СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Этнос, нации, народности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое этнос, нации, народности. И как их различать.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Этнос, нации, народности".»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ.

Тема: ЭТНОС: НАЦИИ И НАРОДНОСТИ.

Цель: 1). Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, охарактеризовать понятие нации и народности.

2). Продолжить работу по формированию у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.


После изучения темы учащиеся должны:

Знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные общности людей;

Уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами;

Определять сходство и различия между нацией и народностью;

Уметь грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.


Оборудование урока:

Учебники.

доп. Материала из пособий.

Раздаточный материал


ПЛАН УРОКА:

1.Что такое этнос?

2.Факторы, влияющие на образование этносов и их роль в развитии обществ.

3.Народности и нации.

ХОД УРОКА.

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.

  1. Чтение старинной легенды: «Хорошо, что все мы разные»

Прослушайте её и поясните, в чем заключалась основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков? Согласны ли ребята с этой мыслью?

Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

- Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

- Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

- Нет, - ответила лошадь.

- А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира… И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

- А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

- Нет, - ответил верблюд.

Мудрец сказал:

- Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушав их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. Перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

В чем заключалась основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков? Согласны ли ребята с этой мыслью?

II.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1.Что такое этнос?

Этнос – (от греч. - племя, народ) собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.



Почему общности такие разные?

У одних людей черная, у других белая кожа при встрече древние китайцы пожимали руку сами себе, а европейцы - друг другу.


Я предлагаю выписать в тетрадь, чем сообщество людей отличается от групп животных. Для выполнения этого задания можете воспользоваться учебником п. 21. стр.136.


Сообщество людей отличается от групп животных.

1.Наличие поколения как самостоятельного образования с определенными социальными отношениями: заботой

2. Наличие у людей межпоколенной связи.

3.Наличие родословной, семьи, рода, клана.

4.Единство культуры, традиций, быта.


2.Факторы, влияющие на образование этносов и их роль в развитии обществ.

Для названия групп людей этносов, необходимы определенные признаки:

На столе у вас лежат листочки, которые мы будем вместе заполнять.



Общее самосознание


Кровное родство


Единство языка




ЭТНОС


Устойчивая межпоколенная преемственность


Единство территории


Общая культура и традиции


Общность исторической судьбы

1.Общее самосознание – надо чувствовать вою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности. Цыгане, где бы ни скитались, носили с собой свои традиции.

2. Кровное родство – единство происхождения от общего предка бабушка, дедушка, отец, мать, дети. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы, которые носили имя предполагаемого предка.

3. Единство языка – отличительный признак этноса. Обычно один этнос один язык. Нередко бывает на одном языке могут говорить несколько народов. Все народы Латинской Америке говорят на испанском, хотя это разные народы.

4.Устойчивые межпоколенная преемственность– кровнородственные узы и межпоколенная общность.

5.Единство территории - она как и язык, может расширяться, обновляться, когда этносы переселяются на новые места или осваивают новые земли. Большинство этносов проживают на определенной территории, название которой, совпадает с названием этноса. Французы проживают во Франции, англичане – в Англии, русские – в России.

6.Общая культура и традиции – каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, отличающие его от другого народа.

7.Общность исторической судьбы - общие традиции, культура, особенности быта, язык и территория.

3.Народности и нации.

Нация – это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.

Основными признаками нации являются:

единая раса, общие экономические связи, язык, религия, привычки, единые ценности.


Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.

Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры.


Пле́мя — группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.

Племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.

А.Этнос

1.Исторически первая ступень формирования этноса, представители обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией, общими церемониями.

Б. Племя

2.Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

В. Нация

3.Этническая общность, занимающая место между племенем и нацией и характеризующаяся языковой, территориальной, экономической и культурной общностью.

Г. Народность

4.Собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.


А

Б

В

Г.

4

1

2

3



Нация

Народность

Сходство

Язык, территория, обычаи, культура.

Различие

единая раса, общие экономические связи, религия, привычки, единые ценности.

Различие

Превышает племя, близкородственные племена.


Устойчивые межпоколенные общности людей называют этносом. Людей объединяют общие традиции, быт, культура, родство. К этносам относятся племена, народности, нации. Уважительно относиться к традициям и обычаям разных народов к их культуре, жизни.



III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ УРОКА.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

Прочитать п. 21, ответить на вопросы, выполнить задания.

IV. ОЦЕНКА УРОКА.

1.Выставление оценок.

2.Анализ работы (учениками, учителем)

















Э́тнос (от ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. ...

ru.wikipedia.org/wiki/Этнос


Этнос-сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.

www.rudn.ru/fpkp/programs/Konflict_Gloss.htm


Этнос-исторически сложившаяся общность людей – племя, народность, нация.

www.licey.net/lit/istok/slovar


Этнос-(греч. ethnos - племя, парод) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

www.ido.rudn.ru/lectures/18/gloss.htm


Этнос-естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности.

gumilev.narod.ru/gum_red.htm


















Что такое этнос?

Как происходило и происходит его формирование?



Возьмите схему № 1 и перечислите факторы, сплачивающие людей в этнические группы (общности).

Возьмите лист с определениями и прочитайте, что такое «этнос»?

А теперь выясним последовательность формирования различных форм этнических общностей на примерах истории России.

Вспомните историю нашей древней истории. Кто является нашими предками, т.е. от кого мы произошли?

(Ответы могут быть разными по знаниям биологии, географии, истории: обезьяны, бого-люди, славяне (Надо выделить – славяне.))

Какие общности представляли наши предки в I-VIII в. н.э.? (племена)

Что произошло с ними в IX-X вв.? (объединение)

По каким причинам и признакам объединились эти племена?

(близость или общность территорий, общность языка, традиций, обычаев, налаживание экономических, военных и политических контактов).

Какое время занял этот процесс? (довольно длительное)

Что стало результатом этого сближения, объединения? (образование гос-ва и народности)

Прочитайте определение НАРОДНОСТИ.

Что общего и в чем отличие народности от племени? (меньше становиться биологических черт)

Самой высшей формой этнических общностей является – НАЦИЯ.

Прочитайте высказывание философа – социолога Т. Геруля, вспомните историю России и определите период формирования нации в России (XIV _ XV вв. – освобождение от монголо-татарского ига). Кем осознали себя наши предки? (единой силой, с единой культурой, единой религией)

В чем отличие нашей нации от других? ( Рассмотрение схемы № 2)

Какие из этих факторов присутствуют и характерны для нашей нации?

Процесс формирования наций продолжается и это доказывает разнообразие нашего современного мира? Какие этнические общности в нем присутствуют? (племена, народности, нации)

Выделим основные события в развитии этносов. Рассмотрим схему № 3.

Прочитайте и попробуйте подобрать к ним примеры из ниже приведенных вариантов.

(Дополнение учителя по пособию Л.М. Куликова стр. 77-79)

А теперь определим, для чего нам нужны знания об этнических общностях.

Какие процессы характерны для жизни людей в современном мире?

(объединение – интеграция, разобщение – дифференциация)

В чем это выражается и как это проявляется? (слияние культур, обмен достижениями, тесное общение, возвышение какого-либо, давление друг на друга, вражда, военные конфликты)

Какие размеры могут принимать это явления? (общемировые (глобальные), внутригосударственные – схема № 5)

Каковы результаты этих отношений? (выслушать мнения учащихся, чтение по схеме)



III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ УРОКА.

В начале урока я задала вам вопрос и попросила прочитать поговорки и пословицы.

  1. Ответьте на вопрос.

  2. Попробуйте, на основании полученных знаний, объяснить смысл высказываний.

  1. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

Спишите пословицы и объясните их.



  1. ОЦЕНКА УРОКА.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!