1. Организационный момент 2. Подготовка к изучению новой темы. 3. Повторение ранее изученного. | На доске написан ряд букв: Е, Ё, Ю, Я, И, Ь. - У этих букв есть общее свойство. Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке. - Вспомните, что такое звук? - Какие звуки называются согласными? - На какие группы можно разделить согласные звуки? - Как на письме обозначают мягкость согласных звуков? - Сегодня мы вспомним про эти буквы, но сначала поработаем со словом, правописание которого вам нужно запомнить. Вы сможете определить это слово, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них. | - Звук – минимальная единица языка, которая на письме обозначается специальным символом - буквой. - Согласные звуки – это звуки, которые состоят из голоса и шума. - Звонкие/глухие, твердые/мягкие. - Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласными буквами я, ю, е, ё, и; и буквой ь. | |
4. Закрепление ранее изученного. 5. Итог урока. | - Какое слово вы составили? - Как вы его напишите? - Запишите слово «медведь» в тетрадь. - Какую букву надо подчеркнуть и запомнить? - Сколько букв в слове медведь? - Сколько звуков? - Почему букв больше, чем звуков? Докажите. - Найдите в этом слове буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме. - Сейчас я буду читать фразеологические обороты, а вы соотнесите их по смыслу. - Что такое фразеологические обороты? 1. Медведь на ухо наступил. 2. Сосать лапу. 3. Медвежья услуга. 4. Медвежий угол. 5. Делить шкуру неубитого медведя. . Голодать, скудно питаться. Отдалённое глухое место. Отсутствие музыкального слуха. Попытка сделать что-либо хорошее с плохим результатом. Раньше времени говорить о результатах дела, которое еще не закончено. - Запишите выражения в тетрадь, подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков. - Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Учитель читает правильные ответы, обсуждает задание. Класс делится на 3 группы (команды) по рядам. Каждой группе выдаётся индивидуальное задание. За 5-7 минут должны выполнить его и отчитаться о проделанной работе. 1 группа. 1. Напишите, какими гласными буквами обозначается мягкость согласных звуков. 2. Подчеркните в словах мягкие согласные буквы: человек, ряд, время, звезды, берёза. 3. Подчеркните слова, в которых только мягкие согласные: Коса, пилю, яблоко, Люся, свети, Миша. 2 группа. 1. Напишите, какими буквами обозначается мягкость согласных звуков. 2. Найдите среди слов пары слов, отличающиеся только одним звуком: мал, кит, рад, кот, мел, ряд, бил, был. - Назовите, какие буквы отличаются в этих парах. А какие звуки? Как обозначена мягкость согласных звуков на письме? 3. Подчеркните в словах твердые согласные: лист, гуси, поле, рис. 3 группа. 1. Подчеркните в словах мягкие согласные: пень, сито, ягода, малина. 2. Подчеркните слова, в которых только мягкие согласные: Коса, пилю, яблоко, Люся, свети, Миша. 3. Напишите слова с мягкими согласными. Проверка заданий осуществляет вместе с учителем, выясняя каждый пример. - Какие буквы помогают нам обозначить мягкость согласных звуков? - При каком условии буквы е, е, я, ю, и обозначают мягкость согласных звуков? - В каких случаях Ь будет обозначать мягкость согласного? - Сейчас мы будем отгадывать загадки, а вы должны будете найти в этих словах – отгадках общее. Какое время года наступает после лета? (осень) Хвойное дерево, в котором 3 звука, 3 буквы? (ель) Хищное животное тайги? (медведь) Зимой в Хакасию прилетают красногрудый………. . (снегирь) После вырубки дерева остается……. (пень) - Что вы заметили в словах отгадках? - Чем они служат в данных ответах? - Сформулируйте вывод об обозначении мягкости согласных. | - Медведь. Дети произносят слово медведь так, как оно пишется. - Букву е. - 7 букв. - 8 звуков. - Это устойчивые выражения. Дети должны прочитать и объяснить значение, а потом найти смысловое продолжение фразеологизма и соотнести по смыслу написанное, рядом прикрепить смысловое продолжение. Взаимопроверка. - Мягкость согласных звуков обозначают буквы е, е, я, ю, и, ь. -Буквы е, е, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков, если стоят после них. - Когда стоит или в конце слова, или в середине. - В словах-отгадках присутствует буква е и на конце слова ь. - Они служат обозначением мягкости согласного звука. - Согласные бывают мягкими и твердыми. Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы е, е, ю, я, и, ь. | |