Тема: "С. Михалков "Новогодняя быль".
Цели:
продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;
познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”;
произвести анализ произведения.
Задачи:
Познавательные:
Развивающие:
развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас;
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
Воспитательные:
Оборудование: презентация, портрет С. В. Михалкова, книги С. В. Михалкова , учебник.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
II. Работа над развитием речевого аппарата.
1.Дыхательная гимнастика.
- Ребята, давайте выполним дыхательные упражнения. Итак, начали. Первое упражнение "Снежинки".
- Представьте, что вам на ладошку упали снежинки. Вам нужно их сдуть.
- Ребята, что нужно для того, чтобы снегопад превратился в метель? Давайте и в классе устроим метель, выполнив следующее упражнение.
Второе упражнение"Ветерок".
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
- Хорошо, выполним речевую разминку - подготовим голос к работе. Наша задача произносить звуки чётко.
2. Речевая разминка.
Ок – ок - ок - падает снежок.
Ип - ип - ип - слышу снега скрип.
Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.
- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.
- А теперь прочтите громко и весело.
- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.
- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.
III.Постановка темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, чтобы узнать его фамилию необходимо разгадать ребус:
- Что у вас получилось? (Михалков.)
- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму:
НОГОВОДНЯЯ ЛЫБЬ
- Что у вас получилось? ("Новогодняя быль".)
- Прочитайте название еще раз. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Когда будут происходить события?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”.
IV. Работа над темой урока
1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова.
С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Прожил С. В. Михалков 96 лет.
В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.
С. В. Михалков - известен как поэт, писатель, баснописец, журналист и автор слов гимна Российской Федерации.
Его книги мы знаем и любим с самого детства.
- Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?
2. Игра "Угадай-ка".
1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят! ("А что у вас?")
2. Кто не знает дядю Стёпу?
Дядя Стёпа всем знаком!
Знают все, что дядя Стёпа
Был когда-то моряком. ("Дядя Стёпа".)
3. Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём. ("Песенка друзей".)
3.Зарядка для ушей «Умные ушки»:
• ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;
• плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;
• вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.
4. Слушание сказки С.В. Михалкова "Новогодняя быль".
- Сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним произведением С. Михалкова, называется оно "Новогодняя быль". У меня есть помощники, они заранее подготовились к чтению произведения по ролям. Слушайте внимательно и после прослушивания ответьте на вопрос: «К какому жанру относится это произведение?».
- К какому жанру относится это произведение? Почему?
- Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
- Что вам понравилось в этой истории?
- От чьего лица ведётся рассказ?
- Где происходили события?
- Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?
- Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.
- Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)
Физкультминутка "Елочки-пенечки".
V. Закрепление изученного.
1.Чтение "Про себя".
- Перед тем, как читать сказку «про себя», давайте обратим внимание на трудные слова и их правильное произношение:
полюбоваться
раскачиваться
чувствовала
прострекотала
- Прочитайте сказку "про себя".
2. Выборочное чтение произведения.
- Прочитайте, как автор описывает Елочку?
- Прочитайте отрывок, в котором автор описывает обычную лесную жизнь?
- Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидела Елочка, когда она очнулась.
- Ребята, когда отмечают Новый год? Как вы думаете, всегда ли так было?
3. Сообщение подготовленного ученика.
В давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На Новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!” и конечно же - украшать елку. Этот обычай ввел Петр I, который вернувшись из путешествий по Европе, повелел на Новый год дома и улицы украшать хвойными ветками в праздничном одеянии.
4.Работа над иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с. 207).
- Какой эпизод изобразил художник?
- Куда, недолго думая, села Сорока?
- Как вы думаете слово «макушка» однозначное или многозначное? Макушка – это не только верхняя оконечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.
- Дотроньтесь до своей макушки.
- Подумайте, когда говорят «ушки на макушке» (человек насторожен)?
- Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
5. Чтение отрывка по ролям. (Норицин, Кокул, Пыжив)
6. Расширение кругозора.
- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?
- Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.
(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)
С.В.Михалков «Событие»
В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
- Понравилось вам стихотворение?
7. Экологическая беседа.
- Чему учит нас С. Михалков в сказке "Новогодняя быль" и в стихотворении "Событие".
- С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, о искусственной красавице.
(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)
И. Токмакова. Живи, ёлочка!
Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!
- Подумайте, а что ещё может сделать человек, для того, чтобы не рубили ели?
- Для того чтобы сохранить животных и растения люди создают заповедники – это место, где запрещается рубить, рвать растения, убивать животных.
- Ребята, а к каким видам растений относится ель? (Хвойные.)
- А какие хвойные растения вы еще знаете? Как отличить ель от сосны? Кто сможет соотнести изображение хвойного дерева с иллюстрацией?
8. Игра «Найди дерево».
Хвойные леса особенны.
Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет.
Сосна - дерево, указывающее путь. Соснами раньше отмечали проезжие дороги. Сосна - символ света. В темноте сосна выглядит светлее других деревьев.
Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.
VI. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто был героем сказки?
- Что нам хотел донести автор?
VII. Итог.
- Оценивание своей работы детьми. Зеленый круг - доволен своей работой на уроке, желтый – не совсем доволен работой, мог работать лучше, красный – недоволен.
Домашнее задание.
Пересказ от имени Елки.
Сосна |
Ель |
Кедр |
Лиственница |