СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе "Рисование человека с натуры"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В марте 2014 года участвовала с этой разработкой в общеросийском конкурсе "Педагогическое мастерство".  Награждена дипломом 2 степени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе "Рисование человека с натуры"»







Урок изобразительного искусства в 4-ом классе

Тема: «Рисование фигуры человека с натуры».

Цель деятельности учителя

Организовать деятельность учащихся по формированию умения изображать фигуру человека с натуры, учитывая пропорции, пластичность и анатомическое строение .

Задачи урока

Воспитательные: - воспитывать познавательный интерес к изображению человека, его особенностям;

-способствовать эстетическому восприятию произведений изобразительного искусства;


Образовательные: - закрепить знания о пропорциях фигуры человека, характерном соотношении частей

фигуры человека

Развивающие: -совершенствовать умения и навыки в рисовании;

-развивать наблюдательность к характерным позам и движениям человека;

- найти знакомые геометрические фигуры в очертаниях фигуры человека.

-развивать умение самостоятельно решать изобразительную задачу.

Тип урока

Комбинированный

Вид деятельности

Рисунок с натуры

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знают отличительные особенности сюжетной композиции; совершенствуют навыки работы карандашом ; закрепляют умение правильного изображения фигуры человека и знания о пропорциях, характерном соотношении частей фигуры человека;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): стремятся к расширению своей познавательной сферы; стараются производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Личностные: имеют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, практическая работа/ индивидуальная, работа в парах, фронтальная

Оборудование для уч-ся:


Альбом, карандаш, стёрка, рисовальная доска, фломастер и салфетки

, репродукции картин

Наглядно-демонстрационный материал

Изобразительный ряд: репродукции картин с изображением человека художников: Ф.П.Решетникова, В.М. Васнецова, К.Маковского; И.И. Левитан «Золотая осень», И.И. Шишкин «Корабельная роща»; методические таблицы «Пропорции человеческого тела», фотографии спортсменов; образец педагогического рисунка;

Мультимедийный ряд : презентация «Рисование человека»

Музыкальный ряд:



Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развива

ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятель

ность учащихся

Формы организа

ции совзаимо

действия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный контроль

I.

Мотивация к уроку

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель зачитывает пословицу:

«Каждый день прибавляет частицу мудрости».

-Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

Правильно, молодцы! Мудрость – это знания. Значит каждый день мы узнаём что-то новое и становимся мудрее.

- А вы готовы получать знания? Сейчас мы это проверим.

Слушают,

отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности; умение высказы вать свое отношение к изобразительному искусству, выражать свои эмоции


Устные ответы

II.

Организа

ционный

этап


Проверка готовности учащихся к уроку.


-Ребята, я загадаю вам загадки. Отгадки к ним я попрошу вас не называть ,а показать. Так я узнаю все ли готовы к уроку.

Отгадывают загадки и показывают приготовлен

ные принадлеж

ности

фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные ответы

III.

Актуализа

ция знаний

Эмоциональ

ная, психоло

гическая

и мотивацион

ная подго

товка уч-ся к усвоению изучаемого материала. Просмотр репродук

ций картин художников


1 слайд-«Тема урока»

- Ребята, сейчас вам предстоит выполнить небольшое задание. Перед вами, на доске вывешены репродукции картин разных художников. На какие две группы можно разделить эти картины? (Сюжетные картины и пейзажи)

- Какие из этих картин вам уже известны?

-Кто авторы этих картин?

-В каких жанрах они работали?

( Сообщение учащегося)

-Давайте еще раз рассмотрим сюжетные композиции.

-Что на ваш взгляд самое сложное в изображении этих картин? (изображение человека)

- Назовите тему нашего урока.


Слушают,рас

сматривают репродукции картин, отвечают на вопросы, представляют сообщение, обсуждают тему урока.


Фронтальная

Личностные: имеют мотива

цию учебной и творческой деятельности

Познаватель

ные:

умеют осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из учебника, собственного жизненного опыта); сравнивать и группировать произведе

ния изобразительного искусства.


Устные ответы

IY.

Постановка цели и задач урока.







Организация понимания учащимися необходимости освоения конкретных знаний и умений.


2слайд- «цель урока»




- Ребята, а почему вы считаете изображение человека самым сложным в рисовании картины? (Потому, что мы пока еще, не умеем рисовать человека и не знаем правила рисования человека)

-А, как вы думаете, этому надо учиться? Где это вам может пригодиться? ( В рисовании портрета, сюжетных картин). А вы хотите этому научиться?



-Давайте назовём цель нашего урока? (научиться правильно выполнять рисунок фигуры человека с натуры)



Слушают учителя, рассматривают репродук

ции картин,

отвечают на вопросы






Фронтальная

Личностные: имеют желание учиться.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свою деятельность.

Коммуникативные:

умеют правильно выражать свои мысли в речи

Устные ответы




















Y.

Изучение нового материала





(Первичное усвоение новых знаний)


Выполнение пробного действия и фиксация индивидуаль

ных затруднений

- Давайте попробуем выполнить одно очень интересное задание. (Дети работают в парах: составляют из специально заготовленных геометрических фигурок фигуру человека в движении. Одна пара уч-ся работает у доски).

-У всех получилось выполнить это задание?

- Скажите, выполняя это задание, что вы заметили?

-Кто из вас придумал способ рисования человека? (Сначала лучше выполнить фигуру человека из геометрических фигур, а затем прорисовать ее)

-Правильно. Хорошо.

- А сейчас я раздам вам по листу бумаги и попрошу выполнить заготовки для вашего человечка.

(Дети пытаются выполнить задание, но человечки не получаются)

- Почему это задание у вас не получилось?

(Мы не знаем какого размера должны быть заготовки)

-Молодцы, правильно. Значит, вы не можете правильно нарисовать человека, потому что не знаете его пропорции.

-Давайте разберемся, что такое пропорция?

-Только ли у человека есть пропорции?

-Правильно, все предметы имеют свои пропорции.

-Пропорция это соотношение высоты и ширины предмета (Понятие вывешивается на доске)

Слушают,

выполняют задание, анализируют,

придумывают доступный способ рисования человека




Выполняют задания, делают выводы.





Пытаются дать определение понятию «пропорции»

Работа в парах
















Фронтальная

Познаватель

ные:

Извлекают необходимую информацию, составляют осознанное речевое высказывание в устной форме



Коммуникатив

ные:

Умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, контролиро

вать действия портнеров,

Личностные:

Наличие мотивации работы на результат

Выполнение

Упраж

нений,

творческих зада-ний.




Физкульт-

минутка

Дети под музыку выполняют упражнения.

-Начинаем подготовку! Выходи на тренировку!

В путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку.

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках,а потом на пятках.

Все в затылок подравнялись, на носочки приподнялись.

Высоко подняв колени, все шагают, как олени.

(высоко поднимать колени)

Быстро шагай, смотри не зевай, раз, два, три. Стой!

Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали, спрятали за спину их.

Посмотрели: через левое плечо, через правое ещё.

Дружно все присели пяточки задели.






Выполня

ют упражне

ния , согласно тексту

Фронтальная







YI. Первичная проверка понимания












































Работа с учебником































Составление плана работы над рисунком




Первичное закрепле

ние нового способа действий в рисовании и во внешней речи.






























- А сейчас откройте учебники на с.118-119 и познакомьтесь с материалом учебника.

(Дети самостоятельно изучают материал учебника на с.118- 119)

Проверка прочитанного:

  1. -Где были разработаны первые пропорции фигуры человека? (Древний Египет)

  2. -Что было принято за единицу измерения роста человека в Древнем Египте? (Величина среднего пальца)

  3. -Кто впервые в Древней Греции описал систему идеальных пропорций человека? (Поликлет в своём сочинении «Канон»)

  4. -В какую эпоху были установлены идеальные пропорции фигуры человека? (Эпоха Античности)

  5. - Что создал в 1490 году великий художник Леонардо да Винчи? (Знаменитый рисунок «витрувианский человек»)

  6. -Объясните значение этого рисунка.


- Ребята, удобно было египтянам рисовать человека, если за единицу измерения была взята величина среднего пальца?


-Какую часть тела за единицу измерения взяли бы вы при рисовании фигуры человека? (голову)

-Посмотрите на таблицу, скажите, сколько раз высота головы вмещается в росте взрослого человека? (8)

- А у подростка? (6,7 раз)

- Давайте сейчас вместе с вами составим план работы над рисунком и выполним пробное действие. Работать будете в парах, поэтому хочу напомнить вам о правилах работы в парах. (Учитель обращает внимание детей на памятку)

(Дети работают в парах на планшете.


Учитель вместе с детьми составляет план работы – этапы выполнения рисунка человека. Проговаривание этапов выполнения работы сопровождается показом поэтапного рисования.

Последовательность работы:

  1. Проводим ось, соответствующую высоте фигуры.

  2. Делим ее на 8 частей. 1/8 - голова

  3. Определим длину ног, разделив высоту фигуры пополам.

  4. Разделив длину ног пополам, находим колени.

  5. Длина стопы равна высоте головы.

  6. На высоте одного деления от середины фигуры проходит пояс.

  7. На втором делении сверху - ширина плечевых суставов помните, что плечевой пояс шире тазового.

  8. Длина рук условно равна длине ног.

  9. Поделив, длину рук пополам находим локтевые суставы

  10. Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов.

  11. Локтевой сустав находится на уровне пояса.

  12. Нарисуйте линейную схему фигуры (скелет).

  13. "Оденьте" скелет в мускулы и одежду.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят презента

Цию


















Слушают учителя, наблюда

ют за его действия

ми; составляют план работы над рисунком.

Фронтальная






































Работа в парах

Познавательные:

Умеют извлекать необходимую информацию из прочитанного

текста.



Личностные: понимают, что успех или неуспех в учении зависит от приложенных усилий и трудолюбия.


Коммуникатив

ные:

умеют участвовать в коллективном обсуждении, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свою деятельность.


Устные ответы

YII.

Практичес

кая работа


(первичное закрепле

ние)

Самосто

ятельная работа с самопровер

кой по эталону






Организа

ция выставки работ учащихся






Домашняя

работа:


Один учащийся вызывается к доске для позирования.

Остальные выполняют индивидуальные работы на альбомных листах, используя схему построения фигуры человека.

Учитель напоминает о том, что рисунок нужно рисовать с натуры и находить пропорции именно этого школьника.

После линейного выполнения рисунка фигуры человека учащиеся выполняют самопроверку по эталону. Исправляют найденные ошибки.


Готовые работы учащиеся вывешивают на доске.


Ребята, можно ли фигуру человека изобразить в различных поворотах и позах, в движении?

- Как вы думаете, что для этого надо?

(наблюдать и изменять направление линий: плечевого, тазового пояса, направление шеи, головы и т.д.)


Выполнить карандашную зарисовку фигуры человека в различных позах: сидит, бежит, наклонился и т.д.

Выполня

ют рисунок с натуры, опираясь на схему рисования человека.

Прислушиваются к советам учителя, проверяют свои работы, исправляя

ют ошибки.

Вывешивают свои работы на доске.

Индивидуальная



Познавательные: выполняют рисунок с натуры.






Регулятивные: оценивают промежуточ

ный и конечный результат своей деятельности и вовремя вносят коррективы.



Выполнение рисунка








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!