СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                     «Никитский учебно-воспитательный комплекс»

Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»                                                                  

Воспитатель

Соляник Александра Александровна

Программные задачи:

Образовательные: расширить знания детей о родном крае, о полуострове Крым. Формировать представление детей об истории возникновения Крыма. Формирование понимания ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Познакомить с одной из легенд Крыма.

Развивающие: развивать познавательную активность, стремление узнать как можно больше о Крыме. Способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих в Крыму.

Предварительная работа: чтение рассказов о Крыме, стихотворений крымских поэтов, беседы о городах Крыма, о растительном и животном мире,  рассматривание карты полуострова, фотоальбома с пейзажами крымской природы и открыток с видами Крыма, знакомство с играми народов, проживающих в Крыму.

Оборудование: карта Крыма, куклы в костюмах народов Крыма, фотографии древних и современных городов полуострова, достопримечательностей Крыма, аудиозапись – шум морского прибоя, видеозапись – водопад Учан-Су.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть свой чудесный, замечательный

уголок на земле – место, где он родился.

Воспитатель: Ребята, какие для вас самые дорогие слова?

Дети: Мама, родная земля, родной дом.

Воспитатель: И таким родным домом для нас является наш Крым. Жить на родной земле – это счастье!

                            Не зря называется солнечным Крым!

                            Весёлое солнце сверкает над ним!

                            А в небе такая над ним синева,

                            Что кружится, кружится голова!

                            Плывут облака чуть покачиваются,

                            На горы они облокачиваются.

                            Там спят они тихо над кручами,

                            А ночью становятся тучами.  (Л.Кондрашенко)

Воспитатель: Крым – это жаркое солнце, солёный запах моря, тёплый песок и шум морского прибоя. Удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом: тёплую зиму сменяла цветущая весна, за весной приходило солнечное лето, а после лета наступала осень и одевала деревья в красно-жёлто-багряный наряд, в лесах водилось много зверей, а в реках, озёрах и море – рыбы. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврика. На протяжении многих веков и тысячелетий земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма – Таврия, Таврида. Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием. Уже тогда в землях Крыма была железная руда, это привело к развитию различных ремёсел, а также металлургии и горного дела. С  

тех пор прошло немало времени. Крымская земля хранит в себе множество тайн и загадок. О том далёком прошлом нам известно от историков, изучающих историю возникновения Крыма, из археологических раскопок. При раскопках, учёные-археологи находили глиняные таблички, по которым имели представления о правителях того или иного государства, а также выяснили, что города Крыма имели другие названия.

(рассказ воспитателя сопровождается показом фотоснимков)

Древний Херсонес – сейчас это город-герой Севастополь, известный своей боевой и трудовой славой.

Древний Пантикапей – это город-герой Керчь.

Древний Неаполь – ныне город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Кафа – в древности являлась основным большим торговым портом, в наши дни-

город Феодосия – крупный промышленный, курортный центр Крыма.

Генуэзская крепость – в те далёкие времена была самой мощной крепостью, сейчас памятник архитектуры и истории.

Керкинитида – город-курорт Евпатория, известный своими лечебными грязями, морскими минеральными водами.

Археологи находят глубоко в земле и древние старинные предметы, сделанные из глины – большие амфоры, для хранения пшеницы, вина, глиняные кувшины для воды и пищи  (показ фотоснимков).

Дидактическая игра «Находки археологов».

Цель: прививать интерес к историческому прошлому родного края.

Материал: изображение различных предметов, состоящих из 4-8 фрагментов.

Ход игры:

Дети собирают из фрагментов картинку: античные амфоры, различная бытовая утварь.

Воспитатель: Все находки, которые были найдены во время раскопок, хранятся в музеях и туристы, посещая их, узнают много интересного о прошлом нашего полуострова.

Крым, с его красочными пейзажами, сказочной природой, лечебным и чистым

воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым – жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель: Ребята, почему люди едут в Крым?  (ответы детей).

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города (показ фотоснимков пещерных городов – Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен).

Воспитатель: Ребята, что больше всего туристам нравится в Крыму? (ответы детей).

Правильно, Чёрное море, которое омывает наш полуостров  (аудиозапись – шум морского прибоя).

                            «Вот оно какое море!»  (читает ребёнок).

            Вот оно какое море!            Чистое, солёное,

            Разноцветно-голубое.          Тёплое, рифлёное.

            Волнами шумящее,              С небом обнимается,

            Чайками кричащее,              Солнцу улыбается!   (Л.Зубаненко)

Воспитатель: А какое ещё море омывает полуостров?  (ответы детей)

Верно, Азовское море. Чёрное и Азовское море соединены Керченским проливом. Черное море глубокое, а Азовское море меньше, мельче и очень тёплое. Вода в нём не такая солёная, как в Чёрном море.

                                        Динамическая пауза:

                                   «А над морем – мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,               Мы теперь плывём по морю     

Полетим за ними дружно.                  И резвимся на просторе.

Брызги пены, шум прибоя,                Веселее загребай

А над морем – мы с тобою!                И дельфинов догоняй.

(Дети машут руками,                          (Дети делают плавательные

словно крыльями)                                   движения руками)

Воспитатель: По территории Крыма протекают большие и малые реки. Одна из рек – Салгир, самая длинная река Крыма  (показ фотоснимка), в переводе означает «река снеговой воды». Река Салгир снабжает питьевой водой город

Симферополь, а также воды реки используют для водоснабжения и орошения Крыма. Многих туристов привлекает живописная природа и водопады  (показ фотоснимка), самый полноводный водопад Джур-Джур, его можно посещать в любое время года. Водопад Учан-Су – в переводе с крымскотатарского «летящая вода», а древние греки называли его «висячая вода». Люди сложили красивые легенды о прошлом нашего края и они учат нас любить свою землю, учат добру и мужеству. Послушайте легенду о водопаде Учан-Су.

«Жила семья виноградарей на южном берегу Крыма. И была у них дочь – красавица Зейнаб, проворная и лёгкая и называли её жители Учан, что означает, летящая. Она любила петь. Как-то раз пролетал над селом горный дух. Очарованный песнями и красотой решил горный дух украсть её и унести в горы. Очень тосковала Зейнаб- Учан по родным местам, а в селе гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой и горный дух отпустил её, но превратив в реку. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Услышав шум речных вод, горный дух решил помешать реке. На пути поставил скалистый барьер. Но река не испугалась препятствия на своём пути и кинулась с большой высоты вниз. И там, где река протекала, появлялась жизнь. Так люди назвали реку Учан-Су  (видеозапись – водопад Учан-Су).

Воспитатель: Крым богат природой, многострадальной историей, а ещё богат – людьми, которые прилагают все усилия для того, чтобы наш Крым стал более привлекательным.

На ладонях ласкового моря            Здесь уютно при любой погоде,

Маленькая нежится страна,              И, как было в прежние века,

Сон её оберегают горы,                    Разные красивые народы

Колыбельную поёт волна.                 Говорят на многих языках. (Л.Фисейская)

Воспитатель: Ребята, назовите какие национальности проживают в Крыму?  (русские, украинцы, крымские татары, крымчаки, армяне, греки, болгары и многие другие).

Воспитатель: Крым – многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции,

национальную культуру, язык, различие в одежде, в проведении праздников. Каждый народ богат своими играми, некоторые сохранились до наших дней. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Воспитатель: Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется – Крым. Наша с вами Родина.

                                                Родина  (читает ребёнок)

                          Родина слово большое, большое!

                          Пусть не бывает на свете чудес,

                          Если сказать это слово с душою,

                          Глубже морей оно, выше небес!   (Татьяна Бокова)

Воспитатель: Любите и берегите родной край. Гордитесь своей историей и удивительными людьми. Чтобы процветал наш Крым нужно крепить дружбу и единство всех народов, живущих на крымской земле.

Итог занятия:

  1. Как назывался Крым много веков назад?
  2. Назовите и покажите на карте города Крыма?
  3. Почему люди едут в Крым?
  4. Почему Крым называют здравницей?
  5. Что больше всего туристам нравится в Крыму?

Литература:

  1. Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 1998.-288с.
  2. Крым для детей /авт. текста  А.С.Бязяева. – Москва: Экемо, 2015, - 208с.: ил. – (Детские путеводители)
  3. «Крымский веночек» - региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму. Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А., Кемилева Э.Ф., Короткова С.Н., Тригуб Л.М. и другие.
  4. Хрестоматия «Читаем вместе»: Сост.: Тригуб Л.М. – С.: мсп «Ната», 2008- 220 с.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Никитский учебно-воспитательный комплекс»

Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»

Воспитатель

Соляник Александра Александровна

Программные задачи:

Образовательные: расширить знания детей о родном крае, о полуострове Крым. Формировать представление детей об истории возникновения Крыма. Формирование понимания ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Познакомить с одной из легенд Крыма.

Развивающие: развивать познавательную активность, стремление узнать как можно больше о Крыме. Способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих в Крыму.

Предварительная работа: чтение рассказов о Крыме, стихотворений крымских поэтов, беседы о городах Крыма, о растительном и животном мире, рассматривание карты полуострова, фотоальбома с пейзажами крымской природы и открыток с видами Крыма, знакомство с играми народов, проживающих в Крыму.

Оборудование: карта Крыма, куклы в костюмах народов Крыма, фотографии древних и современных городов полуострова, достопримечательностей Крыма, аудиозапись – шум морского прибоя, видеозапись – водопад Учан-Су.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть свой чудесный, замечательный

уголок на земле – место, где он родился.

Воспитатель: Ребята, какие для вас самые дорогие слова?

Дети: Мама, родная земля, родной дом.

Воспитатель: И таким родным домом для нас является наш Крым. Жить на родной земле – это счастье!

Не зря называется солнечным Крым!

Весёлое солнце сверкает над ним!

А в небе такая над ним синева,

Что кружится, кружится голова!

Плывут облака чуть покачиваются,

На горы они облокачиваются.

Там спят они тихо над кручами,

А ночью становятся тучами. (Л.Кондрашенко)

Воспитатель: Крым – это жаркое солнце, солёный запах моря, тёплый песок и шум морского прибоя. Удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом: тёплую зиму сменяла цветущая весна, за весной приходило солнечное лето, а после лета наступала осень и одевала деревья в красно-жёлто-багряный наряд, в лесах водилось много зверей, а в реках, озёрах и море – рыбы. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврика. На протяжении многих веков и тысячелетий земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма – Таврия, Таврида. Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием. Уже тогда в землях Крыма была железная руда, это привело к развитию различных ремёсел, а также металлургии и горного дела. С

тех пор прошло немало времени. Крымская земля хранит в себе множество тайн и загадок. О том далёком прошлом нам известно от историков, изучающих историю возникновения Крыма, из археологических раскопок. При раскопках, учёные-археологи находили глиняные таблички, по которым имели представления о правителях того или иного государства, а также выяснили, что города Крыма имели другие названия.

(рассказ воспитателя сопровождается показом фотоснимков)

Древний Херсонес – сейчас это город-герой Севастополь, известный своей боевой и трудовой славой.

Древний Пантикапей – это город-герой Керчь.

Древний Неаполь – ныне город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Кафа – в древности являлась основным большим торговым портом, в наши дни-

город Феодосия – крупный промышленный, курортный центр Крыма.

Генуэзская крепость – в те далёкие времена была самой мощной крепостью, сейчас памятник архитектуры и истории.

Керкинитида – город-курорт Евпатория, известный своими лечебными грязями, морскими минеральными водами.

Археологи находят глубоко в земле и древние старинные предметы, сделанные из глины – большие амфоры, для хранения пшеницы, вина, глиняные кувшины для воды и пищи (показ фотоснимков).

Дидактическая игра «Находки археологов».

Цель: прививать интерес к историческому прошлому родного края.

Материал: изображение различных предметов, состоящих из 4-8 фрагментов.

Ход игры:

Дети собирают из фрагментов картинку: античные амфоры, различная бытовая утварь.

Воспитатель: Все находки, которые были найдены во время раскопок, хранятся в музеях и туристы, посещая их, узнают много интересного о прошлом нашего полуострова.

Крым, с его красочными пейзажами, сказочной природой, лечебным и чистым

воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым – жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель: Ребята, почему люди едут в Крым? (ответы детей).

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города (показ фотоснимков пещерных городов – Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен).

Воспитатель: Ребята, что больше всего туристам нравится в Крыму? (ответы детей).

Правильно, Чёрное море, которое омывает наш полуостров (аудиозапись – шум морского прибоя).

«Вот оно какое море!» (читает ребёнок).

Вот оно какое море! Чистое, солёное,

Разноцветно-голубое. Тёплое, рифлёное.

Волнами шумящее, С небом обнимается,

Чайками кричащее, Солнцу улыбается! (Л.Зубаненко)

Воспитатель: А какое ещё море омывает полуостров? (ответы детей)

Верно, Азовское море. Чёрное и Азовское море соединены Керченским проливом. Черное море глубокое, а Азовское море меньше, мельче и очень тёплое. Вода в нём не такая солёная, как в Чёрном море.

Динамическая пауза:

«А над морем – мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат, Мы теперь плывём по морю

Полетим за ними дружно. И резвимся на просторе.

Брызги пены, шум прибоя, Веселее загребай

А над морем – мы с тобою! И дельфинов догоняй.

(Дети машут руками, (Дети делают плавательные

словно крыльями) движения руками)

Воспитатель: По территории Крыма протекают большие и малые реки. Одна из рек – Салгир, самая длинная река Крыма (показ фотоснимка), в переводе означает «река снеговой воды». Река Салгир снабжает питьевой водой город

Симферополь, а также воды реки используют для водоснабжения и орошения Крыма. Многих туристов привлекает живописная природа и водопады (показ фотоснимка), самый полноводный водопад Джур-Джур, его можно посещать в любое время года. Водопад Учан-Су – в переводе с крымскотатарского «летящая вода», а древние греки называли его «висячая вода». Люди сложили красивые легенды о прошлом нашего края и они учат нас любить свою землю, учат добру и мужеству. Послушайте легенду о водопаде Учан-Су.

«Жила семья виноградарей на южном берегу Крыма. И была у них дочь – красавица Зейнаб, проворная и лёгкая и называли её жители Учан, что означает, летящая. Она любила петь. Как-то раз пролетал над селом горный дух. Очарованный песнями и красотой решил горный дух украсть её и унести в горы. Очень тосковала Зейнаб- Учан по родным местам, а в селе гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой и горный дух отпустил её, но превратив в реку. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Услышав шум речных вод, горный дух решил помешать реке. На пути поставил скалистый барьер. Но река не испугалась препятствия на своём пути и кинулась с большой высоты вниз. И там, где река протекала, появлялась жизнь. Так люди назвали реку Учан-Су (видеозапись – водопад Учан-Су).

Воспитатель: Крым богат природой, многострадальной историей, а ещё богат – людьми, которые прилагают все усилия для того, чтобы наш Крым стал более привлекательным.

На ладонях ласкового моря Здесь уютно при любой погоде,

Маленькая нежится страна, И, как было в прежние века,

Сон её оберегают горы, Разные красивые народы

Колыбельную поёт волна. Говорят на многих языках. (Л.Фисейская)

Воспитатель: Ребята, назовите какие национальности проживают в Крыму? (русские, украинцы, крымские татары, крымчаки, армяне, греки, болгары и многие другие).

Воспитатель: Крым – многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции,

национальную культуру, язык, различие в одежде, в проведении праздников. Каждый народ богат своими играми, некоторые сохранились до наших дней. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Воспитатель: Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется – Крым. Наша с вами Родина.

Родина (читает ребёнок)

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес! (Татьяна Бокова)

Воспитатель: Любите и берегите родной край. Гордитесь своей историей и удивительными людьми. Чтобы процветал наш Крым нужно крепить дружбу и единство всех народов, живущих на крымской земле.

Итог занятия:

  1. Как назывался Крым много веков назад?

  2. Назовите и покажите на карте города Крыма?

  3. Почему люди едут в Крым?

  4. Почему Крым называют здравницей?

  5. Что больше всего туристам нравится в Крыму?

Литература:

  1. Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 1998.-288с.

  2. Крым для детей /авт. текста А.С.Бязяева. – Москва: Экемо, 2015, - 208с.: ил. – (Детские путеводители)

  3. «Крымский веночек» - региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму. Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А., Кемилева Э.Ф., Короткова С.Н., Тригуб Л.М. и другие.

  4. Хрестоматия «Читаем вместе»: Сост.: Тригуб Л.М. – С.: мсп «Ната», 2008- 220 с.





























п





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!