Конспект подгруппового логопедического занятия
«Дифференциация акустически близких звуков [г]-[к].»
Цель: Закрепить умение дифференцировать звуки [г]-[к] в слогах, в словах и в предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить понятия звонкий-глухой согласные звуки. Формирование навыка звукового анализа. Обучение преобразованию слов путем замены звонкого звука на парный глухой и наоборот.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия. Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание интереса к занятиям. Воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование: Картинки с изображением Кота в сапогах, гнома, крота. Картинки с изображением птиц, в названии которых есть звуки [г]-[к], тетради.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед:
Вы узнаете, о ком мы будем говорить, если отгадаете загадку:
Умен, изворотлив усатый дружок-
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну, что угадали, ребята?
Конечно, это Кот в сапогах.
Основная часть:
2.1.Знакомство с темой:
Но он пришел не один, с ним пришли друзья. Крот и Гном. Какой первый звук в слове крот. Правильно [к], давайте охарактеризуем его. Какой буквой обозначается этот звук? А какой первый звук в слове гном, охарактеризуйте его. Какой буквой обозначается звук [г]? Вы догадались с какими звуками мы сегодня будем работать? Ребета у Кота в сапогах случилась беда, его заколдовала злая колдунья. Для того, чтобы расколдовать его вам нужно будет выполнять сложные задания. Поможем им?
2.2. Игра «Поймай звук»
Логопед: Первое задание. Я буду называть слоги и слова, а вы когда услышате звонкий звук [г] будете хлопать в ладоши.
Ка, га, ко, ку, гэ, карета, голос, вагон, стакан, фольга.
2.3. Игра «Волшебная птица»
Логопед: Следующие испытание. К нам прилетела волшебная птица. Посмотрите на картинки и назовите мне всех птиц, в названии которых есть звук [к]. Молодцы, а теперь назовите мне птиц, в названии которых есть звук [г]. Как хорошо вы справляетесь с заданиями.
2.4. Игра «Найди звук»
Логопед: Ребята, следующие задание сложное, послушайте внимательно. Я буду читать вам слова, а вы должны на схеме указать где находиться звук: в начале, в середине или в конце.
Ковер, шкаф, кормушка, лук, рука, лампочка, цыплёнок, корова.
Гусь, игра, фотография, гром, губы, огород, град, энергия.
2.5. Физ. Минутка
Логопед: А теперь немножко отдохнем, я буду читать слова и показывать действия, а вы за мной повторяйте:
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка, два котенка,
Мой сверчок, щегол и я - (Поочередно загибаем пальцы сначала
Вот и вся моя семья. на правой руке, потом на левой)
2.6. Зрительная гимнастика.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Подготовим наши глазки к письменной работе. ( Учащиеся прослеживают движение картинки с изображением иволги, закрывают глаза, следят за пальцем, который двигается от носа вдаль и обратно)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь им надо много,
Вот и Родина. Ура!
Приземляться нам пора.
2.7.Упражнение «Измени слово»
Логопед: Крот и гном запутались в словах. Помогите им разобраться. Откройте тетради, страница разделена на две части. В одной части написана буква К, а в другой Г. Я буду называть слова. Если услышате слово со звуком [к], пишите его под буквой К, а если со звуком [г], то пишите под буквой Г.
Гол, куда запишите слово? Правильно, а теперь поменятйте первый звук на звук [к], куда запишите это слово? Правильно.
Кости — гости
Галина — калина
икра — игра
лук — луг
2.8. Пальчиковая гимнастика
Логопед: А теперь немножко отдохнем.
Чтобы буквы красиво писать,
Будем пальчики мы разминать.
На дорожку прилетела (поочередно соединяют пальцы с большим - обе руки)
Птичка трясогузка -
Пестренькая блузка! (перебирают пальцами обеих рук около груди)
Зоркий черненький глазок, (соединяют большой и указательный пальцы в круги около глаз)
Острый тоненький носок. (соединяют указательные пальцы обеих рук у носа)
Бегала, скакала, ( перебирают пальцами на столе)
Хвостиком качала. (качают ладонями обеих рук)
Насекомых к лету (показывают руками птичку)
Ловко так хватала. (соединяют пальцы в виду клюва, имитируя ловлю насекомых)
2.9. Упражнение «Добавь букву»
Логопед: Послушайте следующее задание. Посмотрите на карточках написаны предложения с пропущенными буквами К и Г. Вставьте их и прочитайте полученные предложения.
...аля ...аждый день …ормит ...олубей. Алён...а сматывает нит...и в ...лубок.
Назовите все слова со звуком [к]. Назовите все слова со звком [г]. А теперь запишите эти предложения в тетрадь.
2.10. Дифференциация звуков в тексте.
Логопед: Вам осталось выполнить одно задание. На столе у вас лежат карточки. Прочитайте стихотворение.
1. Выпишите слова с буквой К.
2. Выпишите слова с буквой Г.
3. Прочитайте все слова.
Молодцы, мы расколдовали Кота.
Итог занятия:
Логопед: О каких звуках мы сегодня разговаривали? Что вы можете о них сказать? Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо. Наше занятие закончено.
ФИО логопеда_____________________________________________________
Подпись __________________