Конспект открытого урока
по русскому языку в 8 классе на тему:
«Повторение по теме
«Однородные члены предложения»
Тип урока – обобщение и систематизирование изученного материала.
Основная цель урока – обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.
2. Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения.
3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
4. Составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.
5. Вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.
Метапредметные:
умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;
умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;
умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
- Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
- Развитие критического мышления, орфографической зоркости.
Оборудование урока:
Раздаточный материал, учебники.
Формы организации деятельности:
- фронтальная работа;
- индивидуальная самостоятельная работа
Ход урока.
Этап урока 1. Организационно-мотивационный момент. Мотивация учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас полезным и интересным, повернитесь друг к другу лицом и пожелайте удачи. В добрый путь!
. Отрывок из стихотворения:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят,
Их запятой раздели непременно,
Если это . . . (однородные члены)
Этап урока 2. Актуализация знаний. Выявление учебной задачи.
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
Обобщение учителя.
- Действительно, сегодня на уроке обобщим знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умения различать однородные и неоднородные определения; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и при обобщающих словах при однородных членах предложения. А главное, вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.
Проверка домашнего задания (слайды по теме).
Этап урока 3. Организация деятельности обучающихся по усвоению материала в процессе выполнения комплекса учебных заданий.
Задание 1. Повторение теории, конструктор.
Какие члены предложения называются однородными?
(Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения)
Как могут быть связаны однородные члены предложения?
( С помощью сочинительных союзов и бессоюзной связью, т.е. интонацией перечисления)
Какие определения являются однородными, а какие - неоднородными? (Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны.)
Расскажите о правилах пунктуации при однородных членах, используя схемы.
Задание 2. Работа в парах.
- В левой части таблицы даны предложения. В правой - нужно начертить схему, соответствующую данному предложению. По окончании работы проверьте ответы по образцу.
1 | Радостью, счастьем , надеждой - всем поделись со своим другом. |
2 | Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад. |
3 | Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища. |
4 | Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром. |
5 | Ищи товарища лучше себя, а не хуже. |
6 | В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие. |
7 | То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить. |
8 | Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад - заставили сердце биться сильнее. |
| |
Задание 3. Самостоятельная индивидуальная работа (дифференцированная)
- Дан текст, предложения пронумерованы. Знаки препинания не расставлены. Оцените свои возможности и выберите, задание, которое будете выполнять: А или Б
Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.
Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.
И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.
А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
За каждый правильный ответ – 1 б.
Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения.
За каждый правильный ответ – 2 б.
Проверяем ( Правильные ответы на листке)
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Задание 4. Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)
1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):
а) С улицы раздались крики и гул машин.
б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.
в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.
г) Погода была пасмурная и дождливая.
2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):
а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.
б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.
в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.
г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.
3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.
б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.
г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
а) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
в) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.
Взаимопроверка (проверяем друг у друга и ставим оценку)
Этап урока 4. Итог урока.
Игра «Согласен – не согласен».
Перед вами - таблица с надписью: «Согласен – не согласен». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «да» или «нет».
Согласен – не согласен
№ | Утверждения | «Да» или «нет» |
1. | Однородные члены предложения связаны подчинительной связью | |
2. | Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос | |
3. | Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи. | |
4. | Однородными могут быть только второстепенные члены предложения | |
5. | Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая | |
6. | Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены | |
7. | Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. – Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую | |
Критерии оценивания: 1 балл за каждый правильный ответ. Итого: 7 баллов.
Проверяем.
- Посчитайте баллы.
- Поставьте себе оценки по следующим критериям (указаны в оценочном листе):
18 - 22 баллов - «3»
23 – 30 баллов – «4»
31-36 баллов – «5»
- Поднимите руки те, кто получил «5». Кто получил «4»? Молодцы, ребята. А «3» - это сигнал о том, что где-то вы не доработали. А где именно? На этот вопрос вам и всем остальным поможет ответить карточка с надписью
«Итог моей работы»
Этап урока 5. Дифференцированное домашнее задание.
Упр. 280
На»3» - расставить знаки препинания
На «4»- расставить знаки препинания, определить тип речи и стиль текста
На «5»- расставить знаки препинания, определить тип речи и стиль текста, начертить схемы выделенных предложений.
Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-»
Итог моей работы
Тема | «+» или «-» |
Хорошо знаю признаки однородных членов предложения | |
Могу начертить схему предложения с однородными членами | |
Знаю группы сочинительных союзов | |
Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом | |
Могу отличить однородные и неоднородные определения. | |
Этап урока 6. Рефлексия.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. Интересно | 1. Работал | 1. Уверен в своих знаниях. |
2. Скучно | 2. Устал | 2. Нужно повторить некоторые правила. |
3. Безразлично | 3. Помогал другим. | 3. Понял, что плохо усвоил тему. |
Спасибо за урок!