СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии 10 класс "Чёрная металлургия"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии 10 класс "Чёрная металлургия" Автор учебника Домогацких Е.М.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии 10 класс "Чёрная металлургия"»

Канарская Ирина Константиновна

Технологическая карта урока.

Тема урока: Черная металлургия мира в условиях глобального экономического кризиса.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Предмет: география.

Класс: 10.

Учебник: Е.М. Домогатских, Н.И. Алексеевский. География. Экономическаяи социальная география мира. Москва. «Русское слово». 2008.

Межпредметные связи: история, химия.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные

Технологии: Технология проектной деятельности, проблемно - диалогическая, личностно-ориентированного обучения, ИКТ-технолоия

Методы: Вербальные (учебный диалог); когнитивные (аналитический, репродуктивный, проблемного изложения); организации учения (ученического целеполагания, самоконтроля и рефлексии).

Приемы: «яркое пятно», исследовательский, частично-поисковый, игровой

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, интерактивная карта «Черная металлургия России», перекись водорода (11 шт.), чашечки с почвой, атласы, справочное пособие «Социально-экономическая география мира»

под ред. В. Н. Холиной, цветной мел, логические конспекты, статьи Интернет-сайтов и газет о глобальном кризисе, презентация к уроку.



Цель урока

Изучение географии черной металлургии в условиях глобального экономического кризиса.

Задачи урока

1. Изучить географию черной металлургии мира.

2.Составить характеристику черной металлургии мира по типовому плану.

3.Научиться навыкам технологии проектной деятельности.

4. Анализировать различные источники географической информации.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты: Учащиеся знают особенности географии размещения черной металлургии мира. Учащиеся овладели основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения. Учащиеся овладели основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Метапредметные результаты:

Познавательные: учащиеся могут самостоятельно формулировать познавательные цели и задачи; находить и выделять необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы; формулировать проблемы.

Коммуникативные: умеют слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; владеют монологической речью; умеют составлять характеристику географического объекта.

Регулятивные: учащиеся могут ставить цели как учебные задачи; умеют осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном отобрать необходимый материал и организовать его для решения коммуникативной задачи самостоятельно.

Личностные: Учащиеся ответственно относятся к учению; освоили правила поведения в учебной ситуации.

Базовое содержание урока


Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно - познавательные и учебно – практические вопросы и задания.

Организационно-мотивационный этап урока.

Организационный

Добрый день, уважаемые десятиклассники! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Здравствуйте, уважаемые гости.

Проверка наличия всех учебных принадлежностей.



мотивационнный

1.Друзья, сегодняшний урок начнем с экскурса в историю. В 2008 году разразился масштабный экономический кризис. Начиная с Рождественских каникул, весь мир буквально лихорадило слово «кризис». Скажите, какими эпитетами его характеризовали?


2. Средства массовой информации ежедневно выплескивали вал негативной информации, давая устращающие прогнозы.

Каково ваше представление о процессе кризиса вообще? Какие ассоциации он вызывает?


3.Обращение к слайду №1.

С декабря 2008 года страницы газет, Интернет пестрели статьями: «Сломан «становой хребет» украинской металлургии. За 7 месяцев она снизила производство на 33 %.»

Слайд №2: «Абсолютная катастрофа! Металлургическое производство в России за один месяц рухнуло на 30 %. Никогда и нигде таких темпов больше не было!»

Слайд №3: «Среди отраслей, где падение было особенно резким, оказалась черная металлургия. Она была первой. Вторая отрасль – нефтехимическая. Третья – машиностроение»

Слайд №4. И в апреле месяце, как подведение черты, самое авторитетное бизнес-издание мире «The Economist» вышла под заголовком: «Коллапс обрабатывающей промышленности». Без вопросов. Как констатация уже свершившегося факта.


4.Ребята, что означает слово коллапс?

5.В зависимости от ответов учащихся, дать определение термина «коллапс»

1.Называют эпитеты – определения термину «кризис»: экономический, глобальный, банковский, мировой, финансовый.









2. Высказывают свое мнение и представление о понятии «кризис», о его содержании, проявлении и последствиях.







3.Просмотр слайдов. Эмоциональное восприятие содержания.





























4. Определение значения термина «коллапс» исходя из уровня эрудиции и кругозора.






Определение темы

1. Из всего, что вы увидели и услышали, как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?


2. Обращение к слайду (Тема урока «Черная металлургия мира в условиях мирового экономического кризиса»). Сопоставьте свое представление о теме с моим. Совпадают ли наши цели?

3. Запишите число и тему в опорные конспекты.

1.Формулируют тему урока.





2. Сравнивают свою формулировку с записью на слайде. Анализируют содержание и оценивают общность целей для совместной деятельности.




3.Записывают число и тему урока в опорные конспекты.

Определяют тему урока


Формулирование задач

1.Как вы считаете, в соответствии с темой урока, какие перед нами встают задачи?

2. В зависимости от ответов учащихся, с помощью проблемного диалога, наводящих вопросов подвести к формулировке задач.

1.Высказывают предположение о том, что должны изучить на уроке по теме «Черная металлургия», опираясь на знания 9 класса.


2.Формулируют задачи:

1)Составить характеристику черной металлургии мира по плану.

2) Оценить состояние отрасли в условиях кризиса.

Определяют основные задачи урока


Целеполагание

1.Исходя из задач, какой тогда будет цель урока?

2. В зависимости от ответов учащихся, с помощью проблемного диалога, наводящих вопросов подвести к формулировке цели: Определение роли экономического кризиса в развитии экономики на примере черной металлургии.


1.Рассуждения по определению цели.



Актуализация опорных знаний





1. К какой группе отраслей относится черная металлургия мира?

2. К какому сектору экономики относится черная металлургия мира?

3. К какой сфере труда относится черная металлургия мира?


4. Учащиеся 1 и 2 ряда, в опорных конспектах заполните схему «Закономерности размещения полезных ископаемых»


5. Учащиеся 1 и 2 ряда, в опорных конспектах заполните таблицу «Факторы размещения предприятий черной металлургии».


6. На интерактивной карте обозначить металлургические базы России. (1 человек)


7. Учащиеся 3 ряда принимают участие в игре «Мягкая посадка» (проверка теоретических знаний по теме).

Вопросы:

  1. Что является сырьем для черной металлургии?

  2. Какую продукцию выпускает?

  3. В каких отраслях используется?

  4. На предприятиях какого типа выпускается продукция?

  5. Почему именно на комбинатах?

  6. Какие этапы входят в производственный цикл?

  7. Что означает слово фактор?

  1. Контроль за выполнением заданий:

1. 1 учащийся заполняет схему «Закономерности размещения полезных ископаемых» на доске (схема нарисована заранее). Класс проверяет и сверяет правильность заполнения.


2.Учащемуся у доски задается вопрос: объясните закономерности размещения железной руды, используя данную схему.


3.2 человек заполняет таблицу «Факторы размещения предприятий черной металлургии» (таблица нарисована заранее). Класс проверяет и сверяет правильность заполнения.


4.Вопросы учащемуся: какие факторы являются ведущими?

Что означает сырьевой фактор?



5. Проверка работы с интерактивной картой.

Перечислите базы России.



6.С помощью компьютера проверяем правильность нанесения границ и названий металлургических баз.


7.Вопросы учащемуся: Объясните причины формирования Сибирской металлургической базы.

8. По какому плану характеризуется отрасль производства?


Отвечают на вопросы, опираясь на знания материала 9 класса. Вспоминают и называют группы отраслей, сектора экономики, сферы труда.

1. Черная металлургия относится к обрабатывающей промышленности.


2. Черная металлургия относится к сектору экономики.


3. Черная металлургия относится к производственной сфере труда.



4.Заполняют схему «Закономерности размещения полезных ископаемых».





5. Заполняют таблицу «Факторы размещения предприятий черной металлургии».





6. 1 учащийся на интерактивной карте обозначает металлургические базы России.



7. Учащиеся 3 ряда принимают участие в игре «Мягкая посадка». Отвечают на вопросы на знания материала 9 класса.





















1. 1 учащийся заполняет схему «Закономерности размещения полезных ископаемых» на доске (схема нарисована заранее). Класс проверяет и сверяет правильность заполнения.



2.Учащийся объясняет закономерности размещения железной руды, используя схему.




3.2 человек заполняет таблицу «Факторы размещения предприятий черной металлургии».





4.Учащийся называет ведущие факторы в размещении черной металлургии. Раскрывает значение сырьевого фактора?



5. Перечисляет металлургические базы России.

Объясните причины формирования Сибирской металлургической базы.


6.С помощью компьютера проверяем правильность нанесения границ и названий металлургических баз. Оценка работы.



7.Объясняет причины формирования Сибирской металлургической базы, показывая знания ведущих факторов


8.Перечисляют пункты плана характеристики отрасли.














































Осуществляют самоконтроль


2. Процессуально - содержательный этап.

(Формирование новых знаний и первичное закрепление на основе изучения технологии проектной деятельности)

1.Определение проблемы.

1.Обращение к слайдам:

Слайд №1: «Сломан «становой хребет» украинской металлургии. За 7 месяцев она снизила производство на 33 %.»

Слайд №2: «Абсолютная катастрофа! Металлургическое производство в России за один месяц рухнуло на 30 %. Никогда и нигде таких темпов больше не было!»

Ребята, в начале урока мы уже видели эти две цифры падения производства в черной металлургии.


О чем говорят они? (ответ: о проблемах, о кризисе).




2. Итак, есть проблема: «Кризисное состояние черной металлургии»

(обращение к слайду: «Проблема»).

Запишите это слово у себя в конспектах.

(Обращение к слайду: «Проблема»).


1.Изучают информацию на слайдах.















1.Рассуждают о том, что информация на слайдах говорит о кризисе и проблемах в развитии черной металлургии как в России, так и в других странах мира.


2.Записывают слово «проблема», как начало логической цепочки в изучении технологии проектной деятельности.



2. Актуальность

1.А насколько актуальна данная проблема?

(Обращение к слайду «Таблица: «Конструкционные материалы»»).


Степенновизн

Металлы

Неметалл

Конструкцион

Традиционные

чугун сталь медь

стекло кирпич цемент


Новые

специальные сплавы с редкими металлами

пластмас, пластики

Металло-керамика, стеклоплас-тик



  1. Только ли металлические материалы используются в хозяйстве?

  2. Какой материал находится на пике моды? (ответ: пластик)

  3. Заменяет ли сейчас пластик металл? (Ответы.)



2. Обращение к слайду. Кроме того, обратите внимание, ученые выяснили, что (Обращение к слайду)

Схема

16 тонн пиломатериалов

10 тонн стали

-Так стоит ли волноваться за состояние металлургии?

-Так ли она необходима теперь, как 50 лет назад, когда ее называли «локомотивом» экономики?

Обращение к слайду: «Локомотив или аутсайдер».


А.Первый вариант, приведите доказательства того, что на современном этапе черная металлургия является аутсайдером.


Б.Второй вариант, используя знания, полученные из СМИ, приведите доказательства того, что черная металлургия до сих пор является локомотивом экономики.


3.Ребята, какой вывод можно сделать из ваших ответов? (Один ученик подводит черту).


4.Важна на сегодняшний момент проблема состояния отрасли? (Да).


5.Друзья, мы определили с вами

актуальность проблемы кризисного состояния черной металлургии. Давайте запишем это слово в конспект.

Возвращение к слайду «Проблема». Дописываем слово «актуальность».


























1.Анализируя содержание таблицы, отвечают на вопросы:

  1. В хозяйстве используются не только металлические материалы, но и неметаллы и конструкционные материалы.

  2. На пике моды находится пластик и конструкционные материалы.

  3. Заменяет в ЖКХ, например, трубы. В автомобилестроении облицовка.






















2.А. Аргументирование утверждения о том, что «на современном этапе черная металлургия является аутсайдером»




2.Б. Аргументирование утверждения о том, что «на современном этапе черная металлургия является локомотивом».





3.Обсуждение в парах итогов аргументации.

Выражение итогов обсуждения.



4. Ответ: «Да». Так как многие отрасли без прочного металла обойтись не могут. (Рельсы, двигатели)


5.Делают запись «Проблема»-«Актуальность»



Поиск информации..

1.А всегда ли вставал вопрос о сомнении в актуальности черной металлургии? Давайте совершим экскурс в историю.

2.Итак, ребята, мы узнали, что использование металлов (железа) - это старт в развитии цивилизации. В таком случае, есть ли пути выхода из ситуации кризиса? (Пробы ответов).


3Почему вам трудно сформулировать ваши предложения?

4. Ребята, какими будут наши следующие действия?


5.Запишите название этого этапа в свои конспекты.

(Учитель обращается к слайду «Проблема – актуальность – поиск информации»).


6.В поиске информации нам поможет план характеристики отрасли. (Обращение к слайду «План характеристики отрасли»).






7.А какова география размещения черной металлургии мира?


8.Ребята, для изучения географии размещения черной металлургии мира проанализируйте круговые и столбчатые диаграммы на страницах 58-59 атласа. Определите страны-лидеры и результаты заполните в таблицы в ваших конспектах.


9.Проверка выполнения задания. -


10.Итак, информация о географии размещения отраслей черной металлургии в ваших таблицах. Вам необходимо будет четко знать эти страны.


11.Какие пункты плана остались неизученными?


12. Давайте проведем опыт,

соблюдая технику безопасности, Перед вами почва. В нее добавьте перекись водорода. Ваша задача внимательно посмотреть за реакцией.

13.Что получилось?


14.О чем это говорит?

В Хабаровске нет черной металлургии; эта почва взята в районе ТЭЦ, где дымят трубы, подобные металлургическим комбинатам. О чем это говорит? (Ответы: земля «мертвая», в ней мало живых организмов).

15. А теперь, анализируя и обобщая результаты опыта, информацию таблицы, статьи интернет-сайтов и газет, определите локальные проблемы черной металлургии, которые привели ее к состоянию кризиса.

16. Все, что вы сейчас перечислили, давайте приведем в систему. Какие это будут группы проблем?

1. Выступление учащейся по теме «История черной металлургии» (Представление опережающего задания)


2. Пробы ответов.








3. Осознание нехватки информации.


4. Нам необходимо сейчас заняться поиском информации.



5.Продлжают запись логической цепочки «Проблема – актуальность – поиск информации».




6. Работа с одним из учащихся.

Характеризует черную металлургию мира по пунктам плана:

А.состав черной металлургии.

Б. Значение черной металлургии.

В.Факторы размещения предприятий черной металлургии. (На три первых вопроса учащиеся отвечают, опираясь на знания, полученные из курса 9 класса).


Географию черной металлургии мира охарактеризовать затрудняются.



Анализируют круговые и столбчатые диаграммы на страницах 58-59 атласа. Определяют страны-лидеры и результаты заполняют в таблицы.







Называют страны – лидеры по добыче железной руды;

- страны – лидеры по выплавке стали;

- страны – лидеры по экспорту стали.






11.Ответ: Не изучили проблемы и перспективы развития.


12. Проводят лабораторный опыт







13.Педставляют результаты опыта: слабая реакции «шипения» почвы.

14.?








15. Анализируют различные источники информации и обобщают результаты опыта, информацию таблицы, статьи интернет-сайтов и газет, определяют и называют локальные проблемы черной металлургии, которые привели ее к состоянию кризиса.



16. Систематизируют проблемы: экологическая, перепроизводства, демографическая и направленности на внешний рынок.



Подготовка и презентация (в т.ч., электронная сообщения «История черной металлургиимира»

Выдвигаем гипотезу.

1. А теперь, пройдя по всем пунктам характеристики отрасли, попробуйте сформулировать предположения, которые позволят решить данные проблемы и вывести отрасль из кризиса.

Ребята, предположение формулируем по схеме «Если…, то … ».


2.Озвучте ваши предположения.


3.Как называются предположения, требующие доказательства?


4. Обращение к слайду: «Проблема – актуальность – поиск информации - гипотеза».


5.Что мы создадим, если пройдем до конца по этой цепочке?

6.На данном этапе эта цепочка завершена?


1.Формулируют предположения по схеме «Если…, то … ».











2.Озвучивают предположения.


3. отвечают на вопрос: предположения, требующие доказательства, называются гипотеза.


4. Дополните свою логическую цепочку «Проблема – актуальность – поиск информации - гипотеза».



5. Проект.


6. На данном этапе эта цепочка завершена.



Пути решения проблем.

Дорогие друзья, дома, используя самостоятельно интернет-сайты и газеты, привести доказательства состоятельности ваших гипотез. Вы их представите на следующем уроке. Мы, завершим работу по созданию проекта.

А вот экологические проблемы черной металлургии заинтересовали ваших одноклассников еще в начале учебного года. Они создали проект «Гашеная известь в борьбе с парниковым эффектом» и представят его сейчас.

7.Записывают домашнее задание.







8.Презентация группового проекта «Гашеная известь в борьбе с парниковым эффектом».









Представление проекта с собственной разработкой установки очистного сооружения для ТЭЦ и электронной презентацие

Рефлексивный этап урока.


1.Ребята, какова была цель нашего урока?

2.Какие задачи перед нами стояли?


3.Смогли ли мы решить задачи на уроке?

4.Достигли ли мы поставленной цели?


5.Какие минусы несет с собой глобальный экономический кризис?

6.А есть ли в нем плюсы?


7.(Обращение к последнему слайду).

В переводе с китайского это слово означает «возможность».

Кроме того, это:

- период адаптации к новым условиям;

- переходный мостик к новому качественному изменению жизни;

- стартовая площадка для новых высот.

8. Рефлексия: если вы удовлетворены своей деятельностью на уроке, поставьте знак +. Если вам понравился урок, поставьте знак +. Если вам было комфортно на уроке, поставьте знак +. Если вам все было понятно, поставьте плюс на выданных листочках. Альтернативой являются знаки: - и ?

9. Оценки за работу на уроке.

10.Урок окончен. Спасибо за работу. До свидания.



1.Обращаются к цели, озвучивают её.


2.Озвучивают задачи.



3.Рефлексивная оценка решения задач. (Оценка как действие)

4.Рефлексивная оценка достижения цели.



5. Называют проблемы, которые приносит с собой кризис.


6. Размышляют вслух о возможных плюсах экономического кризиса.













7. На листочках ставят +, - или ?.

Анализируют свою деятельность на уроке




















Анализируют степень удовлетворенности своейдеятельностью на уроке.

Анализируют свое эмоциональное состояние.








Копия верна директор МБОУ СОШ №11 _____________ Левкова Л.Н.

18 декабря 2017г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!