КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 7 классе ПО ТЕМЕ
«Изменения в культуре и быте в первой четверти ХVIII века»
Цель урока:
Охарактеризовать нововведения Петра 1 в области культуры и быта, рассмотреть достижения в области архитектуры.
Задачи:
• формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе Петра1;
• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
• развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с учебником.
Тип урока - урок «открытия нового знания».
Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point,
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Создание проблемной ситуации
-Подумайте и скажите, о ком идёт речь в четверостишии А.С.Пушкина?
То академик, то герой,
то мореплаватель, то плотник,
он всеобъемлющей душой
на троне вечный был работник.
-XVIII век явился временем крупных перемен в экономике, политике, социальных отношениях, общественной жизни России. Но резкий скачок произошёл именно в первой четверти XVIII века . И связаны эти преобразования с именем императора Петра-1.(слайд 1).
Тему нашего сегодняшнего урока давайте попробуем угадать. Для этого вам надо будет ответить на восемь вопросов теста, выбрав один ответ из четырех предложенных. Букву правильного ответа вы будете записывать на чистых листочках бумаги. Итогом этой работы станет слово, которое вы получите из выбранных букв. Итак, приступим.
(Слайд 3-12)(выполнение теста по теме «Эпоха Петра I»)
(подведение итогов)
(Слайд 12) Слово – ИЗМЕНЕНИЯ
(Слайд 13) Как вы понимаете слово ИЗМЕНЕНИЯ? Как это слово связано с эпохой Петра I? Подберите синонимы к данному слову.
ПЕРЕМЕНА
РАЗВИТИЕ
РЕФОРМА
ИСПРАВЛЕНИЕ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
ЭВОЛЮЦИЯ
ПЕРЕСТРОЕНИЕ
ПЕРЕДЕЛЫВАНИЕ
ПЕРЕСТРАИВАНИЕ
ПЕРЕДЕЛКА
В каких сферах жизни российского общества при Петре I произошли изменения?
(ответы детей)
3.Актуализация опорных знаний учащихся.
Конечно, эти преобразования Петра не смогли не затронуть культуру и быт русского народа. Об этом сегодня и пойдет речь. Вам сегодня предстоит знакомство с нововведениями Петра I в данной области, попытаемся вместе проанализировать и сравнить эти преобразования.
Тема нашего урока «Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века».(слайд 14).
Работу на уроке построим по группам (класс делится на 4 группы). Группа выбирает старшего, он будет заполнять «Оценочный лист» (Приложение 1).
4.Познание нового путём самостоятельной работы по группам
Раздача материала группам:
1 группа – учебник, с.137-138 «Образование»
1) Почему Пётр I уделял большое внимание системе образования?
2) Кто мог обучаться в школах? А кто учился в обязательном порядке?
3) Когда была введена гражданская азбука?
4) Какая газета и когда стала выходить в России? О чём в ней печатали?
5) Что такое кунсткамера? Где и когда она была открыта?
2 группа- учебник стр. 138-140 «Наука»
1) Почему Пётр I уделял большое внимание развитию научных знаний?
2) Какие достижения были в медицине?
3) Заполните таблицу:
Название науки | ФИО учёного, изобретателя | Достижения, открытия |
| | |
3 группа – учебник стр.140-141 «Художественная культура»
1)Какие новые черты появились в художественной культуре?
2) Расскажите о развитии архитектуры, назовите имена известных архитекторов и их строения.
3) Какие новые черты появились в изобразительном искусстве?
4) Назови имена выдающихся художников той эпохи.
4 группа - учебник стр.141-142 «Перемены в быте»
1) Расскажите о новых элементах быта, которые были введены Пётром I?
- Ношение европейской одежды, запрет на ношение бород.
- Введение нового летоисчисления.
- Расскажите, как проходили ассамблеи. Что такое ассамблея?
- Что такое «Юности честное зерцало..»? (Приложение 2).
5. Выражение решения проблемы (проверка выполненных заданий по группам).
Заполнение оценочных листов старшими группы.
6.Рефлексия (по слайду ).
7.Домашнее задание: повторить весь материал об эпохе Петра-1 (параграфы 12-19), подготовиться к контрольной работе.
Лист оценивания. Группа ________________ Приложение 1
Фамилия и имя | Поиск информации | Выступление, защита | дополнительные ответы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Лист оценивания Группа ________________
Фамилия и имя | Поиск информации | Выступление, защита | дополнительные ответы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Лист оценивания Группа ________________
Фамилия и имя | Поиск информации | Выступление, защита | дополнительные ответы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Лист оценивания Группа ________________
Фамилия и имя | Поиск информации | Выступление, защита | дополнительные ответы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2
«Юности честное зерцало»
5. Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.
27. Младые отроки должны между собой говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случиться, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.