СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 5 классе Бактерии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разарботка урока по  биологии в 5 классе ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 5 классе Бактерии»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

им. К. А. Ардашева г. Моздок РСО - Алания

урок биологии в 5-м классе по теме «Бактерии.»

Данная разработка урока составлена

для УМК Пасечник В.В. в соответствии

с требованиями ФГОС второго поколения.

На данную тему отводится один час.

Разработка подготовлена учителем биологии

Поляковой Оксаной Александровной



Урок входит в состав раздела «Царство бактерии».

Тема урока : Бактерии.

Цель урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы: Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала: Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Размножение бактерий. Образование спор при неблагоприятных условиях. Роль бактерий в природе и в жизни человека.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа.

Оборудование: текст приложения, вырезанные из бумаги фигурки фруктов (груши, яблоки, персики, сливы)

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru


Ход урока.

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

1. Демонстрирует микропрепарат.

Деятельность учащихся

(рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии)

2. Учитель:

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

(высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.)

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности

Деятельность учителя

1. “Как сохранить яблоко свежим?”.

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы:

- Какое имеют строение?

- Когда и как размножаются?

- Какие бактерии поселяются?

- Какую имеют форму?

- Приносят пользу или вред? и т.д.

(записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему)

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения. (высказывают предположения)

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

1. Учитель раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта (занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции)

2. Учитель раздает текст (материал приложения).

3. Раздает инструкции к групповой работе

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст.

3. Назовите его.





Составьте план текста.

1 группа

- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

- Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

2 группа

- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

- Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.

- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

- Заполните схему.

- Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

5. “Открытие нового знания”.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

4. Структурирует материал в виде схемы (кластера)






6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

1. Учитель

-Сравните строение растительной и бактериальной клетки. Выявите черты сходства и различия.

2. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.

3. Задает вопрос:

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

4. Учитель подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

(выполняют задание в парах и затем обсуждают, отвечают на основной вопрос урока “Как сохранить яблоко свежим?”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.)

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Учитель:

-- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

(определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели)

Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

П. 11 с.60-62 С.63 упр 8, 10.

2. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский?

3. Предложите области применения светящихся бактерий.

4. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие мусорные куры?


Литература

  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений – 2-е изд. – М.:Дрофа, 2013 г. C. 60-63.

  2. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.

  3. Чайкина М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. - 2012. - №10. - C. 20-25.

  4. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!