СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока C. Михалков "Новогодняя быль".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "С. Михалков "Новогодняя быль".

Цели:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;
  • познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”;
  • произвести анализ произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока C. Михалков "Новогодняя быль".»

Тема: "С. Михалков "Новогодняя быль".

Цели:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;

  • познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”;

  • произвести анализ произведения.

Задачи:

Познавательные:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Развивающие:

  • развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас;

  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Оборудование: презентация, портрет С. В. Михалкова, книги С. В. Михалкова , учебник.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

II. Работа над развитием речевого аппарата.

1.Дыхательная гимнастика.

- Ребята, давайте выполним дыхательные упражнения. Итак, начали. Первое упражнение "Снежинки".

- Представьте, что вам на ладошку упали снежинки. Вам нужно их сдуть.

- Ребята, что нужно для того, чтобы снегопад превратился в метель? Давайте и в классе устроим метель, выполнив следующее упражнение.

Второе упражнение"Ветерок". 

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок). 

- Хорошо, выполним речевую разминку - подготовим голос к работе. Наша задача произносить звуки чётко.

2. Речевая разминка.

Ок – ок - ок - падает снежок.

Ип - ип - ип - слышу снега скрип.

Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.

- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.

- А теперь прочтите громко и весело.

- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.

III.Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, чтобы узнать его фамилию необходимо разгадать ребус:




- Что у вас получилось? (Михалков.)

- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму:

НОГОВОДНЯЯ ЛЫБЬ

- Что у вас получилось? ("Новогодняя быль".)

- Прочитайте название еще раз. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Когда будут происходить события?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”.

IV. Работа над темой урока

1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова.

С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Прожил С. В. Михалков 96 лет.

В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.

С. В. Михалков - известен как поэт, писатель, баснописец, журналист и автор слов гимна Российской Федерации.

Его книги мы знаем и любим с самого детства.

- Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?

2. Игра "Угадай-ка".

1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят! ("А что у вас?")

2. Кто не знает дядю Стёпу?

Дядя Стёпа всем знаком!

Знают все, что дядя Стёпа

Был когда-то моряком. ("Дядя Стёпа".)

3. Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём. ("Песенка друзей".)

3.Зарядка для ушей «Умные ушки»:

• ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

• плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

• вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.

4. Слушание сказки С.В. Михалкова "Новогодняя быль".

- Сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним произведением С. Михалкова, называется оно "Новогодняя быль". У меня есть помощники, они заранее подготовились к чтению произведения по ролям. Слушайте внимательно и после прослушивания ответьте на вопрос: «К какому жанру относится это произведение?».

- К какому жанру относится это произведение? Почему?

- Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

- Что вам понравилось в этой истории?

- От чьего лица ведётся рассказ?

- Где происходили события?

- Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?

- Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.

- Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)

Физкультминутка "Елочки-пенечки".

V. Закрепление изученного.

1.Чтение "Про себя".

- Перед тем, как читать сказку «про себя», давайте обратим внимание на трудные слова и их правильное произношение:

полюбоваться

раскачиваться

чувствовала

прострекотала

- Прочитайте сказку "про себя".

2. Выборочное чтение произведения.

- Прочитайте, как автор описывает Елочку?

- Прочитайте отрывок, в котором автор описывает обычную лесную жизнь?

- Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидела Елочка, когда она очнулась.

- Ребята, когда отмечают Новый год? Как вы думаете, всегда ли так было?

3. Сообщение подготовленного ученика.

В давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На Новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!” и конечно же - украшать елку. Этот обычай ввел Петр I, который вернувшись из путешествий по Европе, повелел на Новый год дома и улицы украшать хвойными ветками в праздничном одеянии.

4.Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с. 207).

- Какой эпизод изобразил художник?

- Куда, недолго думая, села Сорока?

- Как вы думаете слово «макушка» однозначное или многозначное? Макушка – это не только верхняя оконечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.

- Дотроньтесь до своей макушки.

- Подумайте, когда говорят «ушки на макушке» (человек насторожен)?

- Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

5. Чтение отрывка по ролям. (Норицин, Кокул, Пыжив)

6. Расширение кругозора.

- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

- Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)

С.В.Михалков «Событие»

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.


Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

Так показалось ей.


Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.


Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.


Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.


Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

- Понравилось вам стихотворение?

7. Экологическая беседа.

- Чему учит нас С. Михалков в сказке "Новогодняя быль" и в стихотворении "Событие".

- С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, о искусственной красавице.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)

И. Токмакова. Живи, ёлочка!

Мне елку купили! Мне елку купили! 
В лесу на опушке ее не рубили. 
А сделали елку на добром заводе 
Хорошие дяди, веселые тети.


Скорей приходите, скорей поглядите 
На елку из тонких серебряных нитей: 
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной, 
Задень - и она зазвенит еле слышно.


А елка лесная осталась живая, 
Стоит на опушке, 
Макушкой кивая. Кому? Никому! 
Просто — ветру, метели, 
Такой же красивой неспиленной ели!

- Подумайте, а что ещё может сделать человек, для того, чтобы не рубили ели?

- Для того чтобы сохранить животных и растения люди создают заповедники – это место, где запрещается рубить, рвать растения, убивать животных.

- Ребята, а к каким видам растений относится ель? (Хвойные.)

- А какие хвойные растения вы еще знаете? Как отличить ель от сосны? Кто сможет соотнести изображение хвойного дерева с иллюстрацией?

8. Игра «Найди дерево».

Хвойные леса особенны.

Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет.

Сосна - дерево, указывающее путь. Соснами раньше отмечали проезжие дороги. Сосна - символ света. В темноте сосна выглядит светлее других деревьев.

Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.

VI. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто был героем сказки?

- Что нам хотел донести автор?

VII. Итог.

- Оценивание своей работы детьми. Зеленый круг - доволен своей работой на уроке, желтый – не совсем доволен работой, мог работать лучше, красный – недоволен.

Домашнее задание.

Пересказ от имени Елки.

Автор.

Сорока.

Ёлочка.


Сосна

Ель

Кедр

Лиственница




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!