняют произвольные упражнения или по образцу одного из учеников.



22.

- Ребята, а теперь послушайте кавказскую притчу.

Кавказская притча

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды, в ненастную ночь, к нему постучались трое.

— Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? — спросил пастух.

— Мы — дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь — выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось богатство.

- Ребята, какой вывод вы можете сделать, прослушав эту притчу?










- Дружба – самое дорогое в жизни человека. Без богатства можно прожить, а без друзей будет плохо. Будут друзья – придёт и счастье. Деньги можно у друга занять, а купить друга за деньги нельзя.



23.


Ученик читает наизусть стихотворение, выученное заранее. (Приложение: М.Скребцова «Друга за деньги не купишь»)



24.

V. Первичное закрепление

Работа в тетради на печатной основе

1. Закончи пословицы о дружбе.



25.

2. Проблемные ситуации.




- Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?






- За что мама осудила Соню?






- Что бы вы сказали Соне?



Ученики читают тексты по ролям или «цепочкой». (Приложение: «Друзья», «Одинаковые»)


-Максим играл с тем, у кого была интересная игрушка. Его интересовал не сам человек, а его вещи, то есть он не был бескорыстным. Максима нельзя назвать другом, он просто пользовался игрушками других мальчиков.


-Мама осудила Соню за то, что она не расстроилась из-за неудачи подруги, что хвастала своим успехом. Мама осудила дочь, потому что она стала хуже относиться к своей подруге из-за полученной отметки.


-Не надо радоваться неуспехам друзей. Друзьям надо помогать, если у них трудности. Друзья познаются в беде.


26.

VI. Самостоятельная работа

Творческое задание. Рисунок «Дерево дружбы»

- Ребята, как чувствует себя дерево, если у него мало корней или вообще нет?


-Есть такая пословица: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Как вы это понимаете?





-Вы сейчас получите листочки с рисунком дерева без корней. Раскрасьте своё дерево и нарисуйте у него столько корней, сколько у вас друзей.





- Такое дерево будет слабым, больным, может погибнуть.


- Чем больше у дерева корней, чем они мощнее, тем дерево крепче, больше, здоровее, красивее. Чем больше друзей у человека, тем он сильнее, потому что друзья могут помочь в трудную минуту, поддержать, успокоить.


Звучит песня «Когда мои друзья со мной», дети рисуют под музыку. По завершении работы ученики подходят к доске и прикрепляют свои рисунки.



27.

-Ребята, посмотрите, какой у нас лес получился. Как мы его назовём?


- Лес Дружбы!!!


28.

Дополнительное задание


Если остаётся время, ученики получают листочки с филвордами (смотри приложение). Работая в парах, ищут понятия, связанные с темой урока.



29.

VII. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Какие отношения бывают между людьми?


- Что такое дружба?





- Как найти друга?





- Как не ссорится с другом?



- Кого можно назвать настоящим другом?



-Родственные, дружеские, соседские, служебные.


- Личные интересы, уважение друг друга, взаимная привязанность, забота друг о друге, готовность прийти на помощь, умение прощать и признавать свои ошибки.


-Надо внимательнее смотреть на окружающих тебя людей, искать того, с кем тебе интересно, есть о чём поговорить, с кем много общего.


- Надо уметь прощать и признавать свои ошибки, ведь все могут ошибаться.


- Настоящий друг верен, надёжен, предан, всегда придёт на помощь.


30.

- В начале урока мы с вами говорили о подарках судьбы. Какие подарки вы получили? Ответьте на вопрос, продолжив фразу: «Сегодня на уроке

Мне было интересно…

Меня удивило…

Я попробую…

Сегодня я научился…»



31.

VIII. Домашнее задание

- Ребята, многие выдающиеся люди размышляли о жизни, об отношениях между людьми, задумывались о дружбе. Например, великий русский полководец А.В.Суворов говорил так: «Сам погибай – товарища выручай». В вашей тетради есть задание, в котором надо закончить несколько высказываний известных людей о дружбе. Надеюсь, вы справитесь с заданием, воспользовавшись энциклопедией, «Словарём афоризмов» или Интернетом.

Д/з: учебник с.32-33, тетрадь с.23,24: составьте памятку законов дружбы и закончите высказывания мудрых людей.




















Приложение



НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

А. Лопатина

Лёшка, кто позволил тебе трогать мой катер? – закричал Володя, вернувшись из школы.

– Я только посмотрел, – испуганно ответил младший брат.

– Посмотрел… А почему он на боку лежит? – старший брат, стукнул малыша по макушке и пошел на кухню. Обедать не хотелось, и он решил попить чаю с вареньем.

– Володь, а ты сделаешь мне такой катер? – тихо спросил Лёша, входя на кухню вслед за братом.

В этот момент тяжелая банка с вареньем выскользнула из рук Володи и раскололась. Варенье растеклось на полу большой малиновой лужей.

– Вечно ты мешаешь, и теперь мне попадет, – разозлился старший брат, схватил свой портфель и выскочил из дома.

Володя вернулся домой, когда вся семья ужинала. Он тихо вошел на кухню, ожидая нагоняя.

– Где ты пропадал, сынок? Садись ужинать,– ласково сказала мама.

– Я у Гриши был, мы уроки учили, – ответил Володя.

– Вот молодец, – похвалила мальчика мама.

– А ты, Лёша, не получишь к чаю сладкого, раз целую банку с вареньем разбил, – сердито сказала она малышу.

– Лёшка, ты настоящий друг, – прошептал Володя, садясь за стол. – Завтра мы вместе сделаем катер для тебя.





ДРУГА ЗА ДЕНЬГИ НЕ КУПИШЬ

М. Скребцова



Денег добрый друг дороже,

И богатств огромных тоже,

И дворцов, и даже трона,

И с брильянтами короны!

Друг бесценнее всего,

Не купить нигде его!

Так что время зря не трать –

Друга начинай искать!





«Друзья»

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!



«Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

Филворд



д

й

ц

у

з

а

щ

и

т

а

ш

щ

з

х

ъ

н

п

е

к

а

г

и

ш

щ

з

о

л

д

ж

э

д

р

у

ж

б

а

н

п

р

в

и

г

р

а

м

о

и

р

ё

о

ё

т

а

в

п

ы

ф

я

ч

с

в

м

о

й

т

в

е

р

н

о

с

т

ь

и

т

е

е

к

ц

а

ы

р

с

и

м

п

а

т

и

я

р

р

к

п

й

р

е

й

ё

о

ь

б

ю

ю

б

и

у

р

о

п

у

с

о

б

щ

е

н

и

е

ь

е

ю

ф

ь

п

ч

к

ё

ц

ь

с

ч

я

я

т

ё

ф

ю

и

с

к

р

е

н

н

о

с

т

ь

и

й

о

у

ц

н

а

д

ё

ж

н

о

с

т

ь

м

Можно найти следующие слова: дружба, забота, защита, пример, выручка, интерес, помощь, верность, симпатия, урок, общение, искренность, надёжность.



Урок «Дружба». Учитель МБОУЯСШ №4 Е.В.Боровикова

Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы светской этики»

4 класс

Тема урока: Дружба (1 час)

Цель урока – определить роль и значение дружбы, как одной из важнейших морально-этических ценностей в обществе.

Задачи:

  • подвести учащихся к пониманию дружбы, как нравственной категории;

  • проанализировать жизненный опыт учащихся и выявить отличительные черты дружеских взаимоотношений;

  • создавать условия для формирования таких качеств личности как надёжность, верность, обязанность, взаимовыручка, бережное отношение друг к другу.

Тип урока – проблемная дискуссия.

Ожидаемые результаты урока:

  • учащиеся узнают о том, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношений;

  • познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;

  • усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

  • раздаточный материал (рисунки дерева без корней, филворды).

Технология – проблемное обучение.





Методы и приемы:

  • словесные (эвристическая, аналитическая, обобщающая беседа, рассказ);

  • работа с текстом учебника ;

  • наглядные (работа с иллюстрациями, фотографиями, фрагментом мультфильма, аудио);

  • практические (работа в группах, работа в парах, творческие задания).

Литература и источники:

  • учебник «Основы светской этики» - М.: Просвещение, 2012г.;

  • Попова Р.М. «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». Рабочая тетрадь»;

  • Мацыяка Е.В. «Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики»)»;

  • материалы сайта viki.rdf.ru.



Просмотр содержимого презентации
«Урок по ОРКСЭ»

Основы религиозных культур и светской этики  Модуль «Основы светской этики» 4 класс Тема урока: Дружба Автор: Боровикова Елена Владимировна, учитель начальных классов  МБОУ СШ №4 г.Ярцево

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы светской этики»

4 класс

Тема урока: Дружба

Автор: Боровикова Елена Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ СШ №4 г.Ярцево

Взаимная привязанность Личные интересы Уважение друг друга Забота друг о друге Готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен Умение признавать свои ошибки

Взаимная привязанность

Личные интересы

Уважение

друг друга

Забота

друг о друге

Готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен

Умение признавать свои ошибки

избирательность бескорыстность взаимная симпатия и общность интересов

избирательность

бескорыстность

взаимная симпатия и общность интересов

а имей сто друзей Не имей сто рублей,  Крепкую дружбу и топором не разрубишь Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь Друзья познаются в беде

а имей сто друзей

Не имей сто рублей,

Крепкую дружбу

и топором не разрубишь

Дружба как стекло:

разобьёшь – не сложишь

Друзья познаются

в беде

Сегодня на уроке Мне было интересно… Меня удивило… Я попробую… Сегодня я научился…

Сегодня на уроке

Мне было интересно…

Меня удивило…

Я попробую…

Сегодня я научился…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!