География 8 класс
Тема урока: Городское население России. Агломерации. Урбанизация.
Города-миллионеры. Особенности размещения населения.
Цели урока: (слайд 2)
1 . Изучение основной терминологии по теме урока.
2 . Анализ картографического материала.
3 . отработка практических умений и навыков учащихся.
Тип урока: урок - практикум
Ход урока.
1 . Орг момент.
2 Анализ результатов практической работы.( Практическая работа № 12
«Анализ половозрастных пирамид по отдельным регионам России»).
3 . Изучение нового материала.
- основные понятия по теме урока ( работа с географическим словарём)
1. Агломерация - это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.(слайд 3,4,5)
Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений, объединённых многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Среди поселений, входящих в агломерацию, часто фигурируют города-спутники.
Городские агломерации России
Место | Агломерация | Население, урбанизированное/субурбанизированное-тяготеющее, тыс. чел. 2010 |
1 | Московская | 16023 (14700[9])/17316 |
2 | Санкт-Петербургская | 5681 (5400[9])/6230 |
3 | Самарско-Тольяттинская | 2300[9]; 2500 (2700[9]) в Самарско-Тольяттинско-Сызранскойконурбации |
4 | Екатеринбургская | 2054/2211[9]); 2784 (2600[9]) в Екатеринбургской системе расселения |
5 | Ростовская | 1714/2096 (2160[9]); 2570 (2700[9]) в Ростовско-Шахтинскойконурбации |
6 | Нижегородская | 1928/2097 (2020[9]) |
7 | Новосибирская | 1736 (1645[9])/1997 (1916, 1928, 2050, 2070[9]) |
8 | Казанская | 1352 (1496[9])/1560 |
9 | Челябинская | 1322/1535 (1564[9]) |
10 | Волгоградская | 1355 (1416[9])/1517 |
11 | Уфимская | 1087/1391 (1430[9]) |
12 | Краснодарская | 1046/1344 |
13 | Омская | 1182/1261 |
14 | Новокузнецкая | 1096/1328 |
15 | Воронежская | 976/1175 (1300[9]) |
16 | Владивостокская | 817 — 1125/1199 во Владивосток-Находкинской конурбации |
17 | Красноярская | 1061/1155 (1300[9]) |
18 | Пермская | 1044/1144 (1180, 1306[9]) |
19 | Саратовская | 1070/1117 (1150[9]) |
20 | Набережночелнинская (Нижне-Камская) | 1010/1100 (1123[9]) |
21 | Иркутская (Иркутско-Черемховская) | 1041 (954[9])/1081(1074[9]) |
22 | Тульско-Новомосковская | 1030/1060[9] |
2 . Урбанизация - (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества, увеличение численности городского населения, по сравнению с сельским населением. Слайд 6,7,8)
3 . Города – миллионеры. (слайд 9-15)
Города-миллионеры в России являются важнейшими местами сосредоточения и притяжения человеческих, трудовых, промышленных, культурных, экономических ресурсов и центрами социально-экономического развития как для своего региона, так и обычно сразу для нескольких окружающих регионов, а некоторые из них (Москва и расположенные близко к границам) — также для стран СНГ и Азии. Их значимость в этом качестве зависит не только от числа жителей, но и от ряда других факторов, важнейшими из которых являются уровень доходов населения, накопленный экономический и культурный потенциал, а также специфика соседних регионов, для которых города-миллионеры являются центрами транспорта, высшего образования, торговли, логистики, культуры и т. п.
Во времена СССР города-миллионеры имели право на обладание метрополитеном и некоторыми другими нормативно распределяемыми ресурсами и общественными благами, однако вероятность и очерёдность их получения определялась как нормативами Госплана, так и в значительной степени неформальными отношениями глав соответствующих регионов с центральными властями. В постсоветское время города-миллионеры так же выделяются особым отношением со стороны правительства (то же включение в госпрограмму метростроения, поддержка развития дорожной инфраструктуры с 2006 года и т. п.) и, являясь крупными рынками собственно и для окружающих территорий, привлекают инвестиции, связанные с производством потребительских товаров, торговлей и сферой услуг (дилерские, сервисные и операторские центры, банковские отделения, пункты федеральных и международных торговых сетей.
Место | Город | Население, тыс. чел. (официальные окончательные итоги переписи 2010 года[5]) | Изменения в процентах к переписи 2002 года[6] | Население на 1 января 2015 года (тыс.)[7] | Населениегородского округа на 1 января 2015 года (тыс.)[8] с учётом поправки на 2016 год. |
1 | Москва | 11 504 | 113 % | 12 330 | 12 330 |
2 | Санкт-Петербург | 4 880 | 104 % | 5 225 | 5 225 |
3 | Новосибирск | 1 474 | 103 % | 1 584 | 1 584 |
4 | Екатеринбург | 1 350 | 104 % | 1 428 | 1 477 |
5 | Нижний Новгород | 1 251 | 95 % | 1 272 | 1 272 |
6 | Казань | 1 144 | 103 % | 1 217 | 1 217 |
7 | Челябинск | 1 130 | 105 % | 1 192 | 1 192 |
8 | Омск | 1 166 | 101 % | 1 178 | 1 178 |
9 | Самара | 1 165 | 102 % | 1 171 | 1 171 |
10 | Ростов-на-Дону | 1 089 | 102 % | 1 115 | 1 120 |
11 | Уфа | 1 062 | 102 % | 1 109 | 1 109 |
12 | Красноярск | 977 | 107 % | 1 067 | 1 067 |
13 | Пермь | 991 | 101 % | 1 041 | 1 041 |
14 | Воронеж | 890 | 111 % | 1 032 | 1 032 |
15 | Волгоград | 1 021 | 99 % | 1 018 | 1 018 |
Практическая часть урока: (слайды 16-17)
При помощи атласа отметить на контурной карте города-миллионеры России.
Определить особенности их географического положения.
Проанализировать, что способствовало становлению данных городов, как городов-миллионеров?
Подведение итогов урока.
На уроке мы узнали, что …
На уроке мы увидели …
На уроке мы выяснили, что …
Домашнее задание п.13