СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Древнерусская культура" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Древнерусская культура", являющийся заключительным в теме "Русь в IX- первой половине XII века"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Древнерусская культура" 6 класс»

Тема урока: Древнерусская культура

Цели урока:

Образовательная: сформировать у учащихся представление о самобытном характере древнерусской культуры, соединяющей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями, о выдающихся достижениях древнерусской культуры.

Развивающая: развивать умения работы с текстом учебника, выделять главное, совершенствовать навыки устной речи, формировать умения комментировать, систематизировать материал при выполнения творческого задания.

Воспитательная: способствовать развитию уважения и любви к культуре своего народа, желания знакомиться с ней.

Тип урока: урок – игра.

Ход урока 

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация опорных знаний


Прежде, чем перейти к новой теме, проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Задания:

Соотнесите понятия и определения:

  1. Боярин

  2. Смерд

  3. Закуп

  4. Рядович

  5. Холоп

А. Человек, находящийся в полной зависимости от господина, раб

Б. Человек, заключивший договор о выполнении определенных работ в пользу господина

В. Общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду, которую он отрабатывает на поле у человека, ссудившего его деньгами

Г. Сельский житель, выполнявший повинности в пользу князя

Д. Владелец вотчины, принадлежащий к высшему слою общества на Руси.

Далее, ребята, проведем тестирование – Слайды презентации с тестовыми заданиями

Взаимопроверка – ключи на слайдах.

  1. Определение темы и целей урока.

Звучит древнерусская музыка.

Учитель:

Как нежен,трепетен язык наш русский!
Письменность,культура издревле по- русски!
Сколько гордости в наших письменах,
Все хранится в памяти,в веках!

Без культуры, без поэзии и нет России,
Вся в культуре, в славе дела, ее сила!
Так восславим мы славянскую культуру!
Библию, поэзию,и всю литературу! 

(Инесса Белобородько)

-О чем у нас сегодня пойдет речь на уроке? ( О культуре) Совершенно верно, о древнерусской культуре.

- Что мы изучаем в рамках культуры? - памятники архитектуры, живопись, литературные произведения. 
То есть все то, что создано умом, талантом, руками народа 
- Ребята, составим синквейн на тему культура. 
(например, Культура - ___ русская, богатая,___ 
Восхищает, учит, воспитывает ______ 
Я люблю, хочу знать эту культуру изучаю______ 
Гордость)

Как трактует словарь Ожегова понятие культура
КУЛЬТУРА - совокупность производственных, общественных и ду­ховных достижений людей. (на слайде)

Запись определения в тетрадь

В конце урока мы попытаемся ответить на проблемный вопрос:

-Способствовало ли принятие христианства расцвету материальной и духовной культуры Древней Руси, смогла ли новая вера быстро изменить народную культуру?



В древнерусской культуре исследователи видят истоки национального самосознания. Она определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько столетий. Однако культура славян формировалась не изолированно, а на базе определенных культурных образов. Давайте выясним, какие факторы влияли на развитие русской культуры.

-Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?

-Что повлияло на развитие русской культуры?

Какие народы являлись соседями Древней Руси?

(Обучающийся отвечает у настенной карты, называет народы, граничащие с Русью)

По ходу обсуждения работа со схемой: Слайд

Культура Византии Древнерусская культура Культура соседних стран

культурное наследие

восточно-славянских племен



Культурологи выделяют 3 этапа развития русской культуры:

-дохристианский период (древние языческие традиции сохранились до нашего времени)

-принятие христианства, византийские культурные традиции (10-11 век)

- усиление раздробленности Руси – формирование местных стилевых особенностей культуры, о чем мы с вами будем говорить в дальнейшем.

Теперь, давайте представим, что мы с вами попали на экскурсию в музей, экспозиция которого посвящена культуре Древней Руси. В первом зале мы познакомимся с развитием письменности. А экскурсоводами в этом зале у нас будут _______________________________________________

Ребята рассказывают о письменности на Руси, используя слайды презентации, дополнительную информацию.

Выступление обучающихся.

Письменность Древней Руси

Славянская азбука была создана во второй половине 9 века византийскими монахами Ки- рилом и Мефодием. Они создали глаголицу, а затем она была преобразована в кириллицу. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. Ярослав Мудрый знал 5 языков. Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги они пользовались специально обработанной березовой корой – берестой.

Крещение Руси –способствовало развитию грамотности. в Софийском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло.

Первые русские книги были настоящими произведениями искусства. Они были рукописными. Каждая буква была тщательно выписана по строгим правилам, которые назывались Устав. Листы книги изготавливались из выделанной телячей кожи. Книги украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами. Переплет – кожаный, деревянный (отсюда пошло выражение - прочесть «от корки до корки»)Украшались инкрустацией из золота, драгоценных камней.



Учитель: Далее переходим в следующий зал. Здесь нас ждет экспозиция, посвященная литературе.

Слушая рассказ экскурсовода, заполните лежащую перед вами таблицу.

Жанр

Автор

Название произведения




Выступление обучающихся.

Литература.

Древнерусская литература была представлена такими жанрами как летопись, Слово и Жития.

Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, то есть это ежегодные записи об основных происходивших событиях.

В древнейших летописях рассказывалось о том, как на Русь пришло христианство, о первых десятилетиях истории христианской Руси. С этого времени и вплоть до середины 16 века летописи постоянно велись в крупнейших монастырях, при дворах князей, епископов и митрополитов.

В 1113 году ранние летописи были объединены в «Повесть временных лет». В оригинале она до нас не дошла. Сохранились лишь ее копии-списки. Летописец включил в «Повесть временных лет» местные легенды. Большинство из них он почерпнул у предшественников. Первыми из известных нам древнерусских летописцев были монахи Киево-Печерского монастыря – Нестор и Никон, а также игумен киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр.

Известный литератор Древней Руси – Иларион, первый киевский митрополит. Его произведение «Слово о законе и благодати» проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.

Литературной деятельностью занимались и князья. Так, Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение детям»

Учитель: В третьем зале нашего виртуального музея мы познакомимся с памятниками древнерусского зодчества и изобразительного искусства.

А экскурсоводами будут ______________________________________________________

Выступление ребят

Зодчество и изобразительное искусство.

С древнейших времен на Руси преобладало деревянное зодчество, что объяснялось обилием лесов, трудностью добычи строительного камня. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Как вы думаете, почему большинство памятников деревянного зодчества не сохранилось до наших дней? (ответы ребят)

Правильно, дерево менее прочный материал, чем камень.

Первая известная по летописям постройка – Десятинная церковь в Киеве, сооруженная в 989-996 гг. Она была заложена князем Владимиром. Для строительства пригласили мастеров из Византии. На содержание храма Владимир приказал выделять десятую часть своих доходов, поэтому церковь получила такое название. В 1240 г. Этот храм был разрушен во время осады Киева монголами.

В 1037 году в Киеве был заложен Ярославом Мудрым храм Святой Софии – образец крестово-купольного храма. В соборе была создана первая библиотека, он служил также местом захоронения великих князей и митрополитов.

В конце 10-11 вв. из Византии на Русь приходит искусство иконописи, фрески и мозаики.

Иконами у христиан называют изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых. Иконописец всегда должен следовать определенным правилам написания иконы – канону. Иконы писали на досках, наносили красками на сырую штукатурку на сводах храма, это называется – фреска. Когда изображения выкладывали разноцветными камнями и кусками цветного стела (смальты), их называли мозаикой.

Учитель: Вот и закончилась наша экскурсия. Мы убедились в том, что древнерусская культура отличалась разнообразием и самобытностью.

Давайте закрепим наши знания, ответив на проблемный вопрос, который мы себе ставили в начале нашего урока.

-Способствовало ли принятие христианства расцвету материальной и духовной культуры Древней Руси, смогла ли новая вера быстро изменить народную культуру?

Ответы ребят.

Чем бы вы дополнили синквейн культура, если бы вы говорили о культуре 12-13 веков? 

Итог урока. Объявление оценок.

Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. Формируются самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Если вам понравился урок, возьмите себе улыбающийся смайлик, если было скучно и неинтересно – возьмите грустный смайлик. Поднимите свои смайлики. У всех улыбки, значит и я клею на доску улыбающийся смайлик.

И закончить урок я бы хотела строками русской советской поэтессы Натальи Кончаловской:

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Д/З, инструктаж: творческое задание на выбор:

  1. Нарисовать инициалы (заглавные буквы) рукописной книги;

  2. Написать письмо, используя буквы глаголицы или кириллицы;

  3. Составить рассказ об одном из храмов Древней Руси.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!