МОАУ «СОШ№56» имени Хана В.Д.
Учитель географии Пузевич И.В.
Открытый урок в 8 классе по теме: «Характеристики реки».
Тип урока : Изучение нового материала.
Цель урока: Дать учащимся понятия основных характеристик реки, показать взаимосвязь рек от рельефа и климата.
Задачи урока:
Образовательные:
Изучить особенности рек России , влияние климата и рельефа на реки России.
Повторить понятия: исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек.
Познакомиться с новыми понятиями: уклон реки, падение реки.
Сформировать представление о реках России и их особенностях: источниках питания, режиме.
Развивающие:
Создавать условия для развития речи, процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство любви и бережное отношение к природе. Формировать умение работать в парах. Прививать интерес к предмету.
Здоровьесберегающие: Рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
Учащийся должен уметь:
Определять уклон и падение реки.
2.Составлять характеристики рек России, пользуясь различными источниками информации.
3.Определять ГП рек и наносить их на контурную карту.
Оборудование :
1.Физическая карта России.
2. Карта «Водные ресурсы России».
3.Карточки – помощники.
4.Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
5.Интерактивная доска, проектор.
Формы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы:
Частично-поисковый
Познавательный
Практический
Исследовательский.
Технологии :
Диалогово –коммуникативная, ИКТ-технология…
Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы урока.
4. Запись домашнего задания.
5.Постановка целей и задач урока.
А) Актуализация знаний .
Повторение уже известных терминов. (Задание №1)
6. Изучение нового материала. Уклон и падение реки.
Б) Работа в парах по картам. (Задание №2)
А) Объяснение нового материала учителем. Работа с опорными конспектами.
Б.) Самостоятельная работа. Заполнение таблицы. (Задание №3,4)
7.ФИЗМИНУТКА
8. Изучение нового материала. Питание и гидрологический режим реки.
А) Работа с опорными конспектами и текстом учебника.
Питание рек России.
9.Презентация
10.Закрепление. Итоговый тест. Взаимопроверка.
10. Рефлексия. Выставление оценок.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята!
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Мы с вами закончили изучать тему “Моря России”.
Значковый диктант . В оценочном листе в пустом прямоугольнике значками ответим на вопросы «да» -
«нет» -
Вопросы читаю два раза:
Моря России относятся к бассейнам 4 океанов?
Россию омывают 12(13) морей?
Самыми глубоководными являются моря Тихого океана?
Все моря Атлантического океана, внутренние моря?
Самое чистое море России - Чукотское?
Самое тёплое море – Восточно-Сибирское ?
Ответ:
Поставьте сами себе оценку.
«5»-всё правильно.
«4»- 1-2ошибки.
«3»- 3 ошибки.
«2»- 4 и более.
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Положили перед собой рабочий лист, записали число и слово «Тема»:
Я буду читать текст cтихотворения . Внимательно послушайте его. О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Она, из чащи вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Пора разливов миновала.
Она ничем не выдавала,
Что целый мир
В глубинах вод
Она несет.
Свое пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она белела и алела,
И отражала небеса.
-О чём сегодня пойдёт речь сегодня на уроке? Правильно о реках России.
Запишите тему урока: «Характеристики реки».
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Параграф 17.
2. 1 вариант
Сообщение «Чем половодье отличается от паводка?»
2 вариант
Составить памятку «Как действовать во время наводнения?»
5.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Какие характеристики реки вы уже знаете? Вспомним!
Работа в рабочих листах:
Задание №1.
Устно установите соответствие:
Понятие | Определение |
1.Река | А) Главная река со всеми её притоками. |
2.Исток | Б)Место, откуда река берёт своё начало. |
3. Устье | В) Границы между бассейнами двух рек. |
4.Речная система | Г) Место впадения реки в другую реку, море, озеро, океан. |
5.Бассейн реки | Д) Естественный, постоянный водный поток, текущий в выработанном углублении, называемом руслом.. |
6.Водораздел | Е) Углубление ,по которому течёт река. |
7.Длина реки | Ё) Территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды. |
8.Русло | Ж) Расстояние от истока до устья. |
9.Падение реки | |
10. Уклон реки | |
11.Питание реки | |
12. Гидрологический режим | |
-На какие понятия у вас нет определений? Почему? Что мы сегодня будем изучать на уроке? Чему сегодня на уроке мы должны научиться?
Дети сами ставят цель урока.
ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия основных характеристик реки «падение реки», «уклон реки», «питание реки», «гидрологический режим», показать взаимосвязь речных систем России от рельефа и климата.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
-Как вы думаете, от чего зависит распределение рек по территории России?
Ответ: Главными компонентами, влияющими, на реки являются климат и рельеф.
Посмотрите внимательно на схему и ответьте на вопрос.
-Какие особенности речной сети России связаны с рельефом.
Ответ: Рельеф оказывает влияние на направление течения, характер течения, уклон и падение реки.
-Почему крупнейшие реки Сибири впадают в СЛО? (Общий наклон территории к северу).
-По характеру течения как делятся реки?
Ответ: Горные и равнинные.
-Охарактеризуйте горные реки и равнинные?
А ещё рельеф влияет на падение и уклон реки?
Задание № 2.
Работа в парах. По физической карте России определите исток и устье рек. Заполните таблицу.
№ | Река | Исток | Устье |
1. | Волга | | |
2. | Лена | | |
3. | Урал | | |
4. | Енисей | | |
5. | Обь | | |
6. | Терек | | |
Падение – это превышение истока реки над устьем в метрах.
П = Н1 – Н2
Н1 – абсолютная высота истока;
Н2 – абсолютная высота устья.
Задание№1.
Определите падение реки, используя физическую карту атласа и данные таблицы.
Определить падение реки Волги, которая начинается на Валдайской возвышенности. Высота истока =256 м. Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28 м.
Решение:
Н1 = 256 м
Н2 = - 28 м
П = Н1 – Н2 = 256 м – (-28 м) = 284 м.
Задание№2.
Самостоятельная работа.
Определить падение реки Лены. Высота истока 930 м.
Решение:
Н1 = 930 м
Н2 = 0 м
П = Н1 – Н2 = 930 м – 0 м = 930 м.
Ответ: падение Лены 930м
Уклон реки – это отношение падения реки к ее длине.
Формула: У= П/Д (см/км).
Задание№3
Определить уклон реки Волги. Падение нам уже известно-284м. Длина реки –3530 км.
Н1 = 256 м
Н2 = -28 м
П = Н1 – Н2 = 256 м – (-28) м = 284 м = 28400 см.
У = П / Д = 28400 см / 3530 км 8см/км
Ответ: уклон Волги = 8 см/км.
Задание№4
Определите самостоятельно уклон реки Лены.
Падение нам уже известно-930м. Длина реки –4400 км.
Высота истока 930 м.
Решение:
Н1 = 930 м
Н2 = 0 м
П = Н1 – Н2 = 930 м – 0 м = 930 м.= 93000см
У = П / Д = 93000см / 4400 км 21,5см/км
Ответ: уклон Лены= 21,5 см/км.
Учитель: Определите падение и уклон р. Урал самостоятельно .Ответы запишите в таблицу:
№ | Река | Длина реки | Высота истока(Н1) | Высота устья(Н2) | Падение | Уклон |
1. | Волга | 3530км. | 256м. | -28м | | |
2. | Лена | 4400км. | 930м. | 0м. | | |
3. | Урал | 2428км. | 800м. | -28м. | | |
ВЫВОД:. Горные реки имеют большой уклон. Например, уклон Терка 500 см/км.
По характеру течения большинство рек России относится к равнинным. Они имеют малые уклоны. Наименьший уклон имеет Обь (4 см/км). Самый большой уклон из равнинных рек у Енисея (37 см/км). Уклон Волги 7 см/км.
ФИЗМИНУТКА. Закройте глаза и послушайте шум горной речки.
ОБЪЯНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: Посмотрите на схему.
- Какие особенности речной сети России связаны с климатом?
Ответ: Годовой сток, режим и питание рек.
Задание №4.Сформулируйте определения понятий, используя текст учебника стр. 101,102 и заполни таблицу:
Питание реки-…
Водоносность -…
Основные типы питания рек
Смешанное питание.
Вывод:
Проверка задания №4
Водоносность реки (годовой сток) – это количество воды, проходящее через поперечное сечение русла, за какое либо время.
Реки, бассейны которых находятся в различных природных условиях, отличаются по источникам питания и режиму стока.
Питание реки –это поступление воды в реку из различных источников.
Типы питания рек. Работа с учебником стр101-102.
Основные типы питания рек
Подземное
Ледниковое
Снеговое
Дождевое
ВЫВОД: В питании рек России принимают участие дождевые, талые снеговые, ледниковые и подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе не существует. Слайд№
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Итоговый тест. Взаимопроверка. Выставление оценок в оценочный лист. Слайд №
Ответы:
Вариант- 1 | | Вариант - 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | Б | Г | А | Б | В | Б | А | В | А |
РЕФЛЕКСИЯ
Ответить на вопросы:
-Сегодня я на уроке узнал(а), что…?
-Сегодня на уроке я научился(лась)…?
Поставьте в оценочный лист общую оценку себе за работу на уроке.
Пузевич Ирина Викторовна, учитель географии МОАУ «СОШ№56» имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права г. Оренбурга