СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока и презентация "Реакции обмена" 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержик конспект урока на тему "Реакции обмена" и к данному уроку разработана презентация.

Просмотр содержимого документа
«реакции-обмена»

РЕАКЦИИ ОБМЕНА

Ход урока.


I. Организационный момент


II. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

И начать урок я хочу с загадки:

Эти явления знаете вы В жизни нашей встречаются они, А отличают эти явления - взаимные превращения, И образуются всегда – новые вещества Что же это за явления? ( химические реакции)

Учитель: Совершенно, верно. А кто ответит, что такое химическая реакция?

( ответ детей)

Учитель: С какими тремя типами химических реакций мы познакомились на предыдущих уроках?

(ответы детей)

Учитель: Хорошо, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть. На слайде 4 химических реакций, 3 из них вам знакомы, а одна является «лишней», т.е. еще неизученной нами. Вам необходимо определить тип химических реакций, записать уравнения и расставить коэффициенты, поэтому открываем тетради, записываем сегодняшнее число – 7 марта и приступаем к выполнению заданий.

( 2 человека работают у доски, затем сверка ответов с объяснениями).

Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты и указать тип реакции.

H2 + Cl2 → 2HCl

Zn + 2HClZnCl2 + H2

2HgO2Hg + O2

NaOH + HCl →… + …

Учитель: Итак, очевидно, что сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым типом химических реакций.

/Учитель подходит к ученику и просит у него ручку, а ему отдает карандаш/.

Вопрос: Что мы сделали? /Обменялись/.

III. Изучение нового материала.

И эти реакции получили название реакции обмена. Запишем тему урока: реакции обмена.

Тема урока : «Реакции обмена». (Слайд 11) /Записывают в тетрадях/.

Вопрос: Какая реакция называется реакцией обмена?


Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями

АВ + СД АД + СВ


Демонстрационный опыт. (В ходе опыта обязательно обращать внимание на среду раствора)

NaOH + фенофталеин + H2SO4 → раствор обесцветился. Какая среда?

среда /нейтральная/

окраска малиновая кислотная

какая среда? /щелочная/

Реакция между основанием и кислотой, называется реакцией нейтрализации.

Это частный случай большого типа реакций обмена.


2. Прежде, чем мы приступим к практике, давайте вспомним основные правила техники безопасности в кабинете химии при проведении лабораторных работ. (беседа по Т.Б.). Цель нашего практикума не только провести опыты, но и выяснить в каких случаях реакции обмена идут до конца.


Инструкция «Реакции обмена»


Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей.

Опыт 1. В пробирку налейте 1-2 капли раствора сульфата меди CuSO4 и прилейте раствор гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.

Опыт 2. В пробирку с осадком гидроксида меди (II) Cu(OH)2 прилейте соляную кислоту HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.

Опыт3. В пробирку налейте раствор карбоната натрия Na2CO3 и осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.

Лабораторный опыт №1 /учащиеся делают на местах/.


В пробирку налить раствор CuSO4 и прилить раствор NaOH. Что наблюдаем?

Выпал осадок.


Запишем уравнение реакции на доске.

2NaOH + CuSO4 → Cu(OH)2↓ + Na2SO4. (Слайд 13)


Мы видели выпадение осадка. Какое же вещество выпало в осадок? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо узнать какое вещество растворяется, а какое нет. Обратимся к таблице растворимости. Вещество Cu(OH)2 нерастворимо, следовательно именно оно выпало в осадок. Осадок обозначается стрелкой вниз ↓.


Вывод: Выпадение осадка одно из условий того, что реакция идёт до конца.


Лабораторный опыт №2 /учащиеся делают на местах/.


Взять пробирку с осадком Cu(OH)2 и прилить к нему HCl.

Что наблюдаете? Осадок растворился.


Чтобы определить продукты реакции запишем уравнение реакции.

Cu(OH)2 + 2 HClCuCl2 + 2H2O

Образовалась вода. (Слайд 14)


Вывод: Если в результате реакции образуется вода, то такие реакции

протекают до конца.


Лабораторный опыт №3 /учащиеся делают на местах/.


В пробирку налить раствор Na2CO3 и осторожно прилить раствор HCl.

Что наблюдаете? Образование газа.


Запишем уравнение реакции

Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + H2CO3

В таком виде записанное уравнение реакции не показывает образование газа. Угольная кислота в свободном виде не существует, т.к. является нестойкой и легко разлагается на воду и соответствующий оксид. (степень окисления углерода в кислоте и оксиде одинаковая + 4).

Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CО2↑ + H2O

Оксид обозначается стрелкой вверх ↑. (Слайд 15)


Вывод: Если в результате реакции образуется газ, следовательно реакция

идет до конца (т.е. практически возможна).


Учитель: Мы с вами выяснили, что химические реакции обмена идут до конца в нескольких случаях. Назовите их.

( ребята отвечают)

Учитель: Обратите своё внимание ещё раз на экран:

Если выделился газ – это раз! И получится вода – это два! А еще нерастворимый осаждается продукт… «Есть осадок», говорим мы – это третий важный пункт! Химик «правила обмена» не забудет никогда: В результате – непременно будет газ или вода. Выпадает осадок – вот тогда порядок!


IV. Закрепление.


1) Среди предложенных реакций выбрать реакции обмена, и определить протекают ли они до конца. (Слайд 16)


CuO + H2 = Cu + H2O

NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3

3K2CO3 + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O + +3CO2

CaO + H2O Ca(OH)2

2H2O = 2H2 + O2

3Ca(OH)2 + 2H3PO4 → Ca3(PO4)2 + +6H2O

CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O

FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3 + 3NaCl


2) Самостоятельная работа.

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:

1 вариант 2 вариант


а) NaOH + HCl → а) Na2CO3 + HNO3 →;

б) Al(OH)3 + H2SO4 →; б) NaI + Pb(NO3)2 →

в) Ca(OH)2 + HCl →; в) CuO + H2SO4 →

г) CaCO3 + HCl →; г) KOH + CuSO4 →

д) KOH + H2SO4 →. д) BaCl2 + AgNO3 →.


V. Подведение итогов.


Вернемся к теме сегодняшнего урока.

Какую цель мы поставили в начале урока?

К какому выводу мы пришли?


Домашнее задание:

§ 27 (реакции обмена).

упр.2, 3 (выбрать реакции обмена и определить идут ли они до конца).

Объявление оценок.

Просмотр содержимого презентации
«40.-Реакции-обмена»

Эти явления знаете вы В жизни нашей встречаются они, А отличают эти явления – взаимные превращения, И образуются всегда – новые вещества. Что же это за явления?

Эти явления знаете вы

В жизни нашей встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

И образуются всегда – новые вещества.

Что же это за явления?

Эти явления знаете вы В жизни нашей встречаются они, А отличают эти явления – взаимные превращения, И образуются всегда – новые вещества. Что же это за явления?  Химические реакции

Эти явления знаете вы

В жизни нашей встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

И образуются всегда – новые вещества.

Что же это за явления?

Химические реакции

Химические реакции

Химические реакции

Химические реакции  разложения соединения замещения

Химические реакции

разложения соединения замещения

Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции:

Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции:

  • H 2 + Cl 2 → …
  • Zn + HCl → … + …
  • HgO → Hg + …
  • NaOH + H 2 SO 4 → … + …
Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции:

Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции:

  • H 2 + Cl 2 → 2HCl
  • Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2
  • 2HgO → 2Hg + O 2
  • NaOH + HCl →… + …
РЕАКЦИИ ОБМЕНА

РЕАКЦИИ

ОБМЕНА

Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями  А В + С Д → А Д + С В

Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями

А В + С Д А Д + С В

Реакция гидроксида натрия и серной кислоты Реакция нейтрализации NaOH + H 2 SO 4  2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O Щёлочь + кислота = соль + вода

Реакция гидроксида натрия и

серной кислоты

Реакция нейтрализации

NaOH + H 2 SO 4

2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O

Щёлочь + кислота = соль + вода

Условия протекания реакций обмена до конца:

Условия протекания реакций обмена до конца:

  • Выпадение осадка
  • Образование воды (реакции нейтрализации)
  • Выделение газа
Если выделился ГАЗ - это раз! И получится ВОДА - это два! А ещё нерастворимый осаждается продукт… «Есть ОСАДОК », говорим мы – это третий важный пункт! Химик «правила обмена» не забудет никогда: В результате – непременно будет ГАЗ или ВОДА. Выпадет ОСАДОК - вот тогда порядок!

Если выделился ГАЗ - это раз!

И получится ВОДА - это два!

А ещё нерастворимый осаждается продукт…

«Есть ОСАДОК », говорим мы – это третий важный пункт!

Химик «правила обмена» не забудет никогда:

В результате – непременно будет ГАЗ или ВОДА.

Выпадет ОСАДОК - вот тогда порядок!

Среди предложенных реакций выбрать реакции обмена, и определить протекают ли они до конца. CuO + H 2 = Cu + H 2 O NaCl + AgNO 3 = AgCl + NaNO 3 3K 2 CO 3 + 2H 3 PO 4 = 2K 3 PO 4 + 3H 2 O + 3CO 2 CaO + H 2 O → Ca(OH) 2 2H 2 O = 2H 2 + O 2 Cu(NO 3 ) 2 +2NaCl=CuCl 2 +2NaNO 3  CaO + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 + 3NaCl

Среди предложенных реакций выбрать реакции обмена, и определить протекают ли они до конца.

CuO + H 2 = Cu + H 2 O

NaCl + AgNO 3 = AgCl + NaNO 3

3K 2 CO 3 + 2H 3 PO 4 = 2K 3 PO 4 + 3H 2 O + 3CO 2

CaO + H 2 O → Ca(OH) 2

2H 2 O = 2H 2 + O 2

Cu(NO 3 ) 2 +2NaCl=CuCl 2 +2NaNO 3

CaO + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 + 3NaCl

Среди предложенных реакций выбрать реакции обмена, и определить протекают ли они до конца. NaCl + AgNO 3 = AgCl + NaNO 3 3K 2 CO 3 + 2H 3 PO 4 = 2K 3 PO 4 + 3H 2 O + 3CO 2 CaO + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 + 3NaCl

Среди предложенных реакций выбрать реакции обмена, и определить протекают ли они до конца.

NaCl + AgNO 3 = AgCl + NaNO 3

3K 2 CO 3 + 2H 3 PO 4 = 2K 3 PO 4 + 3H 2 O + 3CO 2

CaO + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 + 3NaCl

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:  1 вариант 2 вариант  а) NaOH + HCl →; а) Na 2 CO 3 + HNO 3 →;  б) Al(OH) 3 + H 2 SO 4 →; б) NaI + Pb(NO 3 ) 2 →  в) Ca(OH) 2 + HCl →; в) CuO + H 2 SO 4 →  г) CaCO 3 + HCl →; г) KOH + CuSO 4 →  д) KOH + H 2 SO 4 →. д) BaCl 2 + AgNO 3 →.

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:

1 вариант 2 вариант

а) NaOH + HCl →; а) Na 2 CO 3 + HNO 3 →;

б) Al(OH) 3 + H 2 SO 4 →; б) NaI + Pb(NO 3 ) 2 →

в) Ca(OH) 2 + HCl →; в) CuO + H 2 SO 4 →

г) CaCO 3 + HCl →; г) KOH + CuSO 4 →

д) KOH + H 2 SO 4 →. д) BaCl 2 + AgNO 3 →.

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:  1 вариант 2 вариант а) NaOH + HCl = NaCl + H 2 O а) Na 2 CO 3 + 2HNO 3 = 2NaNO 3 + CO 2 + H 2 O б) 2Al(OH) 3 + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 6H 2 O б) 2NaI + Pb(NO 3 ) 2 = 2NaNO 3 + PbI 2 ↓ в) Ca(OH) 2 + 2HCl = CaCl 2 + 2H 2 O в) CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O г) CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 ↑ + H 2 O г) 2KOH + CuSO 4 = K 2 SO 4 + Cu(OH) 2 ↓  д) 2KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O д) BaCl 2 + 2AgNO 3 = Ba(NO 3 ) 2 + 2AgCl↓

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:

1 вариант 2 вариант

а) NaOH + HCl = NaCl + H 2 O а) Na 2 CO 3 + 2HNO 3 = 2NaNO 3 + CO 2 + H 2 O

б) 2Al(OH) 3 + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 6H 2 O б) 2NaI + Pb(NO 3 ) 2 = 2NaNO 3 + PbI 2

в) Ca(OH) 2 + 2HCl = CaCl 2 + 2H 2 O в) CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O

г) CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 ↑ + H 2 O г) 2KOH + CuSO 4 = K 2 SO 4 + Cu(OH) 2

д) 2KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O д) BaCl 2 + 2AgNO 3 = Ba(NO 3 ) 2 + 2AgCl↓


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!