СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения в 1 классе по теме: "Создатели славянской азбуки."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки. Задачи: - расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры; - развивать личностные качества: патриотизм, толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы; - воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения в 1 классе по теме: "Создатели славянской азбуки."»

Тема урока: Создатели славянской азбуки.

Цель: познакомить с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.

Задачи: - расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
- развивать личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;
- воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Учитель: - Ребята, отгадайте загадку.

Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
кто их прочитает. (Буквы)



Учитель: - Назовите буквы алфавита по порядку.

(Дети называют буквы русского алфавита)

Учитель: - Итак, вы знаете, как звучит современный алфавит. А сколько всего букв в руссом алфавите?

Ученики: - 33 буквы.

Учитель: - Назовите те буквы, которые обозначают гласные звуки.

(Ответы детей)

Учитель: - Назовите те буквы, которые обозначают согласные звуки.

(Ответы детей)

Учитель: - Что вы можете рассказать про Ь и Ъ?

Ученики: - Эти буквы не обозначают звуков.

Учитель: - Послушайте стихотворение
Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как АЗ да БУКИ,
В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот таким пером писали
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался перочинным,
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.
На церковном языке.

Учитель: - Как обучались грамоте в старину?
(Ответы детей)
Учитель: - Отгадайте загадку

Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли на торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я чёрную воду пить,
и я ясно говорить. (Гусиное перо)

Учитель: - Писали в старину гусиными перьями и чернилами. Всегда ли существовали буквы?
Ученики: - Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.
Учитель: - В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.
После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

Учитель: - Ребята, кто знает, как появились первые русские буквы?

(Ответы детей)

Учитель: - Кому хотелось бы это узнать?

(Дети поднимают руки)

  1. Постановка целей и определение темы урока

Учитель: - Прочитайте тему урока.

Ученики: - Славянская письменность.

Учитель: - О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ученики: - Сегодня мы поговорим о происхождении букв и т.д.

Учитель: - Откуда мы можем узнать об этом?

Ученики:- Из книг, энциклопедий, из интернета и т.д.

  1. Работа по теме урока

Учитель: - Откройте «Азбуку» на с.89. В IX в. В Византии в г. Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. (Учитель показывает портреты Кирилла и Мефодия) Были они люди умные, образованные. Их послали рассказать славянам о святых христианских книгах. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл.

Умели славяне пахать и косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Кирилл много работал. И вот азбука была готова. Может кто-то из вас догадался, как называется теперь эта азбука?

Ученики: Кириллица…

Учитель: - Верно. Эта азбука так названа по имени Кирилла. Посмотрите, как выглядела Азбука. (Показывает славянскую азбуку) Названия букв должны были напомнить людям о словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они создали первую славянскую азбуку.

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

(Сначала учитель читает текст В.Крупина «Первоучители славянские» на с. 88 «Азбуки» целиком. Затем проводит выборочное чтение.)

Учитель: - Как называют в мире Кирилла и Мефодия?

Ученики: - Равноапостольные, первоучители славянские.

Учитель: Что значит слово «равноапостольные»? Найдите в тексте предложение, которое дает ответ на этот вопрос.

(Дети ищут и зачитывают предложение.)

Учитель: - Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность? Найдите ответ в учебнике и прочитайте вслух.

(Дети ищут и зачитывают предложение.)

Учитель: - Какой праздник славяне отмечают 24 мая?

Ученики: - День славянской письменности и культуры.

Учитель: -24 мая 2003 г. В Воронеже впервые был проведен Международный день славянской письменности и культуры, на котором присутствовали представители многих славянских стран. До этого каждая славянская страна отдельно отмечала этот праздник.

  1. Итог урока

Учитель: - Кто создал азбуку?

Ученики: - Кирилл и Мефодий.

Учитель: - Когда славяне отмечают День славянской письменности и культуры?

Ученики: - 24 мая

Учитель: - Что такое пергамент?

(Ответы детей)

Учитель: - Как по-другому можно назвать азбуку?

Ученики: - Кириллица.

  1. Рефлексия

Учитель:- Что было самым интересным на уроке?

(Ответы детей)

- Что нового вы узнали? Чему научились?

(Ответы детей)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!