Класс: 10А класс
Дата проведения урока: 16.11.17
Предмет: химия
Учитель: Мустаева Л.М.
Тема урока: «Диены».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: организация деятельности учащихся, направленной на прочное усвоение знаний по строению и способов получения диенов.
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с изомерией, номенклатурой диенов, рассмотреть физические свойства и основные способы получения диенов.
Развивающая: Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать строение и геометрию молекул диенов с алканами, алкенами и алкинами на основе разного типа гибридизации орбиталей атома углерода; выделять главное и существенное.
Воспитывающая: Продолжить формирование химической картины мира, умение рационально оценивать ответы товарищей, самокритичность, аккуратность.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы (индивидуальная работа, работа в парах, в группах), поисковый, здоровьесберегающий, ИКТ.
Оборудование:
Компьютерная презентация;
интернет-ресурс
ученические столы: шаростержневые наборы моделей атомов, карточки с заданием для самостоятельной работы (приложение 1).
Воздушные шары, нитки.
Карточки с формулами.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте! Садитесь. Кого сегодня нет на уроке?
Начать наш с вами урок мне бы хотелось высказыванием великолепного ученого Нильса Хе́нрик Дави́д Бора, датского физика-теоретика, который сказал, что противоположности – это не противоречия, это дополнение.
Надеюсь, на сегодняшнем уроке мы будем, прекрасным дополнением друг друга и как единое целое будем, двигаться к поставленной, намеченной цели. И сегодня мы вместе с вами отправимся в удивительное путешествие по бескрайним просторам химии.
(Актуализация знаний – фронтальная беседа)
Какие вещества называются углеводородами?
Какие типы углеводородов известны? Чем они отличаются по строению друг от друга? Общая формула.
Назовите классы непредельных углеводородов и особенности их строения.
Что называется гибридизацией? Какие типы гибридизации углерода вы знаете?
Какие виды изомерии вы знаете?
Каждый оцените себя. Возьмите оценочный лист и поставьте себе оценку в первый столбик (в начале урока).
Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему “Углеводороды”.
Учитель: Перед вами шаростержневые модели. Давайте попробуем назвать эти соединения. Определите, к какому классу органических соединений, относятся эти вещества. Охарактеризуйте тип гибридизации, валентный угол, длину связи, форму молекулы, число пи-, сигма – связей. Какие классы соединений мы с вами изучили?
СН3 – СН3
СН2 = СН2
СН ≡ СН
СН2 = СН-СН= СН2
Учитель: 4 вещество мы изучали с вами? Давайте попробуем его назвать? Называется это вещество бутадиен-1,2 (дивинил). К какому классу соединений отнесете?
Значит тема нашего урока? (ответы учеников). Да правильно алкадиены или их просто называют диены. Цели, урока какие? (ученики озвучивают цели урока).
В тетрадях записывает число и тему урока.
Давайте попробуем дать определение диенам. (Ученики дают определение диенам).
Пользуясь учебником, напишите определение диенам.
Учитель: Давайте вместе выведем общую формулу диенов.
Общая формула диенов, такая же как и у алкинов CnH2n-2, n≥3 но в отличие от алкинов у них две двойные связи.
| Учитель: Давайте разберем строение диенов на примере бутадиена. Один ученик разбирает возле доски. Перекрываются р-электронные облака не только между 1 и 2, 3 и 4 атомами углерода, но и между 2 и 3. В результате связи между С1 и С2, С3 иС4 удлиняются по сравнению с обычной двойной связью, а связь между С2 и С3 укорачивается по сравнению с одинарной связью. С – С С = С 0,154 нм 0,134нм sp2 sp2 sp2 sp2 С = С – С = С 0,136 0,146 0,136 Такая особенность называется эффектом сопряжения и определяет реакционную способность диенов. Физкультминутка. Надуваем воздушные шары и завязываем ниткой. Шары положите возле себя. (Упражнение для легких, увеличивается объем легких. Упражнение мелкая моторика рук, для улучшение работы мозга). Проблемно-поисковый вопрос: Как вы думаете, зачем я провела физкультминутку, именно с воздушными шарами и какая связь с темой нашего урока? вы ответите мне на следующий урок. Теперь делаем задание (на столах задание 2). Заполните пропуски. Существует 3 вида диенов: | |
Учитель: У вас на столах лежат карточки с заданиями (3 задание). Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь диены:
7. СН2 = СН-СН= СН-СН3
Учитель: Вы выписали диены, давайте их назовем. Прежде чем назвать, вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам. Далее отметим особенности номенклатуры диеновых углеводородов.
Ученики: В структурной формуле выбирается самая длинная цепь, которая обязательно должна содержать кратную связь (для диенов две двойные связи). Атомы углерода основной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь. В начале названия перечисляют радикалы с указанием атомов углерода, с которыми они связаны. Основой названия служит наименование предельного углеводорода (с измененным суффиксом) с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи. В названиях диенов используется суффикс – диен.
Учитель: Назовите выписанные вами диены.
(Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, проверка выполняется устно, правильные варианты ответов отображаются)
Вещество 3 называется 2-метилбутадиен-1,2 (изопрен);
Вещество 7 – пентадиен-1,3.
Учитель: Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы выбранных диенов (3) и (7). Чем они отличаются по строению?
( Вещества 3 и 7 различаются положением углеродного скелета. Количество С и Н одинаковое?)
Учитель: Чем эти вещества являются по отношению друг к другу?
( Вещества 3 и 7 являются изомерами.)
Учитель: Вспомните, как называется такой вид изомерии.( Изомерия углеродного скелета.)
Учитель: Какие виды изомерии вы еще знаете? Какие виды изомерии характерны для диенов?
(Перечисляют виды изомерии. Для диенов характерна изомерия положения кратной связи, пространственная изомерия, межклассовая изомерия.)
Учитель: С физическими свойствами и со способами получения диенов я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно. (Ученики работают по карточкам в тетради), пользуясь слайдом и учебником, допишите пропущенные слова (задание 4, 5).
3. Обобщение и закрепление изученного на уроке.
Выполните тест:
Молекула диенов содержит:
1) одинарную связь; 2) двойную связь; 3) две двойные связи;
4) помимо одинарной связи, две двойные связи.
2.Выберите диены с кумулированными связями:
1). СН2=С= СН2 3) СН2=СН-СН= СН2 2) СН3-СН2-СН2- СН3
4) СН2=СН-СН2- СН=СН2
3. Изомерами являются:
пентин-1 и бутен-2
бутин-1 и гексен-3
гексадиен и циклогексен
гексадиен и гексан
4. Общая формула диенов
1) СnН2n 2) СnН2n+2 3) СnН2n-2 4) СnН2n+1
Поменяйтесь друг с другом тетрадями (оцените друг друга, свои оценки поставьте во 2 столбик).
Если останется время: Учитель: Мы закончили изучение диеновых углеводородов. Вам я предлагаю совершить “Подъем по лестнице знаний”, составив синквейн о диенах.
Одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
Два прилагательных, выражающих главную смысл.
Три глагола, описывающее действие в рамках темы.
Фраза несущая определенный смысл (высказывают своё отношение к теме).
Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Несколько учеников зачитывают свой синквейн.
4. Домашнее задание: (Выберите себе сами тот уровень заданий, который вы сможете сделать) 1 уровень: §14 прочитать (до химических свойств), № 1-3;
2 уровень: §14 прочитать (до химических свойств), № 1-3,6;
3 уровень: §14 прочитать (до химических свойств), № 1-3,6. Подготовить доклад с презентацией о применении диенов.
5. Рефлексия:
Поставьте себе оценку за урок в 3 столбик. Рассчитайте, среднюю оценку за урок и передайте мне оценочный лист. Учитель подводит итог урока, оценивает работу наиболее активных учеников.
«Огонѐк общения». Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
Спасибо за урок. До свидания!