Введение в ситуацию:
(Дети входят в мини-музей «Русская старина», возле русской печи стоит сундук, педагог обращает на него внимание детей и рассуждает, что в нем может находится, загадывает загадку)
Педагог:
Загадка:
«Могу я кротким быть порой,
Ваш дом согрею я зимой.
Но коль со мной играть возьмутся-
Могу пожаром обернуться?» (огонь)
- какой он, огонь? («горячий, опасный, быстрый, жёлтый, красный, оранжевый»)
(рассматривание предметов)
Актуализация знаний:
Вопросы детям:
- Что это за предметы, назовите их? (свеча, фонарик, светильник¸)
(педагог зажигает свечу в закрытом подсвечнике, включает фонарик и светильник, дети любуются огнем)
Рассказ педагога ( сопровождается показом презентации):
«Ребята, мы говорили о том, что огонь может быть очень опасным, читали сказки о пожарах, а сегодня отправимся путешествовать в прошлое и поговорим о том, как огонь появился у людей и как он стал помощником и другом. Давным-давно первобытные люди не умели добывать огонь. человек огонь находил. Может быть, молния зажгла сухое дерево, а может быть сами собой от солнца и жары загорелись сухие листья в лесу. Они его бережно хранили в ямках с угольками, подкладывали сухие листья, хворост (показ иллюстрации), но огонь иногда потухал. Потом люди научились добывать огонь путем трения камня об камень или палочкой об палочку, это занимало очень, очень много времени. Потрите свои ладошки друг об друга , и вы почувствуете, как они нагреваются….( сопровождается показом презентации)
Прошли времена, какие предметы теперь помогают людям зажигать огонь? (заглядываем снова в сундук)
Загадка:
«Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костёр.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …»(спичками)
- Ещё чем? (зажигалкой)
(сопровождение показом)
- какие предметы помогают сохранять огонь? (сухая трава, солома, дрова)
- как называется дом, который люди построили для огня? (печь, камин, костер, вечный огонь)
- для чего нужна печь в доме? (греет дом, на ней можно готовить и греть еду.
Загадки:
«Куда попало наше тесто?
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало.
Какое это место, куда попало тесто?» (печь)
( сопровождается показом презентации)
«На привале нам помог
Суп сварил, картошку спёк,
Для похода тон хорош,
Да с собой не понесёшь…» (костёр)
( сопровождается показом презентации)
- во многих городах, в центральных парках есть вечный огонь, это память о людях которые воевали за победу над врагом. Огонь этот горит внутри пятиконечной звезды и находится на возвышенном постаменте, чтобы люди не могли достать пламя и не обожглись.
( сопровождается показом презентации)
- почему нужно поселить огонь в «дом»? (чтобы он не мог распространяться и не навредил людям)
- а если, всё-таки, случилась беда, и огонь распространился и начинает сжигать всё на своём пути! Что нужно делать? (вызывать пожарную машину)
Физкультминутка:
«Пожарная машина» (видеозарядка «Кукутики»)
Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:
- а чтобы не случилось беды, давайте построим «домики» для огня (дети выбирают строительный материал и строят печку, камин, звезду для вечного огня (педагог оказывает дифференцированную помощь детям)
- а теперь сделаем и поселим в эти домики огонь
- напоминание способа скручивания салфетки в жгутик.
Самостоятельная работа детей по четыре ребёнка за столом:
(педагог держит в руках кусок фольги, дети вкладывают салфетки огненных оттенков, скрученных в жгутик)
- Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо!
(звучит музыка)
- Приступайте к работе.
(Дети, закончившие свою работу, располагают огоньки в «домики»)
Все работы детей устанавливаются на макете для всеобщего обозрения и восхищения.
|