СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ": Городское население России. Агломерации. Урбанизация. Города-миллионеры. Особенности размещения населения."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 8 класса при изучении раздела Население России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ": Городское население России. Агломерации. Урбанизация. Города-миллионеры. Особенности размещения населения."»

География 8 класс


Тема урока: Городское население России. Агломерации. Урбанизация.

Города-миллионеры. Особенности размещения населения.

Цели урока: (слайд 2)

1 . Изучение основной терминологии по теме урока.

2 . Анализ картографического материала.

3 . отработка практических умений и навыков учащихся.

Тип урока: урок - практикум


Ход урока.

1 . Орг момент.

2 Анализ результатов практической работы.( Практическая работа № 12

«Анализ половозрастных пирамид по отдельным регионам России»).

3 . Изучение нового материала.

- основные понятия по теме урока ( работа с географическим словарём)

1. Агломерация - это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.(слайд 3,4,5)

Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений, объединённых многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Среди поселений, входящих в агломерацию, часто фигурируют города-спутники.

Городские агломерации России

Место

Агломерация

Население,
урбанизированное/субурбанизированное-тяготеющее,
тыс. чел.
2010

1

Московская

16023 (14700[9])/17316

2

Санкт-Петербургская

5681 (5400[9])/6230

3

Самарско-Тольяттинская

2300[9]; 2500 (2700[9]) в Самарско-Тольяттинско-Сызранскойконурбации

4

Екатеринбургская

2054/2211[9]); 2784 (2600[9]) в Екатеринбургской системе расселения

5

Ростовская

1714/2096 (2160[9]); 2570 (2700[9]) в Ростовско-Шахтинскойконурбации

6

Нижегородская

1928/2097 (2020[9])

7

Новосибирская

1736 (1645[9])/1997 (1916, 1928, 2050, 2070[9])

8

Казанская

1352 (1496[9])/1560

9

Челябинская

1322/1535 (1564[9])

10

Волгоградская

1355 (1416[9])/1517

11

Уфимская

1087/1391 (1430[9])

12

Краснодарская

1046/1344

13

Омская

1182/1261

14

Новокузнецкая

1096/1328

15

Воронежская

976/1175 (1300[9])

16

Владивостокская

817 — 1125/1199 во Владивосток-Находкинской конурбации

17

Красноярская

1061/1155 (1300[9])

18

Пермская

1044/1144 (1180, 1306[9])

19

Саратовская

1070/1117 (1150[9])

20

Набережночелнинская (Нижне-Камская)

1010/1100 (1123[9])

21

Иркутская (Иркутско-Черемховская)

1041 (954[9])/1081(1074[9])

22

Тульско-Новомосковская

1030/1060[9]


2 . Урбанизация - (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества, увеличение численности городского населения, по сравнению с сельским населением. Слайд 6,7,8)

3 . Города – миллионеры. (слайд 9-15)

Города-миллионеры в России являются важнейшими местами сосредоточения и притяжения человеческих, трудовых, промышленных, культурных, экономических ресурсов и центрами социально-экономического развития как для своего региона, так и обычно сразу для нескольких окружающих регионов, а некоторые из них (Москва и расположенные близко к границам) — также для стран СНГ и Азии. Их значимость в этом качестве зависит не только от числа жителей, но и от ряда других факторов, важнейшими из которых являются уровень доходов населения, накопленный экономический и культурный потенциал, а также специфика соседних регионов, для которых города-миллионеры являются центрами транспорта, высшего образования, торговли, логистики, культуры и т. п.

Во времена СССР города-миллионеры имели право на обладание метрополитеном и некоторыми другими нормативно распределяемыми ресурсами и общественными благами, однако вероятность и очерёдность их получения определялась как нормативами Госплана, так и в значительной степени неформальными отношениями глав соответствующих регионов с центральными властями. В постсоветское время города-миллионеры так же выделяются особым отношением со стороны правительства (то же включение в госпрограмму метростроения, поддержка развития дорожной инфраструктуры с 2006 года и т. п.) и, являясь крупными рынками собственно и для окружающих территорий, привлекают инвестиции, связанные с производством потребительских товаров, торговлей и сферой услуг (дилерские, сервисные и операторские центры, банковские отделения, пункты федеральных и международных торговых сетей.

Место

Город

Население, тыс. чел.
(официальные окончательные
итоги
 переписи 2010 года[5])

Изменения в процентах
к
 переписи 2002 года[6]

Население
на 1 января 2015 года (тыс.)
[7]

Населениегородского округа
на 1 января 2015 года (тыс.)
[8]
с учётом поправки на 2016 год.

1

Москва

11 504

113 %

12 330

12 330

2

Санкт-Петербург

4 880

104 %

5 225

5 225

3

Новосибирск

1 474

103 %

1 584

1 584

4

Екатеринбург

1 350

104 %

1 428

1 477

5

Нижний Новгород

1 251

95 %

1 272

1 272

6

Казань

1 144

103 %

1 217

1 217

7

Челябинск

1 130

105 %

1 192

1 192

8

Омск

1 166

101 %

1 178

1 178

9

Самара

1 165

102 %

1 171

1 171

10

Ростов-на-Дону

1 089

102 %

1 115

1 120

11

Уфа

1 062

102 %

1 109

1 109

12

Красноярск

977

107 %

1 067

1 067

13

Пермь

991

101 %

1 041

1 041

14

Воронеж

890

111 %

1 032

1 032

15

Волгоград

1 021

99 %

1 018

1 018


Практическая часть урока: (слайды 16-17)

При помощи атласа отметить на контурной карте города-миллионеры России.

Определить особенности их географического положения.

Проанализировать, что способствовало становлению данных городов, как городов-миллионеров?

Подведение итогов урока.

На уроке мы узнали, что …

На уроке мы увидели …

На уроке мы выяснили, что …

Домашнее задание п.13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!