СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по географии в 8 классе .Тема:"Характеристики реки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии в 8 классе. Тема "Характеристики реки" изучается в разделе"Внутренние воды России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по географии в 8 классе .Тема:"Характеристики реки"»

МОАУ «СОШ№56» имени Хана В.Д.

Учитель географии Пузевич И.В.

Открытый урок в 8 классе по теме: «Характеристики реки».

Тип урока : Изучение нового материала.

Цель урока: Дать учащимся понятия основных характеристик реки, показать взаимосвязь рек от рельефа и климата.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучить особенности рек России , влияние климата и рельефа на реки России.

  2. Повторить понятия: исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек.

  3. Познакомиться с новыми понятиями: уклон реки, падение реки.

  4. Сформировать представление о реках России и их особенностях: источниках питания, режиме.



Развивающие:

Создавать условия для развития речи, процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережное отношение к природе. Формировать умение работать в парах. Прививать интерес к предмету.

Здоровьесберегающие: Рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Учащийся должен уметь:

  1. Определять уклон и падение реки.

2.Составлять характеристики рек России, пользуясь различными источниками информации.

3.Определять ГП рек и наносить их на контурную карту.

Оборудование :

1.Физическая карта России.

2. Карта «Водные ресурсы России».

3.Карточки – помощники.

4.Учебник, атлас, рабочая тетрадь.

5.Интерактивная доска, проектор.

Формы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы:

Частично-поисковый

Познавательный

Практический

Исследовательский.

Технологии :

Диалогово –коммуникативная, ИКТ-технология…

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы урока.

4. Запись домашнего задания.

5.Постановка целей и задач урока.

А) Актуализация знаний .

Повторение уже известных терминов. (Задание №1)

6. Изучение нового материала. Уклон и падение реки.

Б) Работа в парах по картам. (Задание №2)



А) Объяснение нового материала учителем. Работа с опорными конспектами.

Б.) Самостоятельная работа. Заполнение таблицы. (Задание №3,4)

7.ФИЗМИНУТКА

8. Изучение нового материала. Питание и гидрологический режим реки.

А) Работа с опорными конспектами и текстом учебника.

Питание рек России.

9.Презентация

10.Закрепление. Итоговый тест. Взаимопроверка.

10. Рефлексия. Выставление оценок.



ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, ребята!

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Мы с вами закончили изучать тему “Моря России”.

Значковый диктант . В оценочном листе в пустом прямоугольнике значками ответим на вопросы «да» -

«нет» -

Вопросы читаю два раза:

  1. Моря России относятся к бассейнам 4 океанов?

  2. Россию омывают 12(13) морей?

  3. Самыми глубоководными являются моря Тихого океана?

  4. Все моря Атлантического океана, внутренние моря?

  5. Самое чистое море России - Чукотское?

  6. Самое тёплое море – Восточно-Сибирское ?



Ответ:

Поставьте сами себе оценку.

«5»-всё правильно.

«4»- 1-2ошибки.

«3»- 3 ошибки.

«2»- 4 и более.

3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Положили перед собой рабочий лист, записали число и слово «Тема»:

Я буду читать текст cтихотворения . Внимательно послушайте его. О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Она, из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы литая из стекла,

Едва текла.

Пора разливов миновала.

Она ничем не выдавала,

Что целый мир

В глубинах вод

Она несет.

Свое пружинистое тело,

Закутав в мягкие леса,

Она белела и алела,

И отражала небеса.

-О чём сегодня пойдёт речь сегодня на уроке? Правильно о реках России.

Запишите тему урока: «Характеристики реки».

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Параграф 17.

2. 1 вариант

Сообщение «Чем половодье отличается от паводка?»

2 вариант

Составить памятку «Как действовать во время наводнения?»

5.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Какие характеристики реки вы уже знаете? Вспомним!

Работа в рабочих листах:

Задание №1.

Устно установите соответствие:

Понятие

Определение

1.Река

А) Главная река со всеми её притоками.

2.Исток

Б)Место, откуда река берёт своё начало.

3. Устье

В) Границы между бассейнами двух рек.

4.Речная система

Г) Место впадения реки в другую реку, море, озеро, океан.

5.Бассейн реки

Д) Естественный, постоянный водный поток, текущий в выработанном углублении, называемом руслом..

6.Водораздел

Е) Углубление ,по которому течёт река.

7.Длина реки

Ё) Территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды.

8.Русло


Ж) Расстояние от истока до устья.

9.Падение реки


10. Уклон реки


11.Питание реки


12. Гидрологический режим




-На какие понятия у вас нет определений? Почему? Что мы сегодня будем изучать на уроке? Чему сегодня на уроке мы должны научиться?

Дети сами ставят цель урока.

ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия основных характеристик реки «падение реки», «уклон реки», «питание реки», «гидрологический режим», показать взаимосвязь речных систем России от рельефа и климата.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

-Как вы думаете, от чего зависит распределение рек по территории России?

Ответ: Главными компонентами, влияющими, на реки являются климат и рельеф.

Посмотрите внимательно на схему и ответьте на вопрос.

-Какие особенности речной сети России связаны с рельефом.

Ответ: Рельеф оказывает влияние на направление течения, характер течения, уклон и падение реки.

-Почему крупнейшие реки Сибири впадают в СЛО? (Общий наклон территории к северу).

-По характеру течения как делятся реки?

Ответ: Горные и равнинные.

-Охарактеризуйте горные реки и равнинные?

А ещё рельеф влияет на падение и уклон реки?

Задание № 2.

Работа в парах. По физической карте России определите исток и устье рек. Заполните таблицу.

Река

Исток

Устье

1.

Волга



2.

Лена



3.

Урал



4.

Енисей



5.

Обь



6.

Терек





Падениеэто превышение истока реки над устьем в метрах.

П = Н1 – Н2

Н1 – абсолютная высота истока;

Н2 – абсолютная высота устья.

Задание№1.

Определите падение реки, используя физическую карту атласа и данные таблицы.

Определить падение реки Волги, которая начинается на Валдайской возвышенности. Высота истока =256 м. Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28 м.

Решение:

Н1 = 256 м

Н2 = - 28 м

П = Н1 – Н2 = 256 м – (-28 м) = 284 м.

Задание№2.

Самостоятельная работа.

Определить падение реки Лены. Высота истока 930 м.

Решение:

Н1 = 930 м

Н2 = 0 м

П = Н1 – Н2 = 930 м – 0 м = 930 м.

Ответ: падение Лены 930м

Уклон реки – это отношение падения реки к ее длине.

Формула: У= П/Д (см/км).

Задание№3

Определить уклон реки Волги. Падение нам уже известно-284м. Длина реки –3530 км.

Н1 = 256 м

Н2 = -28 м

П = Н1 – Н2 = 256 м – (-28) м = 284 м = 28400 см.

У = П / Д = 28400 см / 3530 км  8см/км

Ответ: уклон Волги = 8 см/км.

Задание№4

Определите самостоятельно уклон реки Лены.

Падение нам уже известно-930м. Длина реки –4400 км.

Высота истока 930 м.

Решение:

Н1 = 930 м

Н2 = 0 м

П = Н1 – Н2 = 930 м – 0 м = 930 м.= 93000см

У = П / Д = 93000см / 4400 км  21,5см/км

Ответ: уклон Лены= 21,5 см/км.

Учитель: Определите падение и уклон р. Урал самостоятельно .Ответы запишите в таблицу:

Река

Длина реки

Высота истока(Н1)

Высота устья(Н2)

Падение

Уклон

1.

Волга

3530км.

256м.

-28м



2.

Лена

4400км.

930м.

0м.



3.

Урал

2428км.

800м.

-28м.





ВЫВОД:. Горные реки имеют большой уклон. Например, уклон Терка 500 см/км.

По характеру течения большинство рек России относится к равнинным. Они имеют малые уклоны. Наименьший уклон имеет Обь (4 см/км). Самый большой уклон из равнинных рек у Енисея (37 см/км). Уклон Волги 7 см/км.

ФИЗМИНУТКА. Закройте глаза и послушайте шум горной речки.

ОБЪЯНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель: Посмотрите на схему.

- Какие особенности речной сети России связаны с климатом?

Ответ: Годовой сток, режим и питание рек.

Задание №4.Сформулируйте определения понятий, используя текст учебника стр. 101,102 и заполни таблицу:


Питание реки-…


Водоносность -…

Основные типы питания рек

















Смешанное питание.

Вывод:



Проверка задания №4

Водоносность реки (годовой сток) – это количество воды, проходящее через поперечное сечение русла, за какое либо время.

Реки, бассейны которых находятся в различных природных условиях, отличаются по источникам питания и режиму стока.

Питание реки –это поступление воды в реку из различных источников.

Типы питания рек. Работа с учебником стр101-102.

Основные типы питания рек





Подземное





Ледниковое



Снеговое

Дождевое







ВЫВОД: В питании рек России принимают участие дождевые, талые снеговые, ледниковые и подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе не существует. Слайд№

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Итоговый тест. Взаимопроверка. Выставление оценок в оценочный лист. Слайд №

Ответы:

Вариант- 1


Вариант - 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

А

Б

Г

А

Б

В

Б

А

В

А

РЕФЛЕКСИЯ

Ответить на вопросы:

-Сегодня я на уроке узнал(а), что…?

-Сегодня на уроке я научился(лась)…?

Поставьте в оценочный лист общую оценку себе за работу на уроке.





Пузевич Ирина Викторовна, учитель географии МОАУ «СОШ№56» имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права г. Оренбурга



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!