3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 | 3. Постановка учебной задачи. Фиксация затруднений в деятельности. 4. Открытие нового знания. Определение темы урока и постановка учебной задачи. 5. Построение проекта выхода из затруднений. 6.Первичное закрепление 7.Физ. пауза. 8.Вокально-хоровая работа 9.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по коллективно созданному эталону. 10. Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. 11. Домашнее задание | Слайд №1 Портрет П.И Чайковского и изображение скрипки. Слайд №2 (картина К. Петрова-Водкина «Скрипка». Слайд №3,4,5 (виды Италии) Слайд №6 (крупное изображение скрипки) Слайд №7 (картина ночного моря) Слайд №7 (картина Айвазовского ) Слайд №8 (портрет Антонио Страдивари) Слайд №9 (портрет Николо Паганини) Слайд №10 (репродукция картины С. Коненкова «Паганини») Слайд №11 (изображение симфонического оркестра) Слайд №12 (клип на песню) | - А сейчас мы послушаем ещё одно произведение, которое тоже называется «Мелодия», но автор его П.И. Чайковский. (Слушают «Мелодия» П. И. Чайковского) - Как вы думаете, похожи ли эти произведения: «Мелодия» Глюка и «Мелодия» Чайковского, и чем они отличаются друг от друга? - Верно, мы слышим солирующее звучание другого инструмента, и вы правильно определили, что это скрипка. (показ скрипки). - Что вы знаете об этом инструменте? - Где и когда появились первые скрипки? - Каких известных скрипачей вы знаете? - Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? - Попробуйте сформулировать тему урока. - Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты. Скрипка». А главная цель нашего урока: познакомиться со скрипкой, узнать, как звучит этот инструмент и почувствовать, какие настроения можно передать с помощью скрипки. - Посмотрите на репродукцию картины К. Петрова-Водкина «Скрипка». Попробуйте устно описать этот инструмент. - А теперь прочитайте статью в учебнике на с. 100-101 и подготовьте небольшой рассказ о скрипке. Родина скрипки — Италия. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу. Это - гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса. Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи. - Давайте сейчас ещё раз послушаем «Мелодию» композитора П. И. Чайковского. Послушайте и подумайте, о чём рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом? - О чём же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт? - Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты: "Звезды водят хоровод. Светит в тишине луна. Скрипка песенку поёт, Песенку поёт струна. И взлетает в небосвод Синий парус ветерка, В море музыки плывет Лодочка смычка". П. Синявский, «Мелодия» - Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать? (Звучит произведение А. Вивальди. Гроза. Из цикла «Времена года»). - Как бы вы назвали это произведение? Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года». - Как звучала эта музыка? Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди. - Вспомните имена великих мастеров, которые делали скрипки, и известных исполнителей-скрипачей. Сказка об Антонио Страдивари. В XVII веке в итальянском городе Кремоне, -рассказывает одна старинная легенда, -волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной. - Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,- сказал волшебник. - Я хочу жить вечно -ответил юноша. - Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь. — Я согласен! Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил: - Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь. Имя этого мастера известно всему миру -Антонио Страдивари. Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке - более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. (Рассказ о Н. Паганини). Музыкант - легенда, публика приходила в восторг, когда смычок итальянского скрипача касался струн. Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. Его искусство исполнения было столь необычным, что приписывалось силе дьявола. Только настоящий музыкант знает, что его игра - это музыкальная смелость, изобретательность, мастерство, огромный неустанный труд. Но у церкви были насчёт этого совершенно другие доводы и мысли. Его считали безбожником, говорили, что он продал душу дьяволу. А его непропорциональное тело: огромные руки, невысокий рост, лишь добавляли таинственности его образу. - Обратите внимание, как художники показали образ музыканта. Каким они увидели его? (Работа с репродукцией картины С. Коненкова «Паганини»). - Ребята, а сейчас мы послушаем произведение Н. Паганини и поработаем с нашими словарями эмоциональных терминов. (Слушание произведения Н. Паганини «Каприс № 24»). - Скажите, звучание какого инструмента вы услышали? - Какая музыка была по характеру? - Может ли это произведение сыграть ученик 2 или 3 класса музыкальной школы? Почему? Действительно, сейчас прозвучала инструментальная пьеса виртуозного характера, которая требует от артиста безукоризненной техники. Виртуоз - всякий, кто делает своё дело ловко, великолепно, блестяще, быстро. Очень интересно и необычно название этого жанра. Каприс - от итал. Capriccio - каприз, прихоть. Вы, капризничаете иногда? Вы готовитесь к своему капризу заранее? Можете ли вы сдержать свои эмоции при капризе? Так и в музыке - всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность - всё это сочетается в жанре «Каприс». Основная особенность - свободная форма. Жанр был известен в 17 веке, но популярен стал в 19 веке. Можем ли мы назвать виртуозом Н. Паганини? Музыкальная игра «Наш оркестр». 1.Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка) 2.Дыхательная гимнастика. 3.Распевание. - «Вот иду я вверх»; - «Лесенка» муз. Тиличеевой сл. Долинова. 4.Разучивание новой песни "Маленький кузнечик". - Разучивание по фразам. - Пение трудных мелодических оборотов. - Работа над текстом. - Показ игры на воображаемой скрипке в 1 и 3 куплетах. - Исполнение с движением. - Перед вами лежат небольшие тесты по теме нашего урока. Возьмите листочки и попробуйте выполнить их. Если вы согласны с утверждением в тесте, то напротив него ставите знак плюс (+), если не согласны – знак минус (-). Тест. 1.Скрипка – это струнный смычковый инструмент… 2.Родина скрипки – Россия… 3.Чайковский – великий итальянский мастер, делавший скрипки… 4.Автор музыкальной пьесы «Гроза» из цикла «Времена года» - А. Вивальди… 5. Никколо Паганини – гениальный итальянский скрипач и композитор… 6. Основная особенность жанра «Каприс» в музыке – это всплеск эмоций, творческий полёт, свободная форма… Ответы. + – – + + + - Если у вас нет ошибок, то поставьте себе «5»; если 1-2 ошибки, то поставьте – «4»; Если ошибок оказалось больше двух, то не расстраивайтесь, вы сможете повторить данный материал дома, прочитав уже известные вам страницы учебника. - Удалось ли решить поставленную задачу? - Кто оцениваете свою работу на «5», а на «4»? - А работу класса в целом? Разговор о скрипке мы продолжим в старших классах, и узнаем ещё немало интересного. «Неторопливо, не спеша скрипичный мастер скрипку ладит. Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит, Поправит деку, завиток, покроет лаком осторожно. Теперь он сделал всё, что мог, теперь играть на скрипке можно! Пой, королева, смейся, плачь, твой голос и стан твой строен, Какой счастливчик твой скрипач, пусть будет он тебя достоин!» - Найдите стихотворения, сказки, рассказы, песни о скрипке и скрипачах. | Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока. Предлагает учащимся прослушать новое произведение и выявить сходные и различные характерные признаки звучания. Задает уточняющие вопросы. Вместе с учениками определяет цель урока и демонстрирует ЭОР. Предлагает работу с учебником с целью визуального знакомства с инструментом. Расширяет сведения, полученные из учебника. Предлагает повторное прослушивание «Мелодии» П. И. Чайковского с целью определения настроения характера музыки. Комментирует, направляет работу учащихся. Читает стихотворение П.Синявского «Мелодия» с целью выявления учащимися интонационной близости музыкальной интонации и человеческой речи. Предлагает прослушивание А. Вивальди. Гроза. Из цикла «Времена года» с целью определения учащимися настроения характера музыки с последующим названием ее.. Задает вопросы с целью первичного закрепления новых знаний. Читает рассказ об Антонио Страдивари с целью знакомства с выдающимся мастером -исполнителем. Читает рассказ о Н. Паганини с целью знакомства с выдающимся композитором - исполнителем. Направляет работу учащихся Направляет работу учащихся Показывает песню «Маленький кузнечик». Проводит небольшую самостоятельную работу с целью контроля усвоенных знаний. Проверяет, усвоен ли учебный материал. Задает вопросы с целью проведения анализа урока учащимися. Подготавливает к продолжению темы в будущем. Задает домашнее задание. | Слушание музыкального произведения «Мелодия» П. И. Чайковского. Выявление характерных признаков произведений (анализ характер звучания, узнавание музыкальных инструментов); сравнение и поиск схожести и различия. Ответы на поставленные вопросы и выяснение недостатка имеющихся знаний по обсуждаемому вопросу. Учащиеся формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи. Работают с репродукцией: описание-рассуждение о репродукции к картине. Работают с учебником: Читают статью учебника о скрипке и готовят небольшой рассказ об инструменте. 2-3 ученика, дополняя друг друга, рассказывают о скрипке. Слушают дополнения учителя. Слушают музыкальное произведение и пытаются представить, о чём рассказывает скрипка. Делятся впечатлениями от услышанного, пытаясь выразить настроение от услышанной музыки. (Возможные ответы детей: -настроение оживления, волнения, пробуждения, мечтательности, поэтичности). Слушают пояснения учителя. Слушают фрагмент «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди (названия произведения не знают), пытаются, проанализировав те чувства и настроения, которые вызывает музыка, придумать ей название. Делятся впечатлениями, рассказывают, какие картины рисует музыка, как она звучит (напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно...) и обосновывают выбранное название произведения. Ищут ответы на вопросы, используя знания, полученные в начале урока. Заранее подготовленные дети, (увлечённые музыкальной деятельностью, с высокой познавательной активностью) рассказывают о творчестве виртуозного итальянского скрипача Н. Паганини и о жизни скрипичного мастера Антонио Страдивари. Рассматривают репродукцию картины С. Коненкова «Паганини», пытаются нарисовать с её помощью образ великого музыканта. Слушают произведения Н. Паганини «Каприс № 24». Беседуют. Осознают смысл нового музыкального термина «каприс», знакомятся с особенностями жанра «Каприс». Делают пометку о новом жанре в музыкальной тетради. Выполняют музыкально- ритмические движения. Коллективно-исполнительская деятельность. Распеваются и разучивают новую песню. Работают с тестами по теме урока, определяя верность или неверность утверждений. (Самостоятельная работа). Взаимопроверка по коллективно созданному эталону. (Обсуждение правильных ответов). Оценивание собственных работ. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке. Слушают домашнее задание. | 3-4 1 7-8 4-5 1 7-8 7-8 2 1 | Познавательные УУД: - знакомство с новым музыкальным произведением: «Мелодия» П. И. Чайковского). Регулятивные УУД: - умение слушать и анализировать характер музыкального произведения; - умение сравнивать, видеть общее и различие; - умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы. Коммуникативные УУД: - умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения. Личностные УУД: - распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; - развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты. Познавательные УУД: - самостоятельное выделение темы и целей урока; Регулятивные УУД: - планирование деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - умение слушать и размышлять. Личностные УУД: - формирование интереса к музыкальным занятиям. Познавательные УУД: - самостоятельный поиск и выделение информации; - осознанное построение речевого высказывания; - углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Мелодия» П.И. Чайковский и «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди; - овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения; Регулятивные УУД: -прогнозирование. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией. Личностные УУД: - формирование интереса к музыке. Познавательные УУД: - расширение представлений о великих мастерах и исполнителях скрипичной музыки; - овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения; - знакомство с музыкальным жанром «Каприс». Регулятивные УУД: - осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению. Коммуникативные УУД: - умение слушать; - умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию; - участие в коллективном обсуждении проблем урока. Личностные УУД: - осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться; - понимание эмоциональной силы музыки. Коммуникативные УУД: - учатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности. Личностные УУД: -формирование эмоционального настроя на последующую деятельность. Познавательные УУД: - знакомство с мелодией и словами новой песни. Регулятивные УУД: - Коммуникатив-ные УУД: - взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности; - участие в хоровом исполнении музыкального произведения. Личностные УУД: - формирование исполнительских навыков; - воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. Познавательные УУД: - развитие умения осмысливать полученную информацию. Регулятивные УУД: - умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном; - осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению; - оценивание качества усвоения. Коммуникатив-ные УУД: - взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы. Личностные УУД: - формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: - осмысление своих действий и самооценка. Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные УУД: - смыслообразование. Познавательные УУД: - поиск и чтение художественных произведений о скрипках и скрипачах. Регулятивные УУД: - целеполагание. |