Конспект открытого занятия «Поможем шахматному королевству».
Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
Развивать память, внимание, логическое мышление, умение ориентироваться на плоскости.
Учить детей решать простые шахматные задания
Активизировать мышление за счет загадок, разгадывания кроссворда
Материалы:
Напольная шахматная доска
Карточки с адресами
Ключ
Настенная шахматная доска
Плоские шахматные фигуры
Большой кроссворд, написанный на ватмане.
Письма с заданиями
Ход занятия:
- Ребята из шахматного королевства поступил сигнал о бедствии (SOS). Там объявилась Снежная королева, она не хочет, чтобы в шахматном королевстве наступила Весна.
- Вы знаете, что она сделала?
(Предположение детей)
- Да, ребята она заморозила шахматную доску!!!!
- Расскажите, пожалуйста, сможем ли мы играть без доски?
(Ответы детей)
- Почему?
(Ответы детей)
- Дети, давайте поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной королевы!
(дети - давайте!)
- А как же нам попасть в это королевство?
(предположительные ответы детей)
- Может нам оставили какой-нибудь знак?
(на зеркале висит загадка)
Через фигуры, через клетки.
Как буква «Г» - его скачок?
(конь)
- Молодцы, ребята. Это действительно конь. Посмотрите, а что у него на шее висит?
1письмо: Вы должны пройти лабиринт- ход конем и узнать, где лежит второе письмо.
(решение диаграммы)
- Как ходит конь?
(ответы детей)
- Ребята, будьте внимательны, не ошибитесь, а то нам никогда не найти второе письмо!!
- Прошли лабиринты? Молодцы! На каком адресе остановился конь?
- H8
- Молодцы, давайте посмотри, что написано в этом письме?
2 письмо:Кроссворд:
Как называется Шахматное сражение между двумя соперниками? (партия)
Кто двигается также как слон и ладья? (ферзь)
Как называется угроза королю? (шах)
Гладкий люблю я расчищенный путь, только на шаг могу шагнуть? (король)
Любые ей доступны дали, по вертикали и горизонтали? (ладья)
| П | А | Р | Т | И | Я |
Ф | Е | Р | З | Ь | | |
| Ш | А | Х | | | |
| К | О | Р | О | Л | Ь |
Л | А | Д | Ь | Я | | |
- Что же у нас получилось за слово?
(ПЕШКА)
- Ребята, а что вы знаете о пешке?
(Ответы детей)
- Ребята, посмотрите здесь новое послание. (На стене изображение Пешки, за ней задание)
3 письмо:
Вам никогда не добраться до Шахматного королевства, вокруг вас болото!!!
- Что же мы знаем о болоте?
(ответы детей)
- Правильно, там есть кочки и мы пойдем по ним. Есть подсказки! Надо выбрать одного из вас кто сможет пробраться к следующему письму. (считалка)
- Надо идти с поля Е1. 3 поля вперед, 3 вправо, 3 вперед, 2 влево, 1 вперед.
- Молодец, дошел. А как же ему дойти до нас? Надо прочитать письмо в обратном порядке.
4 письмо:
Вы сможете помочь нам, если найдете волшебную палочку.
- А что ты нам еще принес. Карточки с адресами
- Давайте, их разложим и посмотрим, что у нас получилось.
- Что получилось? Молодцы, волшебная палочка!
-Молодцы, давайте пойдем к Шахматной доске и растопим лед, с помощью волшебной палочки.
Снимаем ткань.Посмотрите все фигуры перепутаны.
- Давайте, поможем фигурам встать на место.
По краям доски Ладьи встали, как две башни.
Дальше для погони красавцы Кони.
Рядом с конями Слоны, для охраны они.
А теперь на заметку Ферзь любит свою клетку.
А с ним и король.
Перед ними стена восемь Пешек, как одна.
- Молодцы! А теперь давайте сыграем « Море волнуется раз…» ( только вместо фигур дети показывают рукой стороны. Вертикали, горизонтали и диагонали.