Конспект урока географии в 10 классе.
Тема урока : «Япония – страна восходящего солнца»
Цель: изучить особенности ЭГП, населения и хозяйство Японии
Задачи:
Образовательные:
Расширить и углубить знания учащихся о государствах Зарубежной Азии
Сформировать представление об особенностях географического положения Японии, ее природы, хозяйства и внутренних различиях.
Познакомить с номенклатурой географических названий по теме.
Продолжить формирование общеучебных навыков (работа с картой и учебником)
Воспитательные:
Воспитывать чувство прекрасного.
Обогащать речь школьников.
Развивающие:
Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.
Способствовать активизации процесса обучения.
Осуществлять уровневую дифференциацию знаний.
Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.
Развивать умение получать знания в измененных ситуациях.
Тип урока: комбинированный .
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой, проектный
Методы познания: картографический, статистический анализ, проблемный.
Оборудование: политическая карта мира, экономическая карта Японии, материалы из Интернета по Японии, тесты,мультимедиасредства(презентации) , учебник «Экономическая и социальная география мира» В.П.Максаковский .
Ход урока:
1.Организационный момент.
2 . Целеполагание и мотивация.
Учитель.
Сегодня у нас необычный урок . Мы совершим путешествие в страну , которую называют очень странно – «Страна – наоборот» .И для этого есть все основания. В этой стране пальто подаёт женщина , руль в машине с правой стороны , кошки – бесхвостые , здесь пишут сверху вниз , спят на полу , а белый цвет является траурным. О какой стране идёт речь ?Да,это Япония
О, вот она – чудесная страна,
Заветный край – Акицусима !
Как крылья стрекозы, простёрты острова,
Страна Ямато – вот она!
3. Актуализация знаний.
(Выступление ученика об иносказательном названии Японии- «Страна- восходящего солнца» )
Древнее название страны –Ямато. Японцы называют её Ниппон или Ниххон, т.е. «Страна- восходящего солнца» .В 7 веке произошёл переход от родового уклада к сословному ,и император получил титул «Сын неба», т. е.родившийся от богини Солнца –Аматерасу. Древнее название страны- Ямато-заменили на новое – Нихон,что буквально означает место, откуда восходит солнце. Национальный флаг белого цвета с красным кругом- Солнцем в середине . Круглая хризантема на гербе страны также символизирует восходящее солнце.
Учитель.
Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония» ?
- восходящее солнце
-маленький трудовой народ
-икебана
-гейши
-кимоно
-экзотическая пища
-палочки для еды
-дорогая аппаратура
-вулкан Фудзияма
-красивые женщины
4.Изучение нового материала и первичное закрепление.
Учитель.
Япония- наш сосед. Лишь узенькие ниточки морских проливов разделяют территории наших стран. 43 км отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и лишь 5 км до ближайшего из островов Курильской гряды.
Давайте определим ЭГП Японии .
Прослушав сообщение ,заполните Приложение 1
Заполнение визитки.
Название:
Тип территории:
Состав территории:
Площадь:
Численность населения :
Государственный язык:
Столица:
Форма правления :
Форма административно- территориального устройства:
Омывается:
Природные ресурсы:
Вывод об особенностях ЭГП:
Учитель:
Каким же образом , имея такие скудные ресурсы , Япония стала лидером в экономике современного мира ?Чем обусловлено «экономическое чудо» Японии? Что такое японская модель развития экономики?
Прослушаем сообщение….
Заслушивается сообщение учащегося.
Учитель:
Давайте рассмотрим , какие отрасли хозяйства развиты в Японии . Откроем экономическую карту Японии. Как вы думаете , какие отрасли промышленности мы можем назвать отраслями специализации ?
Учащиеся отвечают:
-машиностроение и металлообработка
-электротехника
-судостроение
-автомобилестроение
-чёрная металлургия
-химическая промышленность
-нефтепереработка
-пищевая промышленность
-лёгкая промышленность
-лесная и деревообрабатывающая промышленность
Учитель:
Назовите центры промышленного производства страны?
-Токио
-Осака
-Иокогама
-Нагасаки
-Нагоя
-Фукуока
Посмотрите внимательно на карту. Какие особенности размещения крупных промышленных центров вы видите?
Учащиеся отвечают:
Всю территорию Японии можно разделить на 2 части: южная, юго-восточная, которая носит название «лицевая часть», где и размещена большая часть производства. И северная, северо-западная часть-«тыльная часть», которая не имеет такой высокой концентрации производства и является более экологически чистой территорией.
Учитель:
Откройте в учебнике стр.192 ,рисунок 69. Давайте рассмотрим схему экспорта и импорта . Какие товары ввозят в Японию , а какие товары Япония экспортирует?
Работа со схемой в учебнике.
Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.
Японская нация зародилась от пришедших сюда с Дальнего Востока – айнов. Япония много столетий была изолирована от остального мира и поэтому сохранила свою самобытность и своеобразие. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай, оригами и т. д.
Ребята выступают с сообщениями, которые подготовили дополнительно, получив опережающее задание.
Поклон
Для японцев очень важно доброе отношение друг к другу. Это выражается прежде всего в поклоне. У Японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45?, коллеги кланяются друг другу под углом 15?, встречают клиентов под углом 30?, ученик кланяется учителю под углом 48? и если ученик вырос и стал, к примеру, премьер-министром страны, он при встрече с учителем кланяется под тем же углом - значит каждому свой «угол». Еще, когда мать по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.
Чаепитие
Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя-ню-ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы в ней – старинные, лишь белоснежный льняной платок бамбуковый ковш подчёркнуто новые.
Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растёртый в пудру зелёный чай, заливает его кипятком и специальным бамбуковым венчиком взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.
Созерцание мира одна из черт японского народа. К нему можно отнести и выращивание бонсай и составление икебаны.
Бонсай
Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, но своими размерами, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого садика может быть объяснено стремление людей познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой.
Икебана
Икебана – приблизительный перевод искусство составления цветов. Это целая наука. Её преподают в специальных школах. Обучают этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств. В основе лежат три линии символизирующие Небо. Человека и Землю. Икебана это не просто букет – это символ.
Кимоно
Кимоно переводится с японского, как одежда. Кимоно – это японский национальный костюм. Его и сегодня в праздничные дни носят все от мала до велика. Оно передаётся по наследству, одно на всех: нет различий – мужское или женское. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается.
– Давайте посмотрим, как выглядит японский дом.
Японский дом
В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из лёгких деревянных планок. Стены раздвигаются, как дверцы книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы. Днем на них сидят и обедают, а ночью – спят. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому подадут вместо вилки две палочки. В Японии ежегодно покупают 11,3 млрд. деревянных палочек, используют только один раз, а потом выбрасывают. Вместо стульев мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем. Что мы называем сервизами. Приезжие удивляются, что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей иметь одну и ту же роспись на тарелках и чашках. А станут гости уходить, хозяева им подарят птичку- журавлика. Считается. Что он принесёт людям счастье.
Учащиеся раздают гостям журавликов.
В Японии бумажный журавлик является древним символом долгой жизни и успеха в делах.
– Традиции в Японии сохраняются благодаря своеобразному воспитанию своих детей. Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа:
1 этап – до 5 лет. Ребёнок – «бог» – ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир.
2 этап – до 14 лет. Ребёнок – «раб» – он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным.
3 этап – от 14 лет. Ребенок – «друг» – с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным.
Уровень грамотности в стране 100%(у японских педагогов ,психологов и врачей есть методика, по которой они обучают детей с глубокими отставаниями в развитии).Средняя продолжительность жизни-76лет –мужчины, 82 года-женщины. Каковы причины долголетия?
-наисвежайшие продукты
-отношение к жизни (ценят жизнь и берегут природу)
-доброжелательность
-привычка ходить(в стране существует программа 10000 шагов к здоровью)
-гигиена
Учитель:
– На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из самых удивительных уголков нашей планеты, в удивительной стране. В которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы им позавидовать.
Проводится тестирование.
Если останется время, можно составить синквейн
1строка-1 слово существительное
2строка-2 прилагательных
3строка-3 глагола
4строка-4 слова,выражающих понимание предмета
5строка- 1слово синоним
Например:
Государство
Островное,богатое
Создаёт,торгует,развивается
Экономический лидер в мире.
Япония
5.Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы попытались приблизить к себе удивительную страну –Японию..Неразрывная связь страны настоящей со своим прошлым ,опора на него даёт уверенное и успешное развитие.Культурный, интеллектуальный ,физический капитал нации играет особую роль в достижении высот.
6.Домашнее задание.
На контурной карте мира подпишите название Японии и название островов.
Подпишите крупнейшие городские агломерации.
Используя текст учебника Максаковского В.П. и рисунок 69 на стр. 220, карты атласа и другие источники, стрелками различного цвета нанесите пути импортируемого Японией сырья: нефти, природного газа, каменного угля, железных, алюминиевых, медных, полиметаллических руд, текстильного волокна и продовольствия;
Подпишите красным цветом названия основных поставщиков сырья и продовольствия в Японию;
Подпишите синим цветом названия крупнейших стран – получателей японской продукции и капитала;
Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнерах Японии и о структуре ее импорта и экспорта.
Разделите территорию страны на: “Лицевую часть” и “Тыльную часть”.
Тест.
Число жителей, проживающих на территории Японии:
а) 124 млн. чел. б) 126 млн. чел. в) 127 млн.чел.
Государственный строй:
а) абсолютная монархия б) конституционная монархия в) республика
Национальный состав - …… японцы:
а) 89% б) 90% в) 99%
Япония относится к:
а) I типу воспроизводства; б) II типу воспроизводства;
5.Население Японии исповедует 2 основные религии:
а) буддизм и конфуцианство б) конфуцианство и синтоизм;
в) буддизм и синтоизм в) иудаизм и синтоизм
6.Японское «Экономическое чудо» обусловлено:
а) заимствование и внедрение научно- технических изобретений;
б) высокие темпы развития военно-промышленного комплекса;
в) низкой заработной платой рабочих;
7. Ведущие отрасли промышленности:
А) пищевая б) автомобилестроение в) лесная
8. Япония больше всего экспортирует:
а) пищевые продукты;
б) продукцию машиностроения
в) продукцию лесной промышленности.
9. Какими ресурсами не обладает Япония:
а) трудовыми б) минеральными в) лесными
10. Япония – страна….
А) аграрная б) индустриальная в) постиндустриальная