СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии в 10 классе по теме:«Япония – страна восходящего солнца»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить особенности ЭГП, населения и хозяйство Японии

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о государствах Зарубежной Азии
  2. Сформировать представление об особенностях географического положения Японии, ее природы, хозяйства и внутренних различиях.
  3. Познакомить с номенклатурой географических названий по теме.
  4. Продолжить формирование общеучебных навыков (работа с картой и учебником)

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство прекрасного.
  2. Обогащать речь школьников.

Развивающие:

  1. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.
  2. Способствовать активизации процесса обучения.
  3. Осуществлять уровневую дифференциацию знаний.
  4. Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.
  5. Развивать умение получать знания в измененных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 10 классе по теме:«Япония – страна восходящего солнца»»

Конспект урока географии в 10 классе.

Тема урока : «Япония – страна восходящего солнца»

Цель: изучить особенности ЭГП, населения и хозяйство Японии

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о государствах Зарубежной Азии

  2. Сформировать представление об особенностях географического положения Японии, ее природы, хозяйства и внутренних различиях.

  3. Познакомить с номенклатурой географических названий по теме.

  4. Продолжить формирование общеучебных навыков (работа с картой и учебником)

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство прекрасного.

  2. Обогащать речь школьников.

Развивающие:

  1. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.

  2. Способствовать активизации процесса обучения.

  3. Осуществлять уровневую дифференциацию знаний.

  4. Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.

  5. Развивать умение получать знания в измененных ситуациях.

Тип урока: комбинированный .

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой, проектный


Методы познания: картографический, статистический анализ, проблемный.


Оборудование: политическая карта мира, экономическая карта Японии, материалы из Интернета по Японии, тесты,мультимедиасредства(презентации) , учебник «Экономическая и социальная география мира» В.П.Максаковский .








Ход урока:

1.Организационный момент.

2 . Целеполагание и мотивация.

Учитель.

Сегодня у нас необычный урок . Мы совершим путешествие в страну , которую называют очень странно – «Страна – наоборот» .И для этого есть все основания. В этой стране пальто подаёт женщина , руль в машине с правой стороны , кошки – бесхвостые , здесь пишут сверху вниз , спят на полу , а белый цвет является траурным. О какой стране идёт речь ?Да,это Япония


О, вот она – чудесная страна,

Заветный край – Акицусима !

Как крылья стрекозы, простёрты острова,

Страна Ямато – вот она!

3. Актуализация знаний.

(Выступление ученика об иносказательном названии Японии- «Страна- восходящего солнца» )

Древнее название страны –Ямато. Японцы называют её Ниппон или Ниххон, т.е. «Страна- восходящего солнца» .В 7 веке произошёл переход от родового уклада к сословному ,и император получил титул «Сын неба», т. е.родившийся от богини Солнца –Аматерасу. Древнее название страны- Ямато-заменили на новое – Нихон,что буквально означает место, откуда восходит солнце. Национальный флаг белого цвета с красным кругом- Солнцем в середине . Круглая хризантема на гербе страны также символизирует восходящее солнце.

Учитель.

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония» ?

- восходящее солнце

-маленький трудовой народ

-икебана

-гейши

-кимоно

-экзотическая пища

-палочки для еды

-дорогая аппаратура

-вулкан Фудзияма

-красивые женщины

4.Изучение нового материала и первичное закрепление.

Учитель.

Япония- наш сосед. Лишь узенькие ниточки морских проливов разделяют территории наших стран. 43 км отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и лишь 5 км до ближайшего из островов Курильской гряды.

Давайте определим ЭГП Японии .

Прослушав сообщение ,заполните Приложение 1

Заполнение визитки.

Название:

Тип территории:

Состав территории:

Площадь:

Численность населения :

Государственный язык:

Столица:

Форма правления :

Форма административно- территориального устройства:

Омывается:

Природные ресурсы:

Вывод об особенностях ЭГП:

Учитель:

Каким же образом , имея такие скудные ресурсы , Япония стала лидером в экономике современного мира ?Чем обусловлено «экономическое чудо» Японии? Что такое японская модель развития экономики?

Прослушаем сообщение….

Заслушивается сообщение учащегося.

Учитель:

Давайте рассмотрим , какие отрасли хозяйства развиты в Японии . Откроем экономическую карту Японии. Как вы думаете , какие отрасли промышленности мы можем назвать отраслями специализации ?

Учащиеся отвечают:

-машиностроение и металлообработка

-электротехника

-судостроение

-автомобилестроение

-чёрная металлургия

-химическая промышленность

-нефтепереработка

-пищевая промышленность

-лёгкая промышленность

-лесная и деревообрабатывающая промышленность

Учитель:

Назовите центры промышленного производства страны?

-Токио

-Осака

-Иокогама

-Нагасаки

-Нагоя

-Фукуока



Посмотрите внимательно на карту. Какие особенности размещения крупных промышленных центров вы видите?

Учащиеся отвечают:

Всю территорию Японии можно разделить на 2 части: южная, юго-восточная, которая носит название «лицевая часть», где и размещена большая часть производства. И северная, северо-западная часть-«тыльная часть», которая не имеет такой высокой концентрации производства и является более экологически чистой территорией.

Учитель:

Откройте в учебнике стр.192 ,рисунок 69. Давайте рассмотрим схему экспорта и импорта . Какие товары ввозят в Японию , а какие товары Япония экспортирует?

Работа со схемой в учебнике.

Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный  из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.
Японская нация зародилась от пришедших сюда с Дальнего Востока – айнов. Япония много столетий была изолирована от остального мира и поэтому сохранила свою самобытность и своеобразие. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай, оригами и т. д.

Ребята выступают с сообщениями, которые подготовили дополнительно, получив опережающее задание.

Поклон

Для японцев очень важно доброе отношение друг к другу. Это выражается прежде всего в поклоне. У Японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45?, коллеги кланяются друг другу под углом 15?, встречают клиентов под углом 30?, ученик кланяется учителю под углом 48? и если ученик вырос и стал, к примеру, премьер-министром страны, он при встрече с учителем кланяется под тем же углом - значит каждому свой «угол». Еще, когда мать по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

Чаепитие

Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя-ню-ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы в ней – старинные, лишь белоснежный льняной платок бамбуковый ковш подчёркнуто новые.
Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку  порошок – растёртый в пудру зелёный чай, заливает его кипятком и специальным бамбуковым венчиком взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.
Созерцание мира одна из черт японского народа. К нему можно отнести и выращивание бонсай и составление икебаны.

Бонсай

Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, но своими размерами, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого садика может быть объяснено стремление людей познать  красоту большого мира, иметь её рядом с собой.

Икебана

Икебана – приблизительный перевод искусство составления цветов. Это целая наука. Её преподают в специальных школах. Обучают этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств. В основе лежат три линии символизирующие Небо. Человека и Землю. Икебана это не просто букет – это символ.

Кимоно



Кимоно переводится с японского, как одежда. Кимоно – это японский национальный костюм. Его и сегодня в праздничные дни носят все от мала до велика. Оно передаётся по наследству, одно на всех: нет различий – мужское или женское. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается.

– Давайте посмотрим, как выглядит японский дом.

Японский дом

В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из лёгких деревянных планок. Стены раздвигаются, как дверцы книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы. Днем на них сидят и обедают, а ночью – спят. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому подадут вместо вилки две палочки. В Японии ежегодно покупают 11,3 млрд. деревянных палочек, используют только один раз, а потом выбрасывают. Вместо стульев мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем. Что мы называем сервизами. Приезжие удивляются,  что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей иметь одну и ту же роспись на тарелках и чашках. А станут гости уходить, хозяева им подарят птичку- журавлика. Считается. Что он принесёт людям счастье.

Учащиеся раздают гостям журавликов.

В Японии бумажный журавлик является древним символом долгой жизни и успеха в делах.

– Традиции в Японии сохраняются благодаря своеобразному воспитанию своих детей. Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа:

1 этап – до 5 лет. Ребёнок – «бог» – ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир.
2 этап – до 14 лет. Ребёнок – «раб» – он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным.
3 этап – от 14 лет. Ребенок  – «друг» – с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным.

Уровень грамотности в стране 100%(у японских педагогов ,психологов и врачей есть методика, по которой они обучают детей с глубокими отставаниями в развитии).Средняя продолжительность жизни-76лет –мужчины, 82 года-женщины. Каковы причины долголетия?

-наисвежайшие продукты

-отношение к жизни (ценят жизнь и берегут природу)

-доброжелательность

-привычка ходить(в стране существует программа 10000 шагов к здоровью)

-гигиена

Учитель:

– На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из самых удивительных уголков нашей планеты, в удивительной стране. В которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы им позавидовать.

Проводится тестирование.

Если останется время, можно составить синквейн

1строка-1 слово существительное

2строка-2 прилагательных

3строка-3 глагола

4строка-4 слова,выражающих понимание предмета

5строка- 1слово синоним

Например:

Государство

Островное,богатое

Создаёт,торгует,развивается

Экономический лидер в мире.

Япония

5.Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы попытались приблизить к себе удивительную страну –Японию..Неразрывная связь страны настоящей со своим прошлым ,опора на него даёт уверенное и успешное развитие.Культурный, интеллектуальный ,физический капитал нации играет особую роль в достижении высот.

6.Домашнее задание.

  1. На контурной карте мира подпишите название Японии и название островов.

  2. Подпишите крупнейшие городские агломерации.

  3. Используя текст учебника Максаковского В.П. и рисунок 69 на стр. 220, карты атласа и другие источники, стрелками различного цвета нанесите пути импортируемого Японией сырья: нефти, природного газа, каменного угля, железных, алюминиевых, медных, полиметаллических руд, текстильного волокна и продовольствия;

  4. Подпишите красным цветом названия основных поставщиков сырья и продовольствия в Японию;

  5. Подпишите синим цветом названия крупнейших стран – получателей японской продукции и капитала;

  6. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнерах Японии и о структуре ее импорта и экспорта.

  7. Разделите территорию страны на: “Лицевую часть” и “Тыльную часть”.
































Тест.

  1. Число жителей, проживающих на территории Японии:

а) 124 млн. чел. б) 126 млн. чел. в) 127 млн.чел.


  1. Государственный строй:

а) абсолютная монархия б) конституционная монархия в) республика


  1. Национальный состав - …… японцы:

а) 89% б) 90% в) 99%


  1. Япония относится к:

а) I типу воспроизводства; б) II типу воспроизводства;


5.Население Японии исповедует 2 основные религии:

а) буддизм и конфуцианство б) конфуцианство и синтоизм;

в) буддизм и синтоизм в) иудаизм и синтоизм


6.Японское «Экономическое чудо» обусловлено:

а) заимствование и внедрение научно- технических изобретений;

б) высокие темпы развития военно-промышленного комплекса;

в) низкой заработной платой рабочих;


7. Ведущие отрасли промышленности:

А) пищевая б) автомобилестроение в) лесная


8. Япония больше всего экспортирует:

а) пищевые продукты;

б) продукцию машиностроения

в) продукцию лесной промышленности.

9. Какими ресурсами не обладает Япония:

а) трудовыми б) минеральными в) лесными



10. Япония – страна….

А) аграрная б) индустриальная в) постиндустриальная


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!