СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии по теме: "Диены"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока химии по теме: "Диены".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии по теме: "Диены"»


Класс: 10А класс

Дата проведения урока: 16.11.17

Предмет: химия

Учитель: Мустаева Л.М.

Тема урока: «Диены».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: организация деятельности учащихся, направленной на прочное усвоение знаний по строению и способов получения диенов.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с изомерией, номенклатурой диенов, рассмотреть физические свойства и основные способы получения диенов.

Развивающая: Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать строение и геометрию молекул диенов с алканами, алкенами и алкинами на основе разного типа гибридизации орбиталей атома углерода; выделять главное и существенное.

Воспитывающая: Продолжить формирование химической картины мира, умение рационально оценивать ответы товарищей, самокритичность, аккуратность.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы (индивидуальная работа, работа в парах, в группах), поисковый, здоровьесберегающий, ИКТ.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация;

  2. интернет-ресурс

  3. ученические столы: шаростержневые наборы моделей атомов, карточки с заданием для самостоятельной работы (приложение 1).

  4. Воздушные шары, нитки.

  5. Карточки с формулами.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. Кого сегодня нет на уроке?

Начать наш с вами урок мне бы хотелось высказыванием великолепного ученого Нильса Хе́нрик Дави́д Бора, датского физика-теоретика, который сказал, что противоположности – это не противоречия, это дополнение.

Надеюсь, на сегодняшнем уроке мы будем, прекрасным дополнением друг друга и как единое целое будем, двигаться к поставленной, намеченной цели. И сегодня мы вместе с вами отправимся в удивительное путешествие по бескрайним просторам химии.


(Актуализация знаний – фронтальная беседа)

  1.  Какие вещества называются углеводородами?

  2. Какие типы углеводородов известны? Чем они отличаются по строению друг от друга? Общая формула.

  3. Назовите классы непредельных углеводородов и особенности их строения.

  4. Что называется гибридизацией? Какие типы гибридизации углерода вы знаете?

  5. Какие виды изомерии вы знаете?

Каждый оцените себя. Возьмите оценочный лист и поставьте себе оценку в первый столбик (в начале урока).


  1. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему “Углеводороды”.

Учитель: Перед вами шаростержневые модели. Давайте попробуем назвать эти соединения. Определите, к какому классу органических соединений, относятся эти вещества. Охарактеризуйте тип гибридизации, валентный угол, длину связи, форму молекулы, число пи-, сигма – связей. Какие классы соединений мы с вами изучили?

  1. СН3 – СН3

  2. СН2 = СН2

  3. СН ≡ СН

  4. СН2 = СН-СН= СН2


Учитель: 4 вещество мы изучали с вами? Давайте попробуем его назвать? Называется это вещество бутадиен-1,2 (дивинил). К какому классу соединений отнесете?

Значит тема нашего урока? (ответы учеников). Да правильно алкадиены или их просто называют диены. Цели, урока какие? (ученики озвучивают цели урока).

В тетрадях записывает число и тему урока.

Давайте попробуем дать определение диенам. (Ученики дают определение диенам).

Пользуясь учебником, напишите определение диенам.


Учитель:  Давайте вместе выведем общую формулу диенов.

Общая формула диенов, такая же как и у алкинов CnH2n-2, n≥3 но в отличие от алкинов у них две двойные связи.




Учитель: Давайте разберем строение диенов на примере бутадиена. Один ученик разбирает возле доски.

Перекрываются р-электронные облака не только между 1 и 2, 3 и 4 атомами углерода, но и между 2 и 3. В результате связи между С1 и С2, С3 иС4 удлиняются по сравнению с обычной двойной связью, а связь между С2 и С3 укорачивается по сравнению с одинарной связью.

С – С С = С

0,154 нм 0,134нм

sp2 sp2 sp2 sp2

С = С – С = С

0,136 0,146 0,136

Такая особенность называется эффектом сопряжения и определяет реакционную способность диенов.


Физкультминутка. Надуваем воздушные шары и завязываем ниткой. Шары положите возле себя. (Упражнение для легких, увеличивается объем легких. Упражнение мелкая моторика рук, для улучшение работы мозга).


Проблемно-поисковый вопрос: Как вы думаете, зачем я провела физкультминутку, именно с воздушными шарами и какая связь с темой нашего урока? вы ответите мне на следующий урок.


Теперь делаем задание (на столах задание 2). Заполните пропуски.

Существует 3 вида диенов:




Учитель:  У вас на столах лежат карточки с заданиями (3 задание). Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь диены: 


7. СН2 = СН-СН= СН-СН3


Учитель: Вы  выписали диены, давайте их назовем. Прежде чем назвать, вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам. Далее отметим особенности номенклатуры диеновых углеводородов.


Ученики: В структурной формуле выбирается самая длинная цепь, которая обязательно должна содержать кратную связь (для диенов две двойные связи). Атомы углерода основной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь. В начале названия перечисляют радикалы с указанием атомов углерода, с которыми они связаны. Основой названия служит наименование предельного углеводорода (с измененным суффиксом) с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи. В названиях диенов используется суффикс – диен.


Учитель: Назовите выписанные вами диены.

(Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, проверка выполняется устно, правильные варианты ответов отображаются)

  • Вещество 3 называется 2-метилбутадиен-1,2 (изопрен);

  • Вещество 7 – пентадиен-1,3.


Учитель: Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы выбранных диенов (3) и (7). Чем они отличаются по строению?

( Вещества 3 и 7 различаются положением углеродного скелета. Количество С и Н одинаковое?)


Учитель: Чем эти вещества являются по отношению друг к другу?

( Вещества 3 и 7 являются изомерами.)


Учитель: Вспомните, как называется такой вид изомерии.( Изомерия углеродного скелета.)


Учитель: Какие виды изомерии вы еще знаете? Какие виды изомерии характерны для диенов?

(Перечисляют виды изомерии. Для диенов характерна изомерия положения кратной связи, пространственная изомерия, межклассовая изомерия.)


Учитель: С физическими свойствами и со способами получения диенов я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно. (Ученики работают по карточкам в тетради), пользуясь слайдом и учебником, допишите пропущенные слова (задание 4, 5).


3. Обобщение и закрепление изученного на уроке.

Выполните тест:

  1. Молекула диенов содержит:

1) одинарную связь; 2) двойную связь; 3) две двойные связи;

4) помимо одинарной связи, две двойные связи.

2.Выберите диены с кумулированными связями:

1). СН2=С= СН2 3) СН2=СН-СН= СН2 2) СН3-СН2-СН2- СН3

4) СН2=СН-СН2- СН=СН2

3. Изомерами являются:

  1. пентин-1 и бутен-2

  2. бутин-1 и гексен-3

  3. гексадиен и циклогексен

  4. гексадиен и гексан

4. Общая формула диенов

1) СnН2n 2) СnН2n+2 3) СnН2n-2 4) СnН2n+1

Поменяйтесь друг с другом тетрадями (оцените друг друга, свои оценки поставьте во 2 столбик).


Если останется время: Учитель: Мы закончили изучение диеновых углеводородов. Вам я предлагаю совершить “Подъем по лестнице знаний”, составив синквейн о диенах.

  1. Одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

  2. Два прилагательных, выражающих главную смысл.

  3. Три глагола, описывающее действие в рамках темы.

  4. Фраза несущая определенный смысл (высказывают своё отношение к теме).

  5. Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Несколько учеников зачитывают свой синквейн.



4. Домашнее задание: (Выберите себе сами тот уровень заданий, который вы сможете сделать) 1 уровень: §14 прочитать (до химических свойств), № 1-3;

2 уровень: §14 прочитать (до химических свойств), № 1-3,6;

3 уровень: §14 прочитать (до химических свойств), № 1-3,6. Подготовить доклад с презентацией о применении диенов.



5. Рефлексия:

Поставьте себе оценку за урок в 3 столбик. Рассчитайте, среднюю оценку за урок и передайте мне оценочный лист. Учитель подводит итог урока, оценивает работу наиболее активных учеников.

«Огонѐк общения». Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…


Спасибо за урок. До свидания!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!