СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект (технологическая карта) урока математики в 4 классе "Письменное умножение на трехзначное число".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект (технологическая  карта) урока математики в 4 классе "Письменное умножение на трехзначное число". Этот урок построен по новому ФГОС (2 поколения). Здесь использую метод критического мышления (игра " Верно ли, что...", написание синквейна), элементы игровой технологии, проблемно - поисковая деятельность (создание проблемной ситуации, дети сами называют тему урока, формулируют цели и задачи урока), групповые технологии, деятельностный подход.

Просмотр содержимого документа
«Конспект (технологическая карта) урока математики в 4 классе "Письменное умножение на трехзначное число".»

Название предмета:

Класс: 4

Урок № 99

Дата: 16.03.2016

Тема:

Письменное умножение на трехзначное число

Образовательные цели:


Предоставить учащимся возможность получения разнообразной информации по теме «Письменное умножение на трехзначное число»; познакомить с письменными приемами умножения на трехзначное число; совершенствовать умение решать уравнения, задачи с величинами «скорость, время, расстояние». Способствовать глубокому и осознанному запоминанию материала.

Развивающие цели:

Содействовать формированию умения решать примеры и задачи; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию

Воспитательные цели:

Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;

формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца.

Место урока в системе уроков данного раздела: 

Урок изучения нового материала

Тип урока: 

урок «открытия» новых знаний.

Основные термины и понятия: 

Алгоритм, нахождение неизвестных компонентов, величины «скорость, время, расстояние».

Межпредметные связи: 


Познавательные УУД: 

Развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно – следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.

Коммуникативные УУД: 

Развивать умения работать в паре, группе, вести диалог с одноклассниками, формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД:

Формировать у учащихся умения планировать учебные действия и ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные УУД:

Формировать учебно – познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности; осуществляют личностную саморефлексию, способность к саморазвитию (оценивают собственную учебную деятельности: самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач)







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)






1.

Организационный момент. /2 мин/


Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.


Необычный день у нас и гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады!

Прозвенел звонок – начинается урок.

Тихо сядет первый ряд, остальные постоят

Тихо сядет ряд второй, подружившись с тишиной.

Сядет третий ряд у нас.

И урок начнем сейчас.

Вы пришли сюда учиться, не лениться, а…..(трудиться).

Работаем……..(старательно).

Слушаем…….. (внимательно).

И так, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока.

Сегодня на уроке я предлагаю вам отправится в путешествие по океану, на остров «Сокровищ». На острове сокровищ нам предстоит выполнить задание, чтоб найти сундуки с сокровищами.

Работу на уроке мы будем выполнять индивидуально, в парах и в группах. В каждом группе, есть капитан, который будет назначать ответственного за выполненное задание, а остальные члены экипажа будут сообща решать возникшие на пути задачи.

Впереди нас ждут трудные испытания, а преодолеть их помогут ваши знания в области математики.









Хором дополняют реплику учителя.


Включаются в учебную деятельность

Личностные УУД:

самоопределение

2.


Актуализация знаний .

/6 мин./


Цель:

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.




2.1. Устный счет

(3 мин)



Чтоб выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие, нам нужно решить цепочку примеров. Эту работу мы будем выполнять в группах. У каждого группы свое задание. При нахождении последнего числа, вы увидите какой транспорт мы будем использовать.

- Какое число получилось?

(слайд 1)

Корабль – 80

Плот – 120

Лодка – 60


(На карточках написано задание)

∙ 5 ÷ 100 ∙ 30 ─ 40

80

80

1.

2. + 80 ÷ 50 ∙ 11 + 25

170


3 . + 40 - 33 ÷ 4 +55

93


4. ÷ 2 + 57 ∙ 80 ÷ 100

86


5. ∙ 4 ÷ 2 - 20 ÷ 5

210


6. ∙ 50 ÷ 2 ∙ 3 + 20

8







Молодцы, справились с заданием.

Конечно, мы в путешествие отправляемся на корабле. И так в путь!

Остров очень большой, поэтому мы будем плавать вдоль берега, выполнять задания, чтоб найти сундук с сокровищами…...





Включаются в учебную деятельность.










На листах написано задание для каждой группы.




Если группа выполнила задание, она показывает сигнал о готовности выполнения.







Каждый группа отвечает, подведение итогов.



Познавательные УУД:

- Общеучебные;

- Логические.


2.2. Игра

«Верно ли, что…»

(3 мин)


И перед нами бухта «Разминка» (СЛАЙД № 2)

Необходимо высадиться и пополнить запасы пресной воды. Прежде, чем мы возьмем ее, нам нужно ответить на вопросы:


  1. Вопрос:

Верно ли, что площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 8 см, будет равна 27 кв. см? Почему? (24 кв. см)


  1. Вопрос:

Верно ли, что у 38 мышат, 38 ушей? Почему? (76 ушей)


  1. Вопрос:

Верно ли, что волк за 30 мин – пробегает 8 км, а за 4 часа он пробежит 66 км? Почему? (64 км)


  1. Вопрос:

Верно ли, что частное чисел 240 и 30 равно 80? Почему? (8)


  1. Вопрос:

Верно ли, что произведение множителей


  1. Вопрос:

Верно ли, что третья часть от произведения 90 и 30 равна 90? Почему? (900)


  1. Вопрос:

Верно ли, что у Саши урок длится 35 минут?

Если Саша…..

5 минут смотрел в окошко,

Позевал еще немножко,

Посмотрел по сторонам,

Всех детей пересчитал.

И на это и на то

Минуты 3 еще ушло.

Ручки не было в пенале-

7 минут искал в кармане.

Ничего там не нашел –

Стал писать карандашом.

А потом пытался Ире

Рассказать о событиях в мире.

Событий много произошло –

На это 10 минут и ушло.

20 минут только думал о том,

Как быть хорошим учеником


- Верно ли, что у Саши урок длится 35 минут? Почему? (45 минут)

- Может ли Саша быть хорошим учеником?


Молодцы, вы справились с заданием. Мы пополнили запасы пресной воды и можем отправляться в путь, чтоб найти сундук с сокровищами.





На листах написано задание для каждой группы.



Если группа выполнила задание, она показывает сигнал о готовности выполнения.




Каждый группа отвечает, подведение итогов.




3.

Самоопределение к деятельности

(5мин)

Создание проблемной ситуации.



(Ведёт подводящий диалог. Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

Во время всего путешествия мы будем вести бортовые журналы. Откройте их (тетради), запишите число, классная работа, задание № 1. После выполнения задания, на полях бортовых журналов, вы самостоятельно должны оценить каждую выполненную работу:

- если работу вам было легко выполнять, то на полях поставьте вот такой смайлик

- если небольшие трудности возникли при выполнении, то вот такой

- если очень трудно было выполнять, то



- Внимание мы приближаемся к бухте «Новых знаний» (слайд № 3)

- Чтоб нам найти сундук с кладом, посмотрите внимательно на экран и объяснить прием умножения (ведёт побуждающий диалог).

- Посмотрите на примеры и сравните их (побуждает к осознанию темы и цели урока)

1)425 · 6= 2) 425 · 62= 3) 425 · 623=

- Чем они похожи и чем отличаются?

(Все примеры на умножение. Первый множитель одинаковый, второй множитель в первом выражении – однозначное число. Во втором – двузначное, в третьем – трехзначное число.)

- Какой пример может вызвать у вас затруднение? Почему?

(Потому что там умножение на трехзначное число).

- Какие примеры вы уже можете решить? (Первый и второй)

- Выполните решение 1 и 2 примера в своих бортовых журналах самостоятельно. (Работа в парах, два ученика (пара работает у доски, проверка)

- Все ли согласны?

- При решении этих примеров, что вы использовали, что? (Алгоритм письменного умножения на однозначное и на двузначное число) – (СЛАЙД № 4 - алгоритм)

- Что такое алгоритм – это пошаговое выполнение действий.

- Давайте вспомним алгоритм умножения на двузначное число

- Чем отличается решение второго примера от решения первого примера? (Во втором примере два неполных произведения).

- Где вы начинали записывать второе неполное произведение? (Под десятками)

- Как вы думаете, сколько неполных произведений будет в третьем примере? (Три)

- Где нужно записывать третье неполное произведение?

(Под сотнями.)

- Кто желает попробовать решить третий пример?

(Желающие ученики выходят к доске и объясняют, как выполнить умножение.)

- Правильно ли они выполнили решение, мы узнаем позже, а сейчас…….



Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы






















Коммуникативные УУД:

- принимают участие в обсуждении решений, высказывают свою позицию.

Личностные УУД: самоопределение.

4.

Постановка учебной задачи.

/5 мин/

Цель:

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.






(Построение объяснения)




Побуждает к осознанию темы и цели урока.

-Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока?

(Тема урока: «Письменное умножение на трехзначное число») – СЛАЙД № 4

- А попробуйте поставить цель и задачи для класса на сегодняшний урок.

Задача урока: ( СЛАЙД № 5)

Познакомиться с приемом письменного умножения на трехзначное число.

Цель урока:

Научиться выполнять письменно умножение на трехзначное число

- Ребята, если мы что – то не знаем или не уверены, что это правильно, где мы сможем посмотреть? (в учебнике)

Стимулирует к деятельности.

- Посмотрите, как выполнена запись столбиком на стр. 48

- Обсудите в группах, как нужно выполнять письменное умножение на трехзначное число.

-Какая группа готова рассказать с чего начинать вычисления?

- На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное произведение? (На один разряд)

- На сколько разрядов влево сдвинули третье неполное произведение? (На два разряда)

ВЫВОД: Чтобы выполнить умножение на трехзначное число, нужно хорошо знать алгоритм умножения на двузначное число (СЛАЙД № 5)

- Обратите внимание на решение ребят этого примера (находят ошибки при решении).

- Значить, чтобы выполнить письменное умножение на трехзначное число нужно знать порядок или иначе алгоритм решения.

- Что такое алгоритм – это пошаговое выполнение действий.

- Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в группах, вы разложите карточки в нужном порядке.

- Какая группа готова?

- Какой группа будет отвечать (проверка)

(Выводит учитель на экран) АЛГОРИТМ (СЛАЙД № 6)

1. Записываю десятки под десятками, единицы под единицами.

2. Умножаю данное число на число единиц второго множителя

3. Получаю первое неполное произведение

4. Умножаю данное число на число десятков второго множителя

5. Получаю второе неполное произведение

6. Умножаю данное число на число сотен второго множителя

7. Получаю третье неполное произведение

8. Складываю три неполных произведения

9. Читаю ответ




Формулируют тему урока.

-Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.


Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.




Обсуждение в группах

















Дети формулируют вывод.

Ученики находят ошибки при решении у доски

Пошаговое выполнение действий.

Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

АЛГОРИТМ

1. Записываю десятки под десятками, единицы под единицами.

2. Умножаю данное число на число единиц второго множителя

3. Получаю первое неполное произведение

4. Умножаю данное число на число десятков второго множителя

5. Получаю второе неполное произведение

6. Умножаю данное число на число сотен второго множителя 7. Получаю третье неполное произведение

8. Складываю три неполных произведения

9. Читаю ответ



Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации


Регулятивные УУД:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.







Коммуникативные

УУД:

умение выражать свои мысли;








Регулятивные УУД:

овладение алгоритмом умножения.


Регулятивные УУД:

прогнозирование;

самоконтроль;

коррекция.






5.

Физкультминутка


(3 мин)



1, 2,3, 4, 5!                                                        

Все умеем мы считать,                                        

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

 Раз – подняться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.



Личностные УУД:

имеют установку на здоровый образ жизни

6.

Закрепление изученного материала (10 мин)


6.1. Решение тренировочных упражнений.

(5 мин)



(Учитель организует работу по закреплению)

- Ну вот, прошли мы через испытания, плывем дальше.

Впереди у нас бухта «Познания и закрепления»

- Прежде чем мы заплывем в бухту, мы должны выполнить задание с.48 № 182 (1), чтоб найти сундук с сокровищем.

(СЛАЙД № 7)

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске.

К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем «слабого».

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик на полях.

- Задание мы выполнили, но в этом сундуке нет сокровищ.

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.


Решить примеры самостоятельно



Регулятивные УУД:

Прогнозирование;

Самоконтроль;

Коррекция;

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество;


Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;


Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.


Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.




6.2. Решение задач

(5 мин)


Плывем дальше.

- Сейчас мы плывем к берегу «Нерешенных задач»

- Вам предлагают решить задачу. Прочитайте задачу на с. 48 № 183.

- В бортовых журналах запишите № 183.

- Прочитайте задачу. Рассмотрите чертеж.

(Выводит чертеж задачи на экран)- (СЛАЙД № 8)

- О чем говорится в задаче?

- Как двигались поезда? (В противоположных направлениях.)

- Что говорится о первом поезде?

- Что говорится о втором поезде?

- Что нужно найти в задаче?

- Что можно найти, зная скорости поездов? (Общую скорость или скорость удаления.)

-- Какое дополнительное условие есть в задаче? (Города, из которых вышли поезда, находились на расстоянии 175 км.)

- Узнав расстояние, пройденное двумя поездами за 6 часов, сможем ли узнать общее расстояние между поездами? (Да)

Задачу вы решаете самостоятельно в группах (1 ученик решает у доски)

- Все согласны с решением задачи?

Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик на полях.

Посмотрим есть ли в сундуке сокровища. Нет.





6.3. Проверь себя и оцени свои успехи

(3 мин)



Плывем дальше в бухту «Рефлексия», может быть нам повезет и мы здесь найдем сокровища.

- Выполняем задание на с. 48, где вопросительный знак.

В бортовых журналах записываем № 2 и решаем примеры самостоятельно. Взаимопроверка по образцу ответов: 138 777,170 160, 327. (СЛАЙД № 9)

- Обмен тетрадями. Взаимопроверка. Возьмите карандаши, проверьте, исправьте ошибки и поставьте оценку на полях.




7.

Рефлексия


(4 мин)


Мы сегодня весь урок путешествовали. Давайте подведем итоги в бортовых журналах. Нарисуйте общий смайлик на полях.

Поднимите руки :

- если работу вам было легко выполнять, то на полях поставьте вот такой смайлик

- если небольшие трудности возникли при выполнении, то вот такой

- если очень трудно было выполнять, то ………


- А теперь посмотрим, есть ли в сундуке клад. Да, есть это…. Смайлик.

- На партах лежат ладошки. Возьмите ладошку того цвета, которая соответствуют вашему настроению. Черный – плохое, зеленый – не очень, красный – хорошо.

- Вот какое солнышко у нас получилось. Это УСПЕХ сегодняшнего урока.

- Наше путешествие подходит к концу, мы зажгли солнышко.


Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания.


Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания.



8.

Подведение итогов урока

(4 мин)

(СЛАЙД № 11)

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вам больше всего запомнились?

Подошел к концу урок,

Прозвенел сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки-

- Всем спасибо за урок!








Планируемые результаты:

Предметные:

В конце урока ученики

1.Знают алгоритм письменного умножения на трехзначное число

2.Умеют письменно умножать на трехзначные числа.


Метапредметны

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками


9.

Д/з

(3 мин)

№ 184, №182 (2) на с. 42 (СЛАЙД № 10)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!