СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 11 класса по теме "Гражданская война" - "Кто не с нами, тот против нас..."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается семинарское занятие.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 11 класса по теме "Гражданская война" - "Кто не с нами, тот против нас..."»

Конспект урока по теме «Гражданская война» (11 класс)

«Кто не с нами - тот против нас?..»

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

М.Волошин

Данная тема изучается как в I, так и во II концентре. При этом, если в Образовательном стандарте основной школы указано, что учащиеся на первом этапе лишь развивают способности рассматривать события и явления прошлого с позиций историзма, овладевают элементами исторического анализа явлений прошлого, овладевают умениями работать с различными историческими источниками и вырабатывают первичный опыт оценки событий, явлений и исторических деятелей, то во II концентре старшие школьники получают возможность совершенствовать и расширять круг общих умений и способов деятельности. Их учебные навыки позволяют самостоятельно и мотивированно изучать исторические процессы с использованием элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, проводить учебно-исследовательскую работу, выдвигать и сопоставлять версии и оценки исторических событий и личностей. Наиболее эффективно эти умения можно использовать в классах с углубленным изучением истории, учитывая дифференцированный подход в выборе тем для изучения, заданий для самостоятельной работы и проблемных вопросов для обсуждения. Так же курс истории в этом классе предполагает включение в изучаемый материал тем национально-регионального компонента, что помогает учащимся осмысливать события восточносибирской истории в контексте истории России и мировой цивилизации и формировать личное отношение к прошлому своего региона.

В разделе «Революционные потрясения и противостояние в обществе(1917-1922 гг.)» курса «История России» в 11 классе можно выделить уроки по истории Гражданской войны: «Причины и предпосылки Гражданской войны и иностранной интервенции», «Три цвета Гражданской войны», «Экономическая политика в годы Гражданской войны», «Гражданская война- трагедия народов России». Одним из вариантов последней темы может стать интегрированный урок с использованием элементов национально-регионального компонента, что учитывает и содержание школьного образования по вопросам «диалога культур» - сопряженности этнической истории и культуры с историей и культурой всей России. В данном уроке рекомендуется применение статьи Павла Новикова « Изменчивые мотивы людей: Восточная Сибирь в Гражданской войне» в журнале «Вестник Евразии» №4 - 2002г. В этой статье автор анализирует события, происходившие на территории Иркутской области и Бурятии накануне и в ходе Гражданской войны, уделяя особое внимание как политическим, так и социальным аспектам. Раскрытие данной проблемы особенно актуально, т.к. многим научным исследованиям не хватает именно прослеживания эволюции мотивов разных слоев общества и политических сил в войне в региональном контексте. П.Новиков охватывает весь период войны в регионе, в т.ч. и периодизацию; прослеживает разные стороны событий и участие в них всех слоев населения и политических групп. Кроме того, язык автора достаточно легок для изучения школьниками текста научного исследования, что облегчает им самостоятельную работу, и дает возможность учителю поставить перед ними опережающие задачи.

Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается семинарское занятие.

При постановке целей урока нужно учитывать:

• необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;

• сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Гражданской войны, которые требуют новых подходов;

• умения учащихся анализировать исторический источник;

• необходимость проявления школьниками понимания и толерантности при изучении темы, т.к. Гражданская война – величайшая народная трагедия, в которой нет победителей и побежденных;

• умение старшеклассников участвовать в дискуссии.

Предлагается следующий план урока:

1. Проблема периодизации Гражданской войны.

2. Политические силы и движения в период Гражданской войны.

3. Цена победы большевиков в Гражданской войне.

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя учебную карту «Гражданская война и иностранная интервенция в России», выставку литературы по теме, кинофрагменты из фильма «История Гражданской войны».

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание:

1. Рассмотреть оценку периодизации Гражданской войны в отечественной историографии.

2. Проследить участие разных слоев общества в войне на примере Восточной Сибири.

3. Работа в группах: представить интересы разных социальных и политических сил в гражданской войне по блокам – белые и красные с эволюцией их взглядов (в работе использовать статью П. Новикова «Изменчивые мотивы людей:Восточная Сибирь в Гражданской войне»).

4. Ответить на вопрос: «Утверждают, что в Гражданской войне победителей не может быть в принципе. Согласны ли вы с этим? Были ли белые патриотами?»

1. Проблемы периодизации гражданской войны.

«Гражданская война началась, товарищи!..»

(из речи Ю. Мартова на II съезде Советов)

Вопрос о периодизации гражданской войны остается спорным на протяжении многих десятилетий. Большевики начали споры о причинах, сущности и периодизации войны уже в 20-е гг. ХХ в. Эти споры продолжаются и по сей день.

Перед учащимися ставится задача:

• проанализировать изученную литературу, высказать свои версии и оценки основ периодизаций гражданской войны, которые они смогли найти в исторической литературе;

• предложить ту периодизацию, с которой скорее всего бы вы согласились, дав при этом свое обоснование.

Учащиеся могут представить свои версии хронологических таблиц, выполненных при изучении соответствующей темы раздела, дополненной материалами по истории Восточной Сибири. Учитель может предложить традиционный вариант таблицы:

Период

Основное содержание

Основные события






В ходе анализа выясняется, что все периодизации принципиально можно разделить на две большие группы:

1. Если рассматривать Гражданскую войну как такой период в нашей истории, когда вся государственная, политическая, экономическая жизнь страны была подчинена прежде всего решению военных задач, то хронологическими рамками можно считать лето 1918 – конец 1920 гг.

2. Если сместить акценты с проблем военной борьбы красных и белых на социально-политические и духовно-нравственные аспекты противоборства революционных и контрреволюционных сил, то эти хронологические рамки можно развернуть с весны 1917г. до октября 1922г. ( то есть от первых попыток ее развязывания до ее завершения на Дальнем Востоке). Так, П.Новиков в своей статье отмечает начало борьбы в регионе со столкновения большевиков и юнкеров в Иркутске в конце декабря 1917 г., а завершает ее разгромом в Западном Забайкалье белых частей барона Р. Унгерна красными в августе 1921 г.

2. Политические силы и движения в годы Гражданской войны.

Запела земли половина красную песню,

Земли половина белую песню запела.

Вл. Маяковский

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас - тот против нас!

Нет безразличных: правда с нами!»

М. Волошин

Гражданская война - ужасный, трагический период в истории нашей страны. Она подняла в людях самые дикие пласты сознания, заставив идти брата против брата, сына против отца…Не случайно А. Серафимович в романе «Железный поток» написал о гражданской войне: «Не было людей - было кишевшее, переплетающееся зверье…»

Ситуация по всей стране, как и в отдельно взятой Восточной Сибири, менялась каждый день: социальные общности, на которые опирались красные и белые, постоянно претерпевали эволюцию. Поэтому военно-политическая обстановка менялась часто и быстро, насколько быстро трансформировались интересы отдельных групп населения, например Восточной Сибири.

Учащиеся накануне урока получили опережающее задание: представить интересы разных социальных и политических сил в гражданской войне по каждому блоку, а так же эволюцию их взглядов в ходе войны. В работе они могли сделать упор на статью П. Новикова, который распределил блоки следующим образом:

Красные Белые

Политические силы:

Большевики Правые эсеры Меньшевики Кадеты

Левые эсеры Монархисты Анархисты

Социальные силы:

Солдаты тыловых частей Офицеры старой армии

(в их составе бывшие полит. Учащиеся военных учебных заведений

заключенные, крестьяне)

Рабочие (в составеКрасной гвардии) Учащиеся старших классов,семинарий, училищ

Интернациональные части Чиновничество, Интернациональные части

При этом следует учитывать, что большинство крестьян и казаков Восточной Сибири, занятых тяжелым трудом, к политике относились равнодушно. В связи с развитием событий в регионе они переходили из одного блока в другой.

Во время урока учащимся предлагается в течение некоторого времени подготовить в группах, а затем и представить позицию сил по блокам, показав мотивы, побуждавшие людей бороться на той или иной стороне, и причины, по которым они следовали своему выбору или меняли его.

Комментарий для учителя. По мнению П. Новикова специфика комплектования каждой из противоборствующих сторон определялась их тактикой: большевики умело маневрировали, пройдя настоящую школу управления; белые же уступали в тактике и стратегии большевикам, не имея так же и единства в своем лагере. Более того, большевики испытали разочарование части рабочих в революции, а особенно диктатурой одной партии, что привело к расколу рабочего класса на тех, кто поддерживал красных (их было большинство), и тех, кто боролся против Советской власти.

Очень важной силой антибольшевистского и белого движения и в регионе было русское офицерство, т.к. они считались представителями дворян, а, значит, «буржуев», и против них были настроены все левые политические партии. Заключенный же Брестский мир, обесценивший все жертвы, принесенные ради победы над Германией, окончательно дискредитировал в их глазах большевиков.

Большая часть интеллигенции, составлявшей ядро почти всех политических партий, была настроена решительно антибольшевистски. Они остро переживали уничтожение русской культуры, и почти половина из них эмигрировала.

Распространенным мифом советской историографии являлось мнение о том, что бедняки безоговорочно поддерживали большевиков. На деле оказалось, что наибольший авторитет в деревне имеют эсеры, а политический нажим красных на деревню, внес раскол в его среду, а массовое недовольство серьезно расширило социальную базу контрреволюции.

В ходе работы приходим к выводу о том, что борьба за будущее России, за торжество закона, который каждая сторона понимала по-своему, обернулась жертвами братоубийства. Конечно, в кровавом месиве событий трудно было проследить кто больше пострадал, кто меньше, а главное – кто виноват… Поэтому фраза из романа М. Булгакова «Белая гвардия» - «Все мы в крови повинны. Но ты не карай» - звучит как оценка гражданской войны как трагедии не «белых» и «красных», а всего народа, каждого человека.

Все рядком лежат – не развесть межой.

Поглядеть: солдат! Где свой, где чужой?

А. Ахматова

Если определять Гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, то вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает и сохраняет государственную власть. В этом смысле в России триумф победы принадлежал красным: белые и интервенты были разбиты, антибольшевистские выступления крестьян подавлены, утвердилась однопартийная власть большевиков.

Однако, исходя из результатов войны, трудно даже представить себе праздник победы по этому поводу! В Забайкалье, например, за 1918-1920 гг. каждый восьмой житель был либо убит, либо покинул его пределы, перебравшись в Китай или Северную Монголию.

В заключительной части урока можно организовать обсуждение последнего из предложенных учащимся опережающих заданий.

Комментарий для учителя. Следует учесть, что большинство офицеров до революции считали, что армия не должна участвовать в классовой борьбе. Поэтому втягивание ее в гражданскую войну, неспособность большевиков довести войну с Германией до победного конца – превратили недоверие к либералам и социалистам в ненависть к ним, а ценностным идейным и нравственным ядром белого движения стало возрождение «великой, единой, неделимой России». Что касается патриотизма белых, то все элементы любви к родине налицо: забота об интересах и судьбе страны; готовность ради этого на самопожертвование; верность Родине; любовь к народу; уважение к историческому прошлому России; гордость культурными достижениями России,- как они это понимали. Реэмигрант Л.Любимов разъяснял, как понимали патриотизм белые: «Я был воспитан в национальной гордости. Пусть наш патриотизм был неполноценный, и опирался на неверный фундамент, связываясь в нашем сознании с той ролью, которую мы… играли в судьбах Отечества. Но меня никто не убедил, что это не патриотизм. Мне было горько думать, что Россия унижена, попрана внешним врагом. В моем представлении, это унижение было прямым следствием революции». Именно подобные представления о патриотизме не позволили основной части офицеров принять революционный идеал общественных преобразований.

Если учитывать последствия Гражданской войны, а к ним добавить миллионы погибших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, эмиграцию значительной части интеллигенции, до сих пор не преодоленный раскол общества на «своих» и «чужих», то станет очевидным, что в Гражданской войне проиграли все – и победители, и побежденные.

В конце урока следует подвести учащихся к выводу именно о том, что в гражданской войне не может быть победителя. Сражаясь за власть, которую каждая из сторон объявляла праведной, и красные и белые в равной мере содействовали крушению исторической России. Противников объединяла взаимная ненависть и попытки реализовать свой общественно-политический идеал с помощью силы, ведь основы государства диктатуры пролетариата и правового, демократического государства несовместимы.

Так же учащиеся должны понимать, какие усилия должны прилагать органы власти, политические партии, чтобы искать мирные пути назревших преобразований, использовать цивилизованные средства и формы политической борьбы в интересах большинства населения страны, не ущемляя прав меньшинства в осуществлении их интересов. Для сохранения гражданского мира политическим лидерам следует не поддаваться амбициям, а добиваться согласия в деле общественных преобразований. Наш гражданский долг – сделать все от нас зависящее, чтобы не допустить повторения гражданской войны.



Для работы на уроке и при подготовке опережающего и домашнего задания можно предложить учащимся следующий список литературы:

1. Бортневский В. Белое дело: люди и события. СПб., 1993.

2. Бровкин В. Россия в гражданской войне. Власть и общественные силы. Журнал «Вопросы истории» №5 -1994г.

3. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1994.

4. Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994.

5. Зимина В. Белое движение в годы гражданской войны. Волгоград, 1998.

6. Лехович Д. Белые против красных. М., 1992.

7. Новиков П. Изменчивые мотивы людей: Восточная Сибирь в гражданской войне. Журнал «Вестник Евразии» №4 – 2002г. (19).

8. Устинкин С. О некоторых проблемах истории гражданской войны. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» №6 – 2002г.

9. Шевоцуков П. Страницы истории гражданской войны: взгляд через десятилетие. М., 1992.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!