Конспект подгруппового логопедического занятия во втором классе на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ц] в словах, словосочетаниях и предложениях».
Класс: 2.
Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ц] в словах, словосочетаниях и предложениях.
Тип: Закрепление.
Цель: дифференциация звуков [С] и [Ц].
Задачи:
Образовательные:
уточнить артикуляцию звуков [С], [Ц];
закреплять правильное произношение звуков [С], [Ц] в словах, словосочетаниях и предложениях;
уточнение акустических и артикуляционных характеристик звуков.
Коррекционно - Развивающие:
развивать мелкую и артикуляционную моторику;
формировать правильное речевое дыхание на основе дыхательной гимнастики;
развивать высшие психические функции;
развивать фонематический слух.
Воспитательные:
воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.
воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
воспитать контроль за собственной речью.
Оборудование: простые карандаши, индивидуальные зеркала, карточки с заданиями, карточки со звуками [С] – [Ц], су – джок, демонстрационные схемы.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь на свои места. Сегодня занятие буду вести у вас я. Меня зовут Елена Викторовна. Сегодня мы будем закреплять, различать и правильно произносить звуки [С] - [Ц]. Прежде чем начать наше занятие давайте выполним некоторые упражнения.
Основной этап.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Поставьте перед собой зеркала и повторяйте за мной.
Упражнение «Заборчик» Упражнение «Окно». Упражнение «Лопатка». Упражнение «Чистим нижние зубки». Упражнение «Горка». Упражнение «Приклеим язычок».
- Положите зеркала на край стола.
2. Дыхательная гимнастика.
- Встаём. Делаем вдох носом – выдох ртом. Вдох носом – выдох носом. (Делать упражнение несколько раз).
3. Уточнение акустических и артикуляционных характеристик звуков.
- Дайте характеристику звуку [С]? (согласный, глухой, твердый, губы улыбаются, кончик языка лежит внизу, упираясь в нижние передние зубы, воздушная струя длительная холодная).
- Дайте характеристику звуку [Ц]? (согласный, глухой, твёрдый, губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние передние зубы, воздушная струя быстрая холодная).
4. Работа на уровне слова.
Игра «Кто внимателен?»
– Послушайте задание. Я произнесу слова со звуками С - Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей звуком: акция, сумка, заяц, замок, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.
Игра «Прочитай слово».
Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.
- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами таблицы. Двигаясь по стрелочкам составьте слово.
(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса).
5. Пальчиковая гимнастика «Су - джок».
- Возьмите су – джок. Повторяйте за мной:
У сосны, у пихты, у ёлки
Очень колкие иголки.
И ещё сильней чем ельник
Нас уколет можжевельник.
- открываем су – джок. Берём колечко в правую руку. Смотрим на меня и повторяем за мной: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец. (Повторяем тоже самое с левой рукой).
- Молодцы! Убираем колечко в су – джок и откладываем его в сторону.
Карточка №1
- Положите перед собой карточку№1. Прочитайте задание. Вставьте пропущенные буквы:
Аи_т, ла_точка, _оловей, _апля.
- Молодцы! Уберите карточку на край стола.
6. Составление словосочетаний. (Карточка№2)
– Возьмите карточку№2 . Прочитайте слова из первого столбика. Прочитайте слова из второго столбика. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика, подчеркните слоги со звуком [С] – одной чертой, [Ц] – двумя.
Пёстрая столица
Чистая курица
Светит письмо
Офицер на водица
ценное солнце
Москва – границе
- Уберите карточку на край стола.
7. Работа на уровне предложения.
Развитие фонематического слуха.
- Я буду вам читать предложения, а вы должны меня исправить. Слушайте внимательно.
Цоловей звонко поет пецню. У сапли длинные ноги. Аицт ходит по болоту. Цкворес цобирает червячков для птенсов. Цнегирь прилетает к нам зимой.
Карточка№3
- Посмотрите на доску. Перед вами слова. Давайте вместе попробуем составить из них предложение.
- Положите перед собой карточку№3. Прочитайте задание. Составьте предложение из данных слов:
(Птица вылетает из скворечника.)
Птица, в, залетает, скворечник. (Птица залетает в скворечник.)
На, Синица, суку, сидит. (Синица сидит на суку.)
Севере, песцы, водятся, на. (Песцы водятся на севере.)
Солнце, на, лисица, греется. (Лисица греется на солнце.)
8. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. С какими звуками мы сегодня работали? Правильно.
- какое задание вам понравилось выполнять?
- какое задание вы запомнили?
- какое задание вам показалось трудным?
- поднимите руку, кто считает, что у него все получилось?
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы:
Аи_т, ла_точка, _оловей, _апля.
(Карточка№2)
Прочитайте слова из первого столбика. Прочитайте слова из второго столбика. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика, подчеркните слоги со звуком [С] – одной чертой, [Ц] – двумя.
Пёстрая водица
Чистая курица
Светит столица
Офицер на письмо
ценное солнце
Москва – границе
Карточка№3
Составьте предложение из данных слов:
Птица, в, залетает, скворечник.
На, Синица, суку, сидит.
Севере, песцы, водятся, на.
Солнце, на, лисица, греется.