1. Организационный момент | Подготовка к усвоению материала | - Ребята, послушайте русскую загадку, и отгадайте о чём идёт речь. Языка не имеет, а у кого побывает, тот много узнает. (слайд1) (Книга). Русская загадка - Давно появились книги? | Слушают учителя, рассказывают о книге | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
2. Изучение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказmc элементами беседы « Первые рукописные книги на Руси». Беседа «Какой бывает книга?». Рассматривание книг. Просмотр мультимедийной презентации. Коллективный поиск ответа на вопрос. Беседа «Иллюстрации и художники иллюстраторы». Рассматривание книг и слайдов | -Уже в конце XI в. в Древней Руси возникает ремесло «книжных писателей». Посмотрите как выглядели старинные книги, на создание одной книги уходил целый год. (слайд 2) Нередко рукописи украшались многочисленными рисунками. Нужно сказать, что книжные художники нередко были людьми начитанными, эрудированными. - Почему так долго работали над созданием книг? - Текст и изображения в книгах выполнялись от руки. Уходит много труда и времени на создание одной книги. - Прошло много времени, а мы продолжаем читать книги, только сейчас их появилось огромное количество на любой вкус и возраст. (слайд3) - Ребята, у вас на столах лежат детские книги, какие они? - Книги бывают маленькие и большие, для детей и для взрослых. - Покажите, книжки – игрушки, книжки – раскладушки (показывают в каждой группе). В книжках вы видите много красочных картинок, как они называются? Иллюстрация (слайд 4) Что такое иллюстрация? Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования... Слово «иллюстрация» имеет латинское происхождение, и в переводе обозначает «проливать свет, объяснять». Сегодня под термином «иллюстрация» принято понимать изображения, сделанные к литературным текстам. Над ними работают художники-иллюстраторы. - Ребята, посмотрите и найдите, кто проиллюстрировал эти книги, лежащие у вас на столах? (дети делятся информацией по кругу). - Теперь я попрошу сложить книги. | Рассматривают иллюстрации, анализируют информацию | Фронтальная, групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: извлекают информацию из текста и иллюстраций, анализируют её Коммуникативные: умеют отвечать на вопросы, делать выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
3. Творческая практическая деятельность | Беседа «Что мы будем делать?» | Видеоролик из детсада Учитель: Ребята, что мы с вами будем делать? (слайд 5) Мы сделаем книжку-раскладушку, где будут помещены русские потешки и ваши иллюстрации. (слайд 6) Для кого сочинялись потешки? ПОТЕШКИ - жанр детского фольклора, коротюсенькие песенки или стишки юмористического, шуточного содержания игровой направленности. Физминутка Как на наш на лужок выпал беленький снежок. Вышли зайки погулять свои лапки поразмять Прыг-скок, прыг-скок, свои лапки поразмять. Иллюстрациями к потешкам будут служить образы, взятые из глиняной дымковской игрушки (слайд 7). Она белая и украшена яркими узорами. - Не следует копировать, можно больше импровизировать, опираясь на стиль формы и декора игрушки. (слайд 8) | Анализируют готовое изделие, информацию, слушают учителя, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приёмы работы с бумагой | Фронтальная | Личностные: ориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл задания учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи. Познавательные: умеют анализировать информацию | Устные ответы |
| Практическое задание | Цель нашей работы: Мы должны за 15 минут оформить одну страницу нашей книги, работая в паре. Вы должны решить, кто из вас украшает страничку декоративными элементами, а кто работает над персонажем. Как грамотно составить композицию странички книги вы можете посмотреть. (учитель работает с документ камерой) Этапы работы (слайд 9) 1. Читаем потешку и подбираем подходящий персонаж к содержанию (совместно). 2. Каждый выполняет определённую задачу ( можно меняться) 3. На страницу сначала располагаем, а наклеиваем изображение 4. С готовой работой подходим ко мне, главному читаем содержание потешки, и вклеиваем свою страничку с иллюстрацией в книжку-раскладушку. | Выполняют задание | Совместно-индивидуальная | Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдением норм и правил поведения. Коммуникативные: умеют договариваться в процессе работы | Выполнение эскиза иллюстрации |
4. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация книжки-раскладушки. Обобщение сведений, оценивание результатов работы | Учитель: Теперь подошло время показать нашу книгу. (слайд 10) - Ребята, кому может пригодиться наша книга? - Какая получилась книга? - Почему мы быстро справились с заданием? Мы учились дружно работать, сотрудничать, помогать друг другу. Молодцы! Нашу книжку мы подарим ребятам из детского сада, они будут рады. | Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свои работы на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. | Оценивание учащихся. Устные ответы |