СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по физике с использованием информационно-коммуникационных, исследовательских технологий

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Электромагнитное поле»

Предмет: Физика

Класс:Учитель: Никифорова Наталья Владиленовна

Тип урока:  Урок обобщения, закрепления знаний и умений.

Дата:  22.04.2014 г.

Продолжительность:  40 мин

Учебник: А. В. Перышкин,  Е. М. Гутник. Физика, 9 класс. М.: Дрофа, 2010г.

Цели урока:

Образовательная: закрепить умение применять знания к решению качественных и экспериментальных задач;

Развивающая: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности;

Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, чувство ответственности каждого за свой выбор, трудовой процесс и его результат.

Задачи:

  • формировать умение  выдвигать гипотезы исследования,
  • самостоятельно планировать свою деятельность,
  • развивать коммуникативные компетенции: умение выступать перед аудиторией, слушать друг друга.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Технологии: информационно-коммуникационные, игровые, исследовательские, технологии групповой деятельности.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point .

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя,  документ-камера,  катушка-моток, дугообразные, полосовые постоянные магниты, проводник в виде трехсторонней рамки, магнитные стрелки, железные опилки, катушка, установленная в оргстекле, ключи, источники тока (4В), прибор для демонстрации правила Ленца, игральные кости, раздаточный материал для учащихся.

План урока:

1. Организационный момент – 2мин

2. Актуализация знаний. Ученическое целеполагание. – 2 мин

3. Основной этап – 32 мин

  • Решение качественных задач – 5 мин
  • Групповая экспериментальная работа учащихся – 12 мин
  • Представление  результатов эксперимента  – 12 мин
  • Подведение итогов – 3 мин

4. Домашнее задание – 2 мин

5. Рефлексия –2 мин 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по физике с использованием информационно-коммуникационных, исследовательских технологий»

Конспект открытого урока по физике с использованием информационно-коммуникационных, исследовательских технологий


Тема: «Электромагнитное поле»

Предмет: Физика

Класс:
Учитель: Никифорова Наталья Владиленовна

Тип урока: Урок обобщения, закрепления знаний и умений.

Дата: 22.04.2014 г.

Продолжительность: 40 мин

Учебник: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. Физика, 9 класс. М.: Дрофа, 2010г.


Цели урока:

Образовательная: закрепить умение применять знания к решению качественных и экспериментальных задач;

Развивающая: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности;

Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, чувство ответственности каждого за свой выбор, трудовой процесс и его результат.

Задачи:

  • формировать умение  выдвигать гипотезы исследования,

  • самостоятельно планировать свою деятельность,

  • развивать коммуникативные компетенции: умение выступать перед аудиторией, слушать друг друга.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Технологии: информационно-коммуникационные, игровые, исследовательские, технологии групповой деятельности.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point .

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя, документ-камера, катушка-моток, дугообразные, полосовые постоянные магниты, проводник в виде трехсторонней рамки, магнитные стрелки, железные опилки, катушка, установленная в оргстекле, ключи, источники тока (4В), прибор для демонстрации правила Ленца, игральные кости, раздаточный материал для учащихся.

План урока:

1. Организационный момент – 2мин

2. Актуализация знаний. Ученическое целеполагание. – 2 мин

3. Основной этап – 32 мин

  • Решение качественных задач – 5 мин

  • Групповая экспериментальная работа учащихся – 12 мин

  • Представление результатов эксперимента – 12 мин

  • Подведение итогов – 3 мин

4. Домашнее задание – 2 мин

5. Рефлексия –2 мин

Ход урока:

На экране слайд № 1 «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, делит учащихся на команды, ребята выбирают капитанов. Капитанам выдается лист оценивания работы учащегося на уроке (Приложение 1).

2. Актуализация знаний. Ученическое целеполагание.

Учитель: Дорогие ребята обратите ваше внимание на экран. Перед вами портреты ученых и инженеров: Майкл Фарадей, Эмилий Христианович Ленц, Павел Николаевич Яблочков, Джеймс Максвелл, Генрих Герц, Александр Степанович Попов. Что их объединяет? Прочитайте эпиграф и сформулируйте цель урока.

Примерный ответ учащегося: Нам предстоит применить наши умения к решению задач по теме «Электромагнитное поле».

3. Основной этап.

3.1. Решение качественных задач.

Учитель: Начнем с теоретических вопросов. Уважаемые игроки на экране игровое поле (слайд 2), на котором 16 вопросов. Отвечать мы начнем с команды №1. Капитан бросай кости и определяй номер вопроса, на который будет отвечать команда. За правильный ответ команда получит 1 балл, если команда отвечает неверно, соперники могут заработать 0,5 балла. Время на обдумывание 10сек. (Если этот вопрос разыгран, то команда отвечает на следующий по возрастанию вопрос).

Подводим итоги теоретического тура. Учитель фиксирует результаты в ведомость (Приложение 4)

3.2. Групповая экспериментальная работа учащихся.

Учитель: Переходим к экспериментальным заданиям. Вам нужно выполнить опыт по изучению явлений рассмотренных в теме: «электромагнитное поле», какой именно, решит жребий. У меня в руках 4 карточки (Приложение 2), капитаны подходите, и выбирайте задание.

На проведение опыта и оформление его результатов по алгоритму, представленному на экране (слайд №20) отводится 12 мин.

Задание: убедиться на опыте в существовании магнитного поля, в его действии на проводник с током, во взаимодействии алюминиевого кольца и магнита, вследствие возникновения индукционного тока.

Алгоритм действий (Приложение 3):

1. Тема исследования – 1б

2. Цель исследования – 1б

3. Объект исследования – 1б

4. Предмет исследования – 1б

5. Гипотеза – 1б

6. Этапы исследования: опыты, схемы, рисунки опытов – 5б

7. Анализ: что происходит? Почему происходит? – 5б

8. Вывод – 5б

9. Защита работ. Каждая группа выбирает представителей для защиты своей работы (лидера). Итого – 20б.


Задание №1: Наблюдение линий магнитного поля, определение полюсов катушки с током

  • Самостоятельно подключают катушку, установленную в оргстекле, к источнику тока и ключу последовательно.

  • Замыкают электрическую цепь, и аккуратно насыпают на пластину из оргстекла железные опилки. Размыкают ключ.

  • Зарисовывают получившуюся картину силовых линий магнитного поля катушки с током (обращают внимание на магнитное поле внутри катушки, чем они отличаются от обычных линий магнитного поля).

  • Определяют полюса катушки с током при помощи магнитной стрелки. Объясняют расположение линий магнитного поля направлением векторов магнитной индукции.

Задание № 2: Изучение магнитного поля катушки с током (правило правой руки)

  • Самостоятельно составляют электрическую цепь из источника тока, ключа, реостата и катушки, соединив их последовательно. Замыкают цепь, магнитную стрелку подносят к одной стороне катушки, а затем к другой стороне катушки, определив, таким образом, полюса катушки.

  • Изменив направление тока в катушке, снова определяют полюса катушки. Подтверждают полученный результат, применив правило правой руки, определяют направление магнитных силовых линий у концов катушки, и на основании этого - полюса магнита.

  • Изображают взаимодействие катушки с током и магнитной стрелки, используя правило правой руки

Задание № 3: Исследование действия магнитного поля на проводник с током

  • Самостоятельно составляют электрическую цепь из источника тока, ключа, реостата и проводника в виде трехсторонней рамки, соединив их последовательно. Замыкают цепь, помещая проводник между полюсами дугообразного магнита, затем меняют расположение полюсов магнита.

  • Наблюдают действие магнитного поля на проводник с током. Изменив направление тока в катушке, снова наблюдают. Убеждаются, что направление силы Ампера можно определить по правилу левой руки.

  • Делают рисунок соответствующий условиям эксперимента, показывают применение правила левой руки для определения направления силы Ампера

Задание № 4: Изучение правила Ленца

  • Наблюдают взаимодействие кольца с разрезом и северного (южного), полюса полосового магнита, делают выводы.

  • Наблюдают взаимодействие сплошного кольца и северного (южного), полюса полосового магнита, при приближении и удалении магнита, делают выводы.

  • Делают рисунок соответствующий условиям эксперимента, показывают применение правила Ленца для определения направления индукционного тока.

3.3. Представление результатов эксперимента. Представители каждой команды с помощью документ - камеры демонстрируют на экране свои рисунки, представляют результаты и делают вывод. Учитель оценивает их ответ согласно критериям, приведенным в алгоритме.

3.4. Подведение итогов соревнования.

Команда, набравшая максимальное количество баллов становится победителем соревнования, получает грамоту и сладкий приз. Работу каждого учащегося оценивает он сам и его команда, ведомость с оценками капитаны сдают учителю. Оценка за урок – средний балл из оценки учителя, команды, самого ученика.

4. Домашнее задание.

Учитель: Решите следующие задачи (Слайд № 21). Домашнее задание отправляется одному из учеников на электронную почту, а он выкладывает в группе в «контакте».

1. На двух катушках одинакового диаметра намотан изолированный провод. Включим их поочередно в электрическую цепь. При этом окажется, что одна из катушек обнаруживает магнитные свойства — притягивает стальную пластинку, вторая — нет, хотя амперметр показывает, что и через нее проходит ток. Катушки намотаны одинаковым проводом, имеют равные размеры и равное число витков, обе они не имеют сердечника. Чем объяснить странное поведение второй катушки?

2. На нитке висит гвоздь, недалеко от него установ­лен прямолинейный магнит (рис. 54). Как, не касаясь ни гвоздя, ни магнита, привести гвоздь в движение, за­ставить его качаться подобно маятнику.

5. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте вернемся к эпиграфу урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле» (Слайд 1).

Как вы думаете, удалось нам сегодня применить знания на деле? Обоснуйте свой ответ.

Возможный ответ ученика: Да, я сумел применить свои знания при ответе на теоретическое задание, применил правило левой руки и определил направление силы, с которой магнитное поле действует на проводник с током.




Заместитель директора по УВР МБУ лицея №51 ________________________ /И.И. Дидковская/



Приложение 1

Лист оценивания работы учащегося

ФИ ученика

Оценка самим себя ученика

Оценка ученика командой

Оценка ученика

учителя

Средний балл

ученика

1.





2.





3.





4.





5.





6.






Приложение 2

Задание №1

Наблюдать линии магнитного поля катушки с током, определить полюсы катушки с током.

Оборудование: катушка, установленная в оргстекле, источник тока, ключ, баночка с железными опилками, магнитная стрелка


Задание № 2

Изучить магнитное поле катушки с током (правило правой руки)

Оборудование: катушка, источника тока, ключ, реостат, магнитная стрелка


Задание № 3

Исследовать действие магнитного поля на проводник с током

Оборудование: источник тока, ключ, реостат, проводник в виде трехсторонней рамки, дугообразный магнит, штатив с муфтами и лапками.


Задание № 4

Изучить правило Ленца

Оборудование: прибор для демонстрации правила Ленца, полосовой магнит

Приложение 3

Алгоритм действий при выполнении эксперимента

1. Тема исследования – 1б

2. Цель исследования – 1б

3. Объект исследования – 1б

4. Предмет исследования – 1б

5. Гипотеза – 1б

6. Этапы исследования: опыты, схемы, рисунки опытов – 5б

7. Анализ: что происходит? Почему происходит? – 5б

8. Вывод – 5б. Итого – 20б.

9. Защита работы. Каждая группа выбирает представителей для защиты своей работы (лидера).



















Приложение 4



1 тур

2 тур

Итог

Команда 1



  1. Тема исследования –

  2. Цель исследования –

  3. Объект исследования –

  4. Предмет исследования –

  5. Гипотеза –

  6. Этапы исследования –

  7. Анализ –

  8. Вывод –

  9. Итого –



Команда 2



  1. Тема исследования –

  2. Цель исследования –

  3. Объект исследования –

  4. Предмет исследования –

  5. Гипотеза –

  6. Этапы исследования –

  7. Анализ –

  8. Вывод –

  9. Итого –



Команда 3



  1. Тема исследования –

  2. Цель исследования –

  3. Объект исследования –

  4. Предмет исследования –

  5. Гипотеза –

  6. Этапы исследования –

  7. Анализ –

  8. Вывод –

  9. Итого –



Команда 4



  1. Тема исследования –

  2. Цель исследования –

  3. Объект исследования –

  4. Предмет исследования –

  5. Гипотеза –

  6. Этапы исследования –

  7. Анализ –

  8. Вывод –

  9. Итого –






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!