Тема «Моя будущая профессия – для души или для денег?» (10-11 класс)
Форма проведения: дебаты
Цель:
1. Познакомить обучающихся с новой формой проведения дискуссии – дебаты, особенностями его проведения, ролями в дебатах, регламентом и оцениванием.
2. Развивать устную речь, умение приводить аргументы и доказательства, научить пользоваться речевыми клише.
3. Прививать нормы вежливого общения, культуры поведения и уважения чужого мнения.
Оборудование: проектор, экран.
Ход мероприятия
Вводный этап. Знакомство команд со своей позицией.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья, прежде чем начать наш урок, я предлагаю послушать одну поучительную притчу (слайд 1 – притча «Всё в твоих руках»). Пусть слова мастера станут эпиграфом к нашему уроку (слайд 2). Наши выпускники пригласили к себе в гости учащихся 10 класса, чтобы пообщаться по поводу выбора будущей профессии в рамках раздела школьной программы «Планирование профессиональной карьеры». И пройдёт наш урок тоже в необычной форме - это дебаты (слайд 3,4, 5). Попытаемся сформулировать цели нашего урока (слайд 6 цели урока)
Каждый выпускник по окончании школы стоит перед выбором профессии. И от этого выбора зависит вся его жизнь. Какую же профессию выбрать из огромного числа существующих и не ошибиться при этом? Одни ребята прислушиваются к советам родителей. Другие – обсуждают этот вопрос с друзьями. Третьи – выбирают ВУЗ или колледж, находящийся рядом с домом. Есть такие ребята, которые еще не определились. Для того, чтобы продолжить наш разговор, я напомню присутствующим что же такое профессия? (слайд 7) Предлагаю обсудить эту важную для нас с вами тему. Итак, прежде чем мы познакомимся с позицией каждой команды, уважаемые участники, ответьте, пожалуйста, каждый на вопрос: «Что вы считаете важным при выборе профессии?» (Слайд 8):
престижность
интерес к профессии
высокая оплата
приносит удовольствие
по силам человека
востребованность на рынке труда
нормированный рабочий день
безопасность
хорошие условия
соответствие склонностям и способностям
возможность карьерного роста
возможность работать творчески
близко к месту жительства
работа в коллективе или индивидуально
Видите, сколько людей – столько и мнений. Их озвучили участники наших дебатов учащиеся 10 класса: Османова Нияра, Коваль Дмитрий, Меркучев Михаил и Луцак Петр и учащиеся 11 класса наши выпускники: Иванова Анастасия, Дудковский Андрей, Списак Анатолий и Усманов Элимдар. Оценивать наше общение будет жюри …. по следующим позициям: содержательность выступления, аргументированность, конкретность, культура общения.
Вводный этап. Знакомство команд со своей позицией (1 минута)
Ведущий: Прошу команды озвучить свою позицию. Регламент 1 минута
Команда 10 класса:
Нияра: Мы считаем, что сегодня необходимо поговорить о нашей будущей профессии и думаем, что она должна быть выбрана по душе, поэтому мы назвали себя «Оптимистами». Когда мы говорим, что профессия должна быть выбрана по душе, то мы имеем в виду, чтобы она приносила человеку удовольствие и радость. Не зря говорится, что счастлив тот человек, который утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Это возможно, если профессия соответствует его склонностям и умениям. Чтобы это был выбор самого человека, а не чужое навязанное мнение.
Команда 11 класса:
Андрей: В отличие от наших оппонентов, мы считаем, что будущую профессию человеку надо выбирать не для удовольствия, а для того, чтобы она могла удовлетворить его материальные потребности, поэтому мы назвали себя «Скептиками». Нам кажется, что сегодня профессия должна быть, прежде всего, престижной и хорошо оплачиваемой. У молодого поколения большие запросы. Каждый хочет хорошо одеваться, иметь модный сотовый телефон, ездить на шикарном автомобиле, отдыхать у моря и за границей. Для всего этого нужен высокий материальный достаток. При выборе профессии надо учитывать не только удовольствие и радость, которые она может принести, но и ответственность, и возможные жизненные трудности. Я, как мужчина, должен быть ответственным не только за себя, но и за свою спутницу жизни и будущих детей.
Ведущий: Итак, на наших дебатах речь пойдет о выборе будущей профессии – для души или для денег (Слайд 9 – название темы)
Команды обозначили основные моменты своих выступлений:
1. Профессия должна быть выбрана самим человеком, соответствовать его склонностям и умениям, приносить удовольствие и радость – утверждает команда «Оптимисты».
2. Профессия должна быть престижной и хорошо оплачиваемой, соответствовать материальным потребностям и обеспечивать будущую семью так высказалась команда «Скептики».
В ходе подготовки к уроку мы провели анкетирование «Мотивы выбора профессии» с учащимися 10 и 11 классов. Всего было опрошено 14 человек. Результаты опроса вы видите на экране (Слайд 10)
2.Основной этап. Развернутая аргументация командами (5 минут)
Ведущий: Каждая команда должна дать развёрнутую аргументацию своей позиции – регламент до 5 минут. Слово нашим участникам. Пожалуйста.
Команда «Оптимисты»:
Петр: Во все времена люди по-разному относились к своей работе. Вспомним известную легенду о том, что давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый жаловался на проклятые камни и мозоли от них. Второй объяснил, что зарабатывает на кусок хлеба для семьи. А третий сказал, что строит прекрасный собор. Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. В ответах каждого прозвучало их отношение к одной и той же деятельности.
Михаил: Не секрет, что и в наше время – время развития науки и техники далеко не все люди получают от труда удовлетворение и радость, не каждый испытывает любовь к своей профессии. Главная причина этого кроется в выборе, не отвечающем интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Для выбора профессии существует такая формула, выраженная словами (слайд 11 ): Хочу… Могу… Надо…
Дмитрий: Я продолжу, одна из наиболее существенных причин, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к её содержанию, это все что мне нравится, к чему лежит душа. Это первое требование к профессии (ХОЧУ). Второе – то, что я МОГУ вложить: свои способности и силы. И в- третьих, – какие специальности нужны стране сегодня (НАДО) Таково наше мнение.
Команда «Скептики»:
Анастасия: Успешные профессионалы, которые довольны своей профессией и зарабатывают много денег, сформулировали три главных требования, которым должна соответствовать профессия, чтобы потом не разочароваться в ней: (Слайд 12)
Профессия должна быть интересной.
Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
Профессия должна соответствовать собственным возможностям
Элимдар: Выбор той или иной специальности должен учитывать спрос на рынке труда, иначе человек не сможет устроиться на работу по своей профессии, и он будет либо безработным или работать не по своей специальности, где зарплата может быть меньше. Например, я хочу поступить в Симферопольский автотранспортный техникум (Слайд 13)
3.Прения. Обмен мнениями между командами.
Ведущий: Обе команды сходятся во мнении, что профессия должна заинтересовать человека. Человек должен обладать определенным набором способностей. Профессия должна быть востребована в обществе. А теперь, приступим к прениям, команды могут задать вопросы друг другу (регламент: до 3х минут)
Нияра: Анатолий, как вы объясните, что при выборе профессии не учитывается желание, мнение самого выпускника?
Анатолий: В данном случае, это бывает из-за того, что у молодого человека не сформировался интерес к какой-либо профессии. Он плохо соотносит свои желания и способности. И за него «решают» родители или другие родственники. Для того, чтобы этого не произошло, считаю нужным усилить в школах работу с выбором профессии с учениками и родителями. Чтобы расширить кругозор в мире профессий и требований к ним. И это должно также помочь ребятам с выбором выпускных экзаменов.
Анастасия: У меня вопрос к Дмитрию. Не кажется ли вам, что сегодня молодые люди, едва окончив учебное заведение, предъявляют слишком высокие требования к работе. То есть работать мало, но чтобы платили много.
Дмитрий: Да, я понял ваш вопрос. Так могут поступать, наверное, только слишком разборчивые или ленивые люди. Если не хочешь работать на других – крутись сам. Организуй свое дело. То есть займись развитием своего подсобного хозяйства, стань индивидуальным предпринимателем. Ни для кого не секрет, что в нашем селе есть такие люди. Одни занимаются выращиванием сельхозпродукции, другие – животноводством, т.е. сдают молоко и мясо. Они не только зарабатывают сами, но и дают рабочие места местным жителям.
Анатолий: У меня вопрос к Нияре. Кого из знакомых вы можете привести в пример того, что он выбрал профессию по душе.
Нияра: Спасибо за вопрос. В качестве примера я могу привести семью наших медиков, которые недавно ушли на заслуженный отдых – это Кордон Надежда Вячеславовна и Кордон Иван Антонович, которые всю свою жизнь посвятили благородному делу - лечению людей. Их сын Александр тоже медик, он стоматолог, а внучка Елена учится в медицинском институте. Можно с уверенностью сказать, что это династия.
Петр: Я хочу спросить у Андрея. Как вы относитесь к тому, что некоторые ребята выбирают модные профессии (экономист, юрист, менеджер) поступают учиться в престижные учебные заведения, а потом не могут найти работу.
Андрей: Я согласен, что сегодня на рынке труда переизбыток молодых экономистов, юристов и менеджеров. Кроме этого, везде требуются специалисты с опытом работы. Тут можно предложить несколько вариантов. Первый вариант – можно заняться частной практикой (например, юридической). Второй – пройти курсы и поменять профессию. Еще вариант – заняться Фрилансом, то есть самостоятельно искать при помощи Интернета заказы на работу, после ее выполнения получить оплату и искать новый заказ. Но это самый трудный вариант. Он требует самодисциплины и ответственности. Поэтому так важно правильно выбрать будущую профессию и учебное заведение.
Ведущий: Действительно, выбор профессии очень ответственный шаг. Какие же профессии предлагают учебные заведения в нашей республике? Внимание на экран.
В нашей Республике Крым 30 высших учебных заведений, это и республиканские, и филиалы российских Вузов. А также много училищ и колледжей. Проведем небольшую экскурсию по ним (по слайдам 14-16 учебные заведения Крыма)
Ведущий: А теперь послушаем краткое резюме команд, своего рода итог выступлений (регламент 1 минута) Вам слово…
Михаил: Да, выбор профессии – важное решение. Нужно знать хорошо свои способности, понаблюдать за тем, чем тебе хочется и интересно заниматься, чтобы выбранная профессия была по душе.
Элимдар: Чтобы жить в достатке, надо иметь такую профессию, которая может обеспечить твои потребности и потребности твоей семьи.
Ведущий: Я думаю, что позиции наших команд понятны всем. На мой взгляд, обе они правильные. Очень важно найти такую профессию, которая сочетала бы в себе духовную и материальную стороны. У нас в Крыму есть такие учебные заведения, где можно получить самые разные профессии и найти достойное место в жизни. Всё в ваших руках.
Я думаю, что это не последний разговор о профессиях. Желаю вам сделать правильный выбор. Пока жюри оценивает ваши выступления (слайд 17), мы с вами подведём итог урока.
IV. Рефлексия (слайд 18):
- Понравилась ли вам форма урока?
- Комфортно ли вы себя чувствовали в роли участника дебатов?
- Узнали ли вы что-нибудь новое для себя?
- Где вы сможете применить полученные знания?
- На какую тему вы хотели бы подискутировать?
- Приемлема ли такая форма урока? (слайд 18)
V. Выступление жюри по протоколу дебатов. Итоги дебатов. Награждение участников сертификатами и буклетами (слайд 19)
Критерии (от 1 до 5 баллов) | «Оптимисты» | «Скептики» |
Османова Нияра | Коваль Дима | МеркучевМиша | Луцак Петр | Иванова Настя | Списак Анатолий | Дудковский Андрей | Усманов Элимдар |
Содержательность выступления | | | | | | | | |
Аргументированность | | | | | | | | |
Конкретность | | | | | | | | |
Логичность | | | | | | | | |
Культура общения | | | | | | | | |
итог | | | | | | | | |
Критерии (от 1 до 5 баллов) | «Оптимисты» | «Скептики» |
Османова Нияра | Коваль Дима | МеркучевМиша | Луцак Петр | Иванова Настя | Списак Анатолий | Дудковский Андрей | Усманов Элимдар |
Содержательность выступления | | | | | | | | |
Аргументированность | | | | | | | | |
Конкретность | | | | | | | | |
Логичность | | | | | | | | |
Культура общения | | | | | | | | |
итог | | | | | | | | |
Учитель: Вы – будущий выпускник, но еще не определились с выбором профессии. Вам надоело слушать советы учителей, родителей и друзей. Так может пора прислушаться к космосу? Узнаем, что советуют нам звезды.
Родившиеся под знаком Рыбы (Миша и Элимдар) либо слишком молчаливы, либо очень любят «поговорить». Для первых звезды советуют обратить внимание на профессии программиста и бухгалтера. Для других – на профессии врача, юриста или … детектива.
Овнам (Настя, Анатолий, Кристина), которые любят много «выступать», отстаивая свое мнение перед учителями и одноклассниками, звезды рекомендуют выбрать профессию учителя, актера, юриста или журналиста.
Тельцам (Пётр), которые выносливы физически, наш совет – выбирай спортивную карьеру. Ну, а если вы работаете не покладая рук, то работа в сфере социального обслуживания то, что надо.
Для Близнецов (Нияра) звезды говорят о нелегком выборе. Что им предпочесть: военную карьеру в авиации или стать инженером. В любом случае, надо хорошо владеть иностранным языком, который преподаёт Эльвина Элимдаровна.
Девушкам и юношам, родившимся под знаком Стрельца (Андрей) звезды советуют обратить внимание на профессии учителя, психолога, журналиста или юриста. Так как эти молодые люди достаточно общительные, с чувством собственного достоинства, активной жизненной позицией.
Козерогам (Диме) следует прислушаться к зову собственного сердца, а не к советам посторонних. Какой он сделает выбор: станет программистом или адвокатом? А может... кто знает?
Использованная литература:
Деловая игра для подростков «Дебаты/Психологические упражнения для тренингов. – Режим доступа: http://www.trepsy.net/world/?stat=205 (дата обращения 10.10.2016г.)
Легенда/Яндекс. Картинки. – Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0% (Дата обращения 02.10.2016)
Микотина Т.С. Сценарий дебатов «Доброта спасет мир»/ Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/08/26/stsenariy-debatov-dobrota-spaset-mir (Дата обращения 09.10.2016 г.)
Фадеева Н. Н. Методическая разработка классного часа в 9-м классе на тему "Радуга профессий"/Открытый урок «Первое сентября». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/509805/ (Дата обращения 10.10. 2016)
Приложения:
debaty.pptx.zip.. 8,0 МБ
Наши специальности:
Профессиональное образование
09.02.02 Компьютерные сети
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (на автомобильном транспорте)
Дополнительное профессиональное образование
18511 "Слесарь по ремонту автомобилей"
Симферопольский автотранспортный техникум
Регион: Крым›Симферополь
Форма обучения:
Дневная
Заочная
Квалификационные уровни:
младший специалист
Условия обучения:
на бесплатной основе
на платной основе
Аккредитация:
Форма собственности: Государственная
Поступление после: 11-ти классов и 9-ти классов
Область знаний:
Информатика и вычислительная техника
Транспорт и транспортная инфраструктура
Электротехника и электромеханика
5.05010201 обслуживание компьютерных систем и сетей
5.05070205 обслуживание и ремонт электрооборудования автомобилей и тракторов
5.07010602 обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей
|
Конкурс общий | 1.39 (чел./место) |
Конкурс на бюджет | 2.83 (чел./место) |
Бесплатное обучение: есть
Платное обучение: есть
Общежитие: есть
Контактная информация
Сайт: http://satt.crimea.ua
Телефоны: (0652) 61-68-61, 61-68-51
Адрес: 95022, Крым, г. Симферополь, пр-кт Победы, 211
Перечень конкурсных предметов при поступлении в Колледж Документы для поступления Категории льготников Электронное заявление абитуриента
Вступительная кампания 2017 в датах
29 июня - 25 июля - регистрация электронных кабинетов абитуриентов
12 июля - начало вступительной кампании
12 - 26 июля – прием документов абитуриентов, которые будут проходить творческий конкурс
21 июля – 26 июля – проведение творческих конкурсов
12 - 20 июля – прием документов абитуриентов, которые будут сдавать вступительные экзамены или проходить собеседование
25 июля – 31 июля – проведение вступительных экзаменов и собеседований (для тех абитуриентов, которые поступают на основании диплома младшего специалиста)
21 июля – последний день приема документов от абитуриентов, которые поступают в учебные заведения для получения ОКР Младшего специалиста
26 июля – последний день приема документов от абитуриентов, которые поступают на основании полного общего среднего образования
Сроки приема заявлений на заочную, вечернюю и дистанционную формы обучения, а также получения ОКР Магистра и Специалиста устанавливается каждым учебным заведением и указывается в Правилах приема 2017 в учебное заведение.
1 августа – обнародование рейтингового списка абитуриентов
до 5 августа – подача оригиналов документов абитуриентами, что прошли на обучение за счет государственных средств
7 августа - зачисление абитуриентов за средства государственного заказа
30 сентября - зачисления абитуриентов за средства физических и юридических лиц.
4