Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии 10 класс "Аденозинтрифосфорная кислота"»
Биология 10 класс
Тема: Аденозинтрифосфорная кислота.
Цель: познакомиться с строением и значением АТФ.
Задачи:
Образовательные: изучить структуру и функции АТФ.
Развивающие: продолжить формирование умений и навыков выделять главное, сравнивать, применять знания теории на практике, при решении задач.
Воспитательные: содействовать трудовому воспитанию и профориентации учащихся.
Ход урока
Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих.
Актуализация знаний.
2 учащихся у доски: 1. Характеристика нуклеиновых кислот 2. Свойства генетического кода
Проверка домашней задачи:
Белок Мет – Фен – Вал – Сер – Лиз – Ала.
иРНК АУГУУУГУЦУЦГАААГЦГ
ДНК ТАЦАААЦАГАГЦТТТЦГЦ
Изучение нового материала.
1). Актуализация знаний
Слайд № 1.
-Какое вещество изображено? Как вы это определили?
- В чём сходство и чем отличается это вещество от нуклеотидов?
Запись темы урока.
- Что вам известно об АТФ?
- Почему АТФ считается основным источником энергии? Как попадает в организм?
2). Изучение темы. Работа со слайдами презентации и учебником
А). Строение АТФ. Используя слайд и рис.4.14 учебника стр. 133 зарисуйте схему АТФ.
Назовите её части.
Б). Макроэргические связи.
В тесте стр. 133 найдите ответ на вопрос: Почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими?
В). Пользуясь презентацией, отметьте в каких органоидах клетки образуются АТФ. Как образуется АТФ в клетке Функции и строение АТФ таковы, что молекулы вещества быстро используются и разрушаются. Поэтому синтез трифосфата – это важный процесс образования энергии в клетке. Выделяют три наиболее важных способа синтеза аденозинтрифосфата: 1. Субстратное фосфорилирование. 2. Окислительное фосфорилирование. 3. Фотофосфорилирование. Субстратное фосфорилирование основано на множественных реакциях, протекающих в цитоплазме клетки. Эти реакции получили название гликолиза – анаэробный этап аэробного дыхания. В результате 1 цикла гликолиза из 1 молекулы глюкозы синтезируется две молекулы пировиноградной кислоты, которые дальше используются для получения энергии, и также синтезируются два АТФ.
Г). Значение АТФ. Вспомните и запишите на какие процессы затрачивается энергия АТФ.
Значение АТФ в жизни клетки велико. Она играет центральную роль в клеточных превращениях энергии. То есть, например, синтез белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот идет с использованием энергии АТФ. Энергия АТФ используется для совершения химической, механической, осмотической работы, трансформируется в электрическую или световую энергию, рассеивается в виде тепла. Ряд исследований показал, что в движении ресничек и жгутиков важная роль принадлежит АТФ. Количество АТФ так же велико и в скелетных мышцах (0,2 – 0,4 %), что связано с их функцией. За счет распада АТФ осуществляется работа мышц.
Применение знаний.
Решение задач ЕГЭ.
№1. АТФ- постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство?
№ 2. Какие процессы обеспечивают организм человека молекулами АТФ?
№ 3. В клетках бактерий нет митохондрий и пластид. Как же они получают энергию?
Подведение итогов урока
Домашнее задание стр. 133, конспект