Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе на тему: «Весна».
Цель: Развитие активного и пассивного словаря по теме «Весна», артикуляционной моторики.
Задачи урока:
Коррекционно – образовательные:
- уточнять, расширять представление детей о признаках весны;
-Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, согласование существительных с прилагательными).
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимательность и наблюдательность;
- развивать артикуляционную моторику;
- коммуникативные навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе.
Оборудование: демонстрационные предметные картинки с временами года (лето, зима, осень, весна), три рисунка на тему весна и один рисунок на тему зима, картинки с названиями весенних месяцев, раздаточный материал (картинки весны)
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Сегодня мы с вами поговорим о….О чем? Вы сейчас отгадаете, если составите слово из этих букв. (ВЕСНА)
- Правильно, мы сегодня будем говорить о весне, о приметах весны, вспомним название весенних месяцев. Ваша задача на сегодня запомнить приметы весны.
Но прежде чем продолжить разговор о весне, мы с вами проведем разминку.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Выполняется перед зеркалом.
Логопед:
- Сели ровненько, руки на лежат на парте. Делаем упражнение «Забор» Упражнение «Трубочка» Упражнение «Трубочка-забор». Окошечко открывается-закрывается Упражнение «Лопатка» В открытом окне появился мост. Упражнение «Катушка» Упражнение «Вкусное варенье» Упражнение «Качели» Упражнение «Грибок» Упражнение «Лошадка»
2. Работа у доски.
А теперь посмотрите на доску.
Ребята, перепутал все на свете
Знаете кто? Проказник ветер!
Игра «Размести по порядку».
- Ребята, подул весенний ветер и перепутал все картинки с временами года, давайте повесим их в правильном порядке (дети по порядку вешают рисунки с временами года).
- Год начинается с зимы, потом, придет весна, вслед за весной придет лето и конечно осень. Запомните порядок времен года. Давайте повторим хором название времен года (дети хором повторяют название времен года по порядку).
- Каждое время года состоит из трех месяцев. Название весенних месяцев вы прочитаете, если правильно подберете к рисунку «Заплатку».
Игра «Волшебный сундучок»
- Посмотрите картинку, на ней «дырочки». На какую геометрическую фигуру похожа «дырка»? Найдите эту фигуру в волшебном мешочке и поставьте «заплатку». (Дети на ощупь определяют подходящую фигуру, достают из мешочка и закрывают дырку)
- Назовите по порядку весенние месяцы. (Дети читают название месяцев МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)
Игра «Четвертый лишний».
- Посмотрите на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя. Почему? (дети…) (на доску вывешиваются четыре картинки)
- Давайте перечислим приметы весны?
Дети перечисляют: (Ярче светит солнце.
Тает снег.
Из почек появляются листья.
Расцветают подснежники.
Прилетели грачи.)
Игра «Отгадай и отыщи».
- Отгадайте загадки и найдите отгадку в картинках (картинки вешаются в классе до занятия так, чтобы не привлекали внимания).
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
Из почек появляются,
Весной распускаются,
Осенью увядают
И все опадают. (Листья)
Из – под снега расцветает
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя птица черная птица
Прямо на трактор чуть не садиться? (Грач)
Ну – ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнышко)
Игра. «Угадай-ка».
- Посмотрите на рисунок и назовите по рисунку приметы весны. (Вывешивается картинка весны)
Игра «Составь предложение».
- Перед вами я разложила картинки, рассмотрите их, составьте предложение по ней.
Игра «Назови ласково»:
- Я буду называть вам слова, а вы назовите их ласково, например, ручей – ручеек.
Слова: облако, дерево, трава, солнце, лист, птица, снег, цветок, гнездо, туча.
- Ребята а весна (какая?) - ранняя,тёплая. А солнце (какое?) Почки, листья, цветы, деревья
Игра «Скажите наоборот».
- Ребята скажите зимой снег чистый, а весной - грязный
Зимой дни холодные, а весной-
Зимой солнце тусклое, а весной-
Зимой погода часто пасмурная, а весной-
III. Итог занятия.
- Молодцы! Наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня с вами говорили? Назовите приметы весны?