СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Свободное время».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока, алгоритм определения целей урока.

- узнать: что такое свободное время,  хобби, как наполнить свободное время полезными занятиями.

- понять: все новые термины, особенности отдыха, его влияние на развитие человека.

- усвоить: материал урока.

- умения: работа с текстом, наглядностью, дополнительными рубриками, со словарём, создание выставки поделок и т.д.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Свободное время».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 7»









Конспект открытого урока

по обществознанию в 5 классе

по теме: «Свободное время».











Учитель: Збинякова Е.И.




















2017 г.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ


Цели урока, алгоритм определения целей урока.

  • Сегодня на уроке мы сможем:

- узнать: что такое свободное время, хобби, как наполнить свободное время полезными занятиями.

- понять: все новые термины, особенности отдыха, его влияние на развитие человека.

- усвоить: материал урока.

- умения: работа с текстом, наглядностью, дополнительными рубриками, со словарём, создание выставки поделок и т.д.


  • План урока:

1. Путешествие в страну « Знаний и успеха».

2. Задания Учёного Кота:

а)Работа по формулировке понятия « свободное время».

б) Определение типов свободного времени.

г) Описание увлечений людей.

в) Создание мини-проектов « Дерево интересов»

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание.



  • Ресурсы урока: 1.Мультимедийный проектор

2. Экран

3. Презентация

4. Видеофрагменты

5. Выставка « Своими руками».

7. «Дерево интересов»

8. Аппликации




















Тема урока: « Свободное время».


1.ОРГ. МОМЕНТ

  • Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас

на уроке. Сегодня у нас присутствуют гости: администрация школы, ваша первая учительница, классный руководитель и учителя, все те люди, которые любят вас и являются вашими друзьями. Я надеюсь, что вы активно будете работать на уроке и реализуете все свои возможности. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на своих одноклассников и подарите им свои положительные эмоции, улыбнитесь гостям.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Сегодня у нас присутствует ещё один гость – виртуальный Учёный Кот. Он много знает, потому что учится и использует каждую минуту с пользой. Он считает, что маленькое дело лучше большого безделья. Он всегда о чём-то думает и хочет выяснить, что вы знаете.

Напишите на рабочих листах с изображением Учёного Кота своё имя и выполните задание по ранее изученному материалу.









Ответь на вопросы.


1. Как называется основной закон страны, в которой ты живёшь?

______Конституция______________________________________________


2. Назови вид семьи, в которой ты живёшь. ________________________


3. Как называется кодекс, который гарантирует семье помощь государства? ______Семейный______________________________________________


4. Перечисли ресурсы своей семьи финансы, материальные, трудовые______________________________________________________


5. Как назывался свод житейских правил и наставлений на Руси с 16 века?

_______«Домострой»_____________________________________________

























заполняют рабочие листы




- Давайте вспомним, какую главу вы изучаете сейчас? ( Семья)

- С какими символами вы можете сравнить свою семью? ( сердце, дом, улыбка и т.д.)

Семью можно сравнить с цветиком-семицветиком, недаром говорят, что семья – это семь я, лепестки могут быть родными людьми, обязанностями детей и родителей, а также понятиями, которые мы уже изучили на уроках)

- Предлагаю вам создать кластер по теме СЕМЬЯ, т.е. собрать воедино все лепестки в один цветок. Лепестки развешены в разных местах кабинета и на них записаны определения тех понятий, которые вы изучили на уроках по данной теме. Желающие могут подойти к лепестку и прочитать определение, а потом назвать понятие, связанное с ним.

Вопросы к кластеру, на лепестках

1. Как называется социальная группа, основанная на родственных связях ( по браку, по крови)? (семья)

2. Как называется сборник законов? (кодекс)

3.Основной закон страны. (Конституция)

4.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Потребности)

5. Старательность, разумная бережливость. ( Рачительность)

6. Как называются средства, ценности, запасы, возможности?

( Ресурсы)

7.Хозяйство страны в целом или его часть. ( Экономика)


3.МОТИВАЦИЯ

  • Учитель: Сегодня мы проводим урок, который связан с

главой « Семья», вам предстоит расширить свои познания по данной теме. Посмотрите на рисунки слайда и определите тему урока. Тема урока: « Свободное время».

- Вам знакомы слова, связанные с данной темой? да

- Какие ассоциации у вас возникают с этими словами? ( отдых, досуг, развлечение, любимые занятия и другие)

- Запишите дату и тему урока в тетради.

Записывают дату и тему урока

  • Эпиграфом урока будут слова Н. Заболоцкого, но они

зашифрованы на слайде. Читая каждую вторую букву, восстановите высказывание поэта.

«Ампы лзоныагенм — цвнргешмуя ориазсжтюяхжцицмио. Уохнмо щздаавтийсгидт догт гтгоцгжо, екдахкуохгцо нрноцдма нсшоуднецрхжбиумкыум увны шнцаупконлхнйяцентще неугцо....»

« Мы знаем - время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым, вы наполняете его…»






4.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Определите цели урока, используя алгоритм определения целей урока.

  • Сегодня на уроке мы сможем:

- узнать: что такое свободное время, хобби, как наполнить свободное время полезными занятиями.

- понять: все новые термины, особенности отдыха, его влияние на развитие человека.

- усвоить: материал урока.

- умения: работа с текстом, наглядностью, дополнительными рубриками, со словарём, создание выставки поделок и т.д.

  • Работать будем по этому плану:

1. Путешествие в страну « Знаний и успеха».

2. Задания Учёного Кота:

а)Работа по формулировке понятия « свободное время».

б) Определение типов свободного времени.

г) Описание увлечений людей.

в) Создание мини-проектов « Дерево интересов»

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание.

5.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

  • Учитель: Вы очень понравились Учёному Коту, ребята, и он

хочет пригласить вас в свою сказочную страну « Знаний и успеха». Но он не может определить в какую дверь нужно идти. Давайте ему поможем. Чтобы открыть ключом дверь, надо сказать пословицу о времени. Какие вы знаете?

называют пословицы о времени.

Давайте узнаем, что там за каждой дверью.

1 дверь страна Роботов.

2 дверь страна Страха и беспорядка

3 дверь страна Знаний и успеха.

- В какой стране вы сегодня хотели бы оказаться во время урока?

Учёный Кот приготовил для вас задания. Они лежат у вас на столах. Давайте их выполним.

1 задание Учёного Кота.

Представьте, что вам поручили составить словарь. Но в нём отсутствует определение словосочетания « Свободное время».

При помощи учебника (1 пункт стр. 40.) сформулируйте данное понятие.

читают

- Какой у вас получился ответ? (Свободное время – это время, которое остаётся после выполнения обязательных дел. Это время, которым ты сам распоряжаешься, распределяешь по своему усмотрению.)

- Ребята, а какие дела для вас являются обязательными? ( учёба, обязанности в школе и дома, кружки, спортивные секции)

- Скажите, а для чего человеку нужно свободное время? ( для отдыха, занятий по интересам, для развития и получения удовольствия).

- Сейчас мы посмотрим инсценировку про ученицу Наташу. Задумайтесь над тем, как она проводит своё свободное время.

Инсценировка « Отдых Наташи»


Наташа: Как хорошо, что дома нет родителей и ничего не надо делать( бросает портфель). Сейчас посмотрю телевизор. Здорово, что много каналов, можно переключать то с одного, то на другой.

Ой, мама пришла.

Мама: Так, дочка, ты сделала уроки, ведь уже вечер?

Наташа: Мне не хватило времени.

Мама: Ты и уроки не сделала, и цветы не полила, ничего не читала, книги на полке стоят, собаку не отвела на улицу. А день закончился.

Учитель:

- Как вы думаете, умеет ли Наташа распределять свой время? (нет)

- Что бы вы ей посоветовали? ( научиться распределять время, составить режим дня, начинать делать самые важные дела, сочетать трус с отдыхом)


Обществоведы различают следующие основные типы свободного времени:

  • I тип: рекреационный – отдых и восстановление сил после работы. Примерами такого типа являются: чтение книг, сон, прогулка, игры, телевизор, компьютер. Но надо помнить, чрезмерное увлечение таким типом отдыха может отрицательно сказаться на вашем здоровье. Нужно распределять своё время.

  • II тип: рационально-потребительский – с материальной и духовной точки зрения. К нему относятся: посещение театров, музеев, библиотек, поездки, путешествия.

  • III тип: деятельный – совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности. Это спорт, занятия физкультурой, вязание, изготовление чего-либо своими руками.


Вы хорошо поработали и нам нужно отдохнуть.

Я предлагаю вам физ.минутку, связанную с физическим упражнениями.

- Это какой тип отдыха? ( Деятельностный)


Физминутка « Мы – граждане Земли!»




2 задание Учёного Кота.

Ребята, рассмотрите репродукции картин на с. 45-46, сюжеты которых отражают занятия в свободное время как в прошлом, так и теперь. Что из представленного в них вам ближе?

Определите данные занятия к определенному типу свободного времени. ( бал – рационально-потребительский, игра на клавесине, ловля рыбы, игра на гитаре, в шахматы, катание на коньках – деятельностный.)

А когда занятия становятся увлечением человека? ( когда человек готов много времени посвящать любимому занятию, жертвовать другим ради этого занятия) Как называется увлечение человека? (Хобби)

- Какие увлечения есть у вас?

-Обратите внимание на выставку « Своими руками», сделанную вами и другими ребятами, а также взрослыми.

( комментирую)

-Многие люди увлекаются рисованием картин из песка. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент об этом интересном увлечении.

Подумайте, какую роль играет спорт в жизни человека?


Видеофрагмент.

Подумайте, какую роль играет спорт в жизни человека?

Когда он является работой человека?


6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА.


3 задание Учёного Кота.

На разноцветных листочках подпишите фамилию и имя и напишите свои увлечения, используя картинки.

Затем прикрепите их к « Дереву интересов».

Работа по заполнению листочков своих увлечений.

Прилепляют к « Дереву интересов»

Вы справились с заданиями Учёного Кота. Молодцы! Посмотрите, какое у нас получилось «Дерево интересов». Видно, что у вас много увлечений и в свободное время мы читаете книги, танцуете, занимаетесь спортом, музыкой, домоводством.


7.РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ -

Наш урок подошёл к концу, закончите фразу (по выбору)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что….

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне хотелось…

Оценки получают ученики, которые приняли участие в выставке

« Своими руками», в инсценировке, а также те, кто очень активно работал на уроке. Кроме того, оценки получат все за проверочную работу, которую вы написали в начале урока.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

запишите домашнее задание:

1. § 5. Вопросы « Проверим себя», рубрика « Учимся распределять время.»

2. По выбору – практикум – стр. 48



Орг.момент









Опрос

Заполнение рабочих листов

































Фронтальная

беседа с классом




составление кластера


















Определение темы урока








Эпиграф-шифрграмма















алгоритм определения целей урока











План урока.










Путешествие в страну Знаний и успеха












Работа с текстом учебника по формулировке понятия













Инсценировка














Беседа с классом






Типы отдыха






















Физминутка





работа с наглядностью







Работа со словарём



беседа с учащимися.













Видеофрагмент.






Мини-проект « Дерево интересов»




Рефлексия, оценки













Домашнее

задание








































Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – обществознание

Класс - 5


Тема урока – «Свободное время»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Применять понятийный аппарат по предмету, определение типов свободного времени.

Описание увлечений людей.

.


Работать с текстом учебника; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное; высказывать собственное мнение, суждения; работа над мини-проектом

понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности труда и разумного отдыха.

Словарь урока: свободное время, хобби, клавесин

Ресурсы урока: 1.Мультимедийный проектор

2. Экран

3. Презентация

4. Видеофрагменты

5. Выставка « Своими руками».

7. «Дерево интересов»

8. Аппликации



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

- самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

1) Стимулирует интерес учащихся к уроку

2) Создает для учеников проблемную ситуацию (приемы):

- Предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения

- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

- Задает вопрос (задание), который обнаруживает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- Дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие – осознают и проговаривают его


Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний.

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой проблемы и темы урока.

3 этап. Актуализация знаний

- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме);

Используются:

- либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

-либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

Что нужно узнать для решения проблемы?

- вспоминают нужную информацию, делают обобщения;

- вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

4 этап.

Целеполагание

и планирование


Суть: планирование учащимися своих действий по выходу из затруднения

Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач).

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)


Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы.

- Формулирует обобщающие вопросы

- Демонстрирует готовый или организует составление алгоритма.

- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок и т.д.

«Открытие» осуществляется в несколько шагов (в соответствии с пунктами плана), каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.


- Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.)

- Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи.

- Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

- Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

- Оценивают правильность своих выводов, решений.

- Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

- Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия

- Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике.

- Вступают в диалог.

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме и т.д.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

На данном этапе происходит

- повторение и закрепление учебного материала,

- тренировка навыков использования нового знания (в том числе в незнакомой ситуации),

- установление связей между новым и ранее изученным материалом.

Таким образом, на данном этапе происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». Формат «нового продукта» задает учитель (ответ на проблемный вопрос, участие в обсуждении, мини-дискуссии, рисунок, мини-проект, мини-эссе и др.)

7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

- Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

- Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей и т.д.

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Выставляет и комментирует отметки.


- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

8 этап. Домашнее задание

Домашнее задание предполагает

- инвариантную часть (соответствует базовому уровню),

- вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень.











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!