История, 8 класс. Учитель: Нахаева Лариса Валерьевна.
Цель урока: изучение Крымской войны как героической страницы истории России.
Задачи:
1.Предметные:
- актуализация знаний учащихся о подходах к изучению истории войн и развитие их умений применения этих знаний для осмысления новой информации о Крымской войне;
- ознакомление учащихся с причинами, ходом, последствиями Крымской войны посредством создания условий для самостоятельной добычи знаний и взаимобучения;
- представление исторического материала, направленного на осмысление учащимися Крымской войны как события, отражающего героизм русской армии.
2.Метапредметые:
- развивать умения поиска, анализа, обобщения, оценки и установления причинно-следственных связей на основе представления символов, схем, знаков, а также материла о Крымской войне как о событии, ставшим невольным мотивом для развития науки, военной инженерии, литературы в России;
- развивать умения организовать учебное сотрудничество на основе групповой формы работы;
- формировать навыки самооценки, самоконтроля посредством представления «Индивидуально-диагностической карты по формированию УУД.
3.Личностные:
- воспитание патриотизма, гордости и уважения к прошлому Отечества на основе представления материала о героизме русской армии во время Крымской войны;
- формирование понимания и осмысления исторического прошлого страны как возможности извлечь нравственные уроки, в том числе, из ошибок и просчетов;
- развитие у учащихся основ гражданской, этнонациональной самоидентификации посредством представления приема пресс-конференции и приемов, предусматривающих стихийную форму дискуссии.
Тип урока: представление нового материала
Форма урока: квест-игра
Оборудование:
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
1.1.Знакомство. Введение.
Здравствуйте, уважаемый 8б класс. Меня зовут Нахаева Л.В., я учитель истории Троицкой гимназии. Рада возможности познакомиться с вами и провести урок истории.
Ребята, вы знаете, что такое квест-игра? (слушаю ответы с места).
Спасибо. В переводе с английского «quest» - это «поиск» (слайд), поиск предметов, приключений. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок мы можем провести в форме игры-квест. И не из-за того, что это сейчас модно, а, в первую очередь потому что, она позволит нам по-настоящему погрузиться в уникальную атмосферу прошлого нашей страны.
Игра-квест предусматривает решение различного рода головоломок, не редко -нравственного характера. Если наша работа будут слаженной, правильной, то на этой панорамной ленте мы увидим «продукт» наших совместных действий (на экране: «Панорама – «вид», зрелище»). Например, сейчас это…- представление формы нашей работы (открываю 1 окно-символ квеста).
1.2.Побуждающий диалог.
Уважаемые восьмиклассники, я уверена, что у вас сформировалось свое мнение, отношение к такой учебной дисциплине, как История. И поэтому вопрос к вам:
- Что же все таки изучает история? (слушаю ответы)
Спасибо. Согласна с вами, что история изучает прошлое страны, малой родины, мира.
- А что вас особенно удивило, порадовало или огорчило в истории нашей Родины-России? (слушаю ответы).
Спасибо. В истории нашей Родины есть, к сожалению, горькие страницы, а есть страницы немеркнущей славы и торжества. Но нередко бывает так, что
они сливаются воедино в одном и том же историческом событии. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос мы, я надеюсь, найдем в процессе нашего урока-квеста…
А сейчас, обратите внимание, у вас на столах лежат маршрутные листы (в соответствии с квестом), которые выполняют сегодня роль рабочих тетрадей. Сейчас быстренько «пройдитесь» по ним, изучите. После каждого этапа квест-маршрута, вы делаете соответствующие записи в листах. Кроме того, в этих же маршрутных листах содержатся таблицы, в которых вы отметите уровень правильности выполнения заданий по разным видам универсальных учебных действий. Прочтите рекомендации.
2.Постановка проблемы. Выдвижение гипотез.
Итак, ребята, перед вами четыре изображения ( корабли, стела, оружие, дата). Что вы видите? Как вы думаете, есть ли связь между этими картинами, а если есть, то какая? (слушаю ответы).
Спасибо за ответы. Итак, я бы собрала картины таким образом: в 1853 году в Крыму началась война. Согласно историческим документам она так и называется – Крымская война. А теперь вашему вниманию будет представлен видеосюжет. Прежде, чем появятся первые сюжеты, прошу вас внимательно вслушаться в текст. Возможно, вы услышите повод и причины начала Крымской войны, можете понять настроение и дух русской армии, каждого солдата и военачальника.
Итак, внимание на экран…
(видеосюжет о начале и итогах Крымской войны).
Спасибо за внимание. Давайте обсудим этот видеосюжет.
- Что вы узнали?
- Чем закончилась Крымская война?
- Но несмотря на поражение, что проявляли на полях сражения русские воины?
- А можете ли вы дать краткую характеристику защитникам Крыма?
Да, действительно, могу отметить, что Крымская война, а именно факт поражения российской армии вызывает и сегодня много споров у историков и неспециалистов.
И мы сформулировали тему нашего урока: «Крымская война: поражение или славные страницы нашей истории». И на нашей панорамной ленте мы видим, что справились с этим заданием (открываю 2 окошко-тема).
В маршрутных листах в специально отведенной графе, запишите тему урока и по ходу обсуждения будем фиксировать основные события Крымской войны. И уже сейчас заполните первый этап игры.
3. Поиск путей решения проблемы.
Итак, ребята, по какой логической схеме следует изучать любую войну? Что предшествует событию, что завершает? (ответы: причины, ход, итоги).
Вы просмотрели видеосюжет и можем уже определить причины начала Крымской войны. Итак, каковы были эти причины? (слушаю ответы)
Спасибо, молодцы. Итак, как причины мы определили. А сейчас я предлагаю поработать над вопросами, связанными с основными событиями и последствиями войны. Мы вовлечены в квест-маршрут, который мы должны пройти по возможности быстро. И поэтому я предлагаю вам поработать в группах. Эта форма работы позволит нам сэкономить время для решения общей задачи, проблемы. Сразу скажу, что вы имеете право передвигаться внутри своей группы.
Итак,
1-я группа будет работать над документами, в которых отражены основные события войны.
2 группа поближе познакомится и познакомит потом нас с участниками войны, без которых невозможно представить ход войны. Возможно, эта группа представит небольшую пресс-конференцию.
3 группа более детально изучит последствия этой войны. Сразу отметим, что последствия могут касаться разных сторон жизни общества.
Ребята, для каждой из групп предусмотрен вспомогательный материал и подробная инструкция по решению задач именно вашей группы. Будьте внимательны. По истечению времени (а у нас его не так много -5-6 минут) нам предстоит поделиться добытой информацией друг с другом.
(Работа в группах)
Ребята, время, истекло. Прошу всех отложить все в сторону. Слушать друг друга внимательно, обсуждаем, делаем выводы, для того, чтобы вместе успешно пройти это задание квеста.
(выступление групп)
4. Выражение решения проблемы. Проверка гипотез.
4.1. Подведение итогов работы в группах.
Спасибо ребятам из 1 группы. Давайте обсудим то, что им удалось найти, проанализировать, обобщить.
Итак,что мы поняли из выступления группы?
Выводы по результатам работы 1 группы:
- В Крымской войне (кровопролитной и длительной) приняли участие ведущие страны мира, которые понесли большие человеческие и военные потери. Однако следует отметить, что согласно Парижскому мирному договору Россия вышла из войны с минимальным уроном.
- Россия в этой войне потерпела поражение. И это поражение позволило вскрыть все экономические, военно-технические проблемы нашей страны. Это был жестокий, но весьма поучительный для дальнейшего развития страны, урок.
Давайте откроем еще одно «окно» в нашей ленте. Сверим правильность выводов, а также отметим соответствующую запись в маршрутных листах.
Выводы по результатам работы 2 группы:
- В любой войне всегда находится место человеческому подвигу и героизму. Крымская война в этом смысле не только не стала исключением, но и оставила нам исторические имена Нахимова, Корнилова, Кошки и многих других – генералов и рядовых;
- поражение России в этой войне произошло на фоне проявления народного героизма и мужества.
Давайте откроем еще одно «окно» в нашей ленте. Сверим правильность выводов, а также отметим соответствующую запись в маршрутных листах.
Выводы по результатам работы 3 группы:
- Последствия войны всегда бывают тяжелые: разруха, потери, лишения. Но вместе с тем, условия войны заставляют военных, ученых, инженеров разрабатывать новые действенные методы для борьбы с врагом.
- Крымская война послужила невольной причиной развития медицины, военной инженерии, литературы и изобразительного искусства.
Спасибо вам, ребята, за успешную работу.
Давайте откроем еще одно «окно» в нашей ленте. Сверим правильность выводов, а также отметим соответствующую запись в маршрутных листах.
К следующему уроку вам нужно будет подготовить сообщения об известных участниках Крымской войны. Более детальное представление-в ваших маршрутных листах.
4.2.Подтверждение одной из гипотез.
Уважаемый 8 класс, спасибо всем нам за большую работу. Мы продвигаемся в концу нашего квест-маршрута. А сейчас прошу вас обратить внимание на эту схему – я назвала ее Колесо времени. Оно позволит нам еще раз погрузиться в эпоху Крымской войны и ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока…Вспомните его, пожалуйста…
Давайте размышлять вместе согласно данной уже последовательности.
- Итак, что мы можем сказать по первой иллюстрации? (1853-1856 годы- это годы Крымской войны).
- Что вы видите на втором рисунке? (В Крымской войне принимали участие такие страны как Россия, Турция, Англия, Франция, Сардиния).
- Что символизируют тонущие российские корабли (В Крымской войне Россия потерпела поражение).
- Почему изображен знак вопроса? О чем нам надо задуматься? (Есть мнение, что поражение России нельзя назвать однозначной).
- Что объединяет последующие две части нашего Колеса времени, на которых размещены фотографии известных людей? (Это не просто участники Крымской войны, но и люди, благодаря которым получили развитие некоторые направления науки и искусства).
- Вопрос или восклицательный знак? Эти знаки возвращают нас к главному вопросу. Скажите, ребята, Крымская война – это полное поражение или славные страницы истории России? (слушаю ответы).
Спасибо большое! Я соглашусь с вами, что эта страшная, кровопролитная война, несмотря на поражение России, стала свидетельством необыкновенного патриотизма, героизма русского народа (открыть 8 часть Колеса). И панорамная лента также согласна с нами (открываю последнее «окно» в ленте).
Здесь хочу сказать, что Крым всегда был предметом притязаний. В годы ВОВ тоже шли ожесточенные бои за Крым, в которых принимал участие наш земляк, Б.Б. Городовиков, впоследствии получивший звание Героя Советского Союза(слайды:фото из музея Б.Б.Г).
5. Подведение итогов. Оценка деятельности. Реализация продуктов деятельности.
Итак, ребята, мы подходим к концу нашего квест-маршрута. И согласно квест-игре мы должны дать оценку всей деятельности, поэтому прошу вас обратиться к своим маршрутным листам. Найдите в них «Лист самооценки» и напротив соответствующего вашему мнению утверждения, поставьте знак «+»…Так, спасибо. У меня вопрос к Саше: в каком из утверждений ты поставил знак «+»..Почему? Я (не) согласна с твоей оценкой, потому что, на мой взгляд, ты….
Ребята! Большое спасибо вам за сегодняшнюю работу, благодаря вашей слаженной деятельности мы достойно прошли свой маршрут по памятным событиям нашей Родины. И панорамная лента и Колесо времени являются свидетельством того, что все вы были успешны в своей деятельности.
Ко всему тому, что мы сегодня обсудили, добавлю, что в марте 2014 года Крым вновь вошел в состав Российской Федерации. Мирный Крым – это красивейшие уголки нашей Родины, природа, которая завораживает и пленяет…
Спасибо, наш квест-маршрут завершен, до свидания.