СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики по теме "Лабораторная работа №6 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Лабораторная работа №6 " Градуирование пружины и измерение сил динамометром". Урок разработа для учащихся7 класса, занимающихся по учебнику  А.В. Перышкина "Физика 7 класс". Цель- овладение методами исследования в процессе самостоятельной работы с учебником и приборами подруководством учителя

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики по теме "Лабораторная работа №6 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром"»

Тема: «Лабораторная работа №6 «Градирование пружины и измерение сил динамометром»».

Цели урока:

  • Образовательная: познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципом действия, научиться измерять силы динамометром.

  • Развивающая: развивать навыки экспериментальной работы, умение применять знания в нестандартных ситуациях, творческие способности учащихся к исследовательскому труду. Формирование умения высказывать умозаключения; развитие самостоятельности в суждениях

  • Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, коммуникабельность, любознательность, трудолюбие и аккуратность, воспитание инициативы и самостоятельности в достижении поставленной цели.

Тип урока:  комбинированный
Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой; набор грузов; штатив с муфтой, лапкой и кольцом.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.  Сегодня на уроке вам предстоит:

  • познакомиться с новым измерительным прибором,

  • рассмотреть принцип его действия,

  • научиться пользоваться  им,

  • выполнить лабораторную работу.

2. Повторение изученного материала.

Работа у доски (индивидуальное задание).

Определите силу тяжести, действующую на сосновый брус размерами 5х10х400 см3. Плотность сосны 400 кг/м3.



Фронтальный опрос.

1. Что такое сила?

Ответ: мера взаимодействия тел.


2. От чего зависит результат действия силы?

Ответ: результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.


3. Какие силы вы знаете?

Ответ: сила тяжести, сила упругости, вес тела.


4.Какую силу называют силой тяжести? Как ее обозначают и как она направлена?

Ответ: сила с которой Земля притягивает к себе тела , называется силой тяжести, обозначается - Fт, направлена вертикально вниз.


5. Когда возникает сила упругости?

Ответ: сила упругости возникает в теле в результате его деформации и стремиться вернуть его в исходное положение.


6. Что такое деформация?

Ответ: деформация - любое изменение формы и размера тела.


7.Какие виды деформации вы знаете?

Ответ: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб.


8. Что такое вес тела?

Ответ: вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Из приведенных слов составьте два определения физических величин: сила, мера масса, взаимодействия, инертности, характеристика, тел.

Сегодня  вам на уроке предстоит познакомиться с прибором, который служит для измерения силы  рассмотреть его устройство и принцип действия, научиться пользоваться им. 

3. Изучение нового материала. (Кроссворд. Слайды)

1.

2. Мера взаимодействия тел.

3. Единицы измерения силы.

4. Мельчайшая частица химического элемента.

5. Мера инертности тела.

6. Величина, которую можно измерить с помощью мензурки.

7. Основная единица длины в Международной системе единиц.

8.

Я под мышкой посижу
и что делать укажу:
или разрешу гулять,
или уложу в кровать.

9.

10. Крашенное коромысло через реку повисло.

Для измерения силы используют  – прибор динамометр   (греч. "динамис" – сила).

Сообщения учащихся

Существуют различные конструкции динамометров. Силу тяги тракторов, тягачей, буксиров т.д. измеряют с помощью тяговых динамометров. Для измерения мышечной силы руки используют медицинский динамометр – силомер. Учебный пружинный динамометр. Рассчитанный на измерение сил до 4 Н. Он состоит из стальной пружины с указателем и крючком, прикрепленным к деревянному основанию, на которое нанесена шкала.

Действие прибора основано на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины.

Демонстрация динамометров различной конструкции.

Динамическая пауза. Если вы со мной согласны, то руки поднимаем вверх, если нет в стороны.

  1. На два тела одинаковой массы, но разного объема находятся ни поверхности стола.   действует одинаковая сила тяжести. (Да)

  2. На листья падающие, на землю  действует сила  упругости. (Нет)

  3. Сила упругости  векторная физическая величина. (Да)

  4. Динамометр – это прибор для измерения объема. (Нет)

  5. Единица измерения силы Ньютон. (Да)

  6. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да)

Лабораторная работа №6 «Градирование пружины и измерение сил динамометром».

У вас на столах находится оборудование, которое позволит вам сделать прибор для измерения силы тяжести.

Просмотр комплекта оборудования: штатив с муфтой, лапкой и кольцом, динамометр, шкала которого закрыта бумагой, комплект грузов по 102г, деревянные и металлические бруски.

Инструкционная карта

  1. Закрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке     штатива.

  2. Отметьте горизонтальной чертой, начальное положение указателя динамометра, – это будет нулевое деление шкалы.

  3. Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.

  4. Затем подвешивайте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы и делайте отметки на бумаге.

  5. Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных черточек, начиная с верхней проставьте числа 0, 1, 2, 3, 4,… Выше числа 0 напишите: «ньютон»

Вы дополнили прибор шкалой, а теперь проверьте себя:

  • Измерьте расстояние между соседними точками, объясните результат измерений.

Одинаковы ли будут расстояния между соседними черточками? (Да.)

Почему? (Потому что согласно закону Гука, сила упругости пружины, увеличивается во столько раз, во сколько увеличивается ее удлинение.)

  • Получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.

  • А для этого давайте вспомним, как определяется цена деления прибора.

Для этого расстояния между отметками 0 и 1; 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4 и далее делят на десять равных частей. Так можно сделать, учитывая, что сила упругости пружины увеличивается во столько раз, во сколько увеличивается ее удлинение. Это следует из закона Гука.

  1. Измерьте вашим динамометром вес предложенного тела, предмета находящегося на парте.

  2. Снимите бумагу и сравните свою шкалу с фабричной. Измерьте  динамометром вес предложенного тела и сравните с предыдущим значением.

Закрепление.

Вопрос 1


Сила – это причина …


  1. движения тела

  2. изменения скорости движения тела

  3. постоянной скорости движения тела

  4. относительного покоя тела


Вопрос 2


По международному соглашению за единицу силы принят…

  1. килограмм ( кг)

  2. Ньютон (Н)

  3. метр в секунду (м/с)

  4. килограмм на кубический метр (кг/м3)



Вопрос 3


Камень падает на Землю вследствие того, что на него действует…

  1. сила упругости

  2. сила тяжести

  3. вес тела

  4. сила трения


Вопрос 4


По какой формуле вычисляется сила тяжести?

  1. vt

  2. m g

  3. ρ v

  4. m/v


Вопрос 5


Силу, с которой тело действует вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес называют…

  1. сила упругости

  2. вес тела

  3. сила тяжести

  4. сила трения


Вопрос 6


Человек массой 75 кг держит на плечах груз массой 25 кг. С какой силой он давит на пол?

  1. 750 Н

  2. 1000 Н

  3. 100 Н

  4. 250 Н


Вопрос 7


Прибор для измерения силы

  1. Весы

  2. Динамометр

  3. Рулетка

  4. мензурка


Проверь себя:


Номер задания

Ответы

1

b

2

b

3

b

4

b

5

b

6

b

7

b




  • С каким прибором вы сегодня познакомились?

  • Что значит проградуировать прибор?

  • Что измеряют с помощью динамометра?

V. Итог урока

Итак, мы с вами познакомились с прибором для измерения силы, и принципом его действия, научились измерять силу с помощью динамометра.
Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: § п.26 - 28, самооценка выполненной работы

Решение задач

Задача №1 (расчетная)


На тарелке лежит батон массой 800г, какая сила тяжести действует на этот батон?


Задача №2 (графическая)


На рисунке приведен график зависимости величины силы упругости от удлинения. Чему равна жесткость пружины?


Задача №3 (тестовая)


Какое из приведенных значений может выражать силу?


а) 800 кг/м в) 2кг

б) 50 м г) 30 кН




Карточка №1


1.Какая из двух сил: 4 кН или 800 Н больше и во сколько раз?


2.Масса первого бруска в три раза больше, чем масса второго. На какой брусок действует большая сила тяжести и во сколько раз?



Карточка №2


1.Какая сила удерживает груз, подвешенный на пружине, от падения?


2.Определите вес ящика с песком, масса которого 75кг.


Карточка №3

1. Какая сила является причиной падения на землю капель дождя? Какие физические тела взаимодействуют в этом случае?

2. Выразите в ньютонах следующие силы: 123 кН, 6 кН, 0, 4 кН.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!