НОД по развитию речи « Дикие животные».
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
Познакомить малышей со свойствами и качествами льда.
Развивающие:
Закреплять умение узнавать и называть цвета.
Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
Стимулировать использование детьми в активной речи слов «холодный», «мокрый», скользкий», «тёплый», «мягкий», «пушистый», «растаял».
Побуждать к высказываниям в виде полных предложений.
Воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
Воспитывать любовь к природе и окружающему миру.
Материалы и оборудование: игрушки: заяц, белка, медведь; угощение для животных: капуста, морковь, шишки, конфеты, мёд; цветные бусы из льдинок; бусы разных цветов, шнур для нанизывания бус; картина с изображением зайца в серой шубке.
Ход НОД:
Воспитатель: Все садитесь рядком, поиграем ладком. Приготовьте ушки, глазки, начинаем нашу сказку. Я сегодня в лес пошла, бусы дивные нашла.
Смотрите, какие блестящие, цветные. (На блюдце цветные бусы на нитке).
Потрогайте. Какие они? (Холодные, скользкие, мокрые).
Почему они такие? Из чего наши бусы сделаны? Правильно – изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем «ледяные». Кто же потерял такие красивые бусы? Пойдёмте все вместе в лес и поищем хозяина. А бусы пока вот сюда положим, чтобы не потерять. (Блюдце ставим на батарею).
(Встали со стульчиков и отправились в путешествие).
По ровненькой дорожке – 3 раза,
Шагают наши ножки – 3 раза.
По кочкам – 4 раза.
Через ямку скок. Бух – упали.
Куда же мы попали?
Шли мы, шли. В темный лес пришли. А у кочки, под кусточком, белый заинька сидит, хвостик у него дрожит. (Подходим к кустику, где сидит зайка).
Как дрожит хвостик у зайчика?
Артикуляционная гимнастика «Зайкин хвостик» - движение языка влево и вправо.
Нет у зайчика избушки.
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки,
Под ореховым кустом.
Давайте позовём его тихонечко: «Зайка, иди к нам». А теперь погромче: «Зайка, иди к нам». (Зайка прыгнул к ребятам).
Посмотрите, какой зайка. Какого цвета у него шубка? (Белая).
Скоро наступит зима, выпадет много снега. Чтобы зайку на снегу не видели лиса и волк, он свою шубку поменял на белую. Вот какой красивый он стал. А летом он был не белый, а серый. Видите, как нам этой картине. (Показ картины с изображением зайца в серой шубке).
Потрогайте нашего зайку. Какая у него шкурка? (Мягкая, тёплая, пушистая). Какие у зайки ушки? (Длинные). Какой у зайчика хвостик? (Маленький, короткий).
Давайте угостим зайку чем-нибудь вкусненьким. Что зайка любит есть? (Ответы детей). Вот у меня в корзинке капуста, морковка, шишки, мёд. Что дадим зайчику? (Ответы детей).
А теперь спросите у зайки, не он ли потерял бусы? (Дети спрашивают у зайки: «Зайка, это ты потерял бусы?»).
Но зайка так и не ответил, убежал. (Убираем зайку под дерево).
Раз зайка убежал, ничего нам не сказал и не поиграл с нами, давайте мы поиграем в зайчиков.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. - дети подставляют руки к голове, шевелят ушами.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки согреть. – дети трут ладошку о ладошку.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. – дети прыгают.
Кто-то зайку напугал
Зайка – прыг и убежал. – дети бегут на стульчики.
Интересно, кто же зайку так напугал? Может быть этот зверёк в золотистой шубке? Вон на дереве сидит, и на ребяток глядит.
Кто это? (Белочка). Здравствуй, белочка. (Воспитатель цокает языком). Это так белочка здоровается с нами. Давайте и мы с ней так же поздороваемся. (Дети цокают языком).
Может быть белочка зайчика напугала? (Ответы детей). Почему? Какие у белочки ушки? Хвостик? (Длинный, пушистый). Потрогайте белочку, какая у нее шкурка? (Мягкая, тёплая, пушистая). Белочка, послушай, какую потешку мы о тебе знаем.
Игра с пальчиками.
Сидит белочка в тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, кому в роток,
Кому в лапочку. – Дети поочередно загибают пальчики от мизинца к большому.
Продала белочка орешки и домой побежала. А где у нее дом? (На дереве). Высоко на дереве строит белочка себе домик из веточек. А рядом, в дупле, у белочке – кладовочка. Что там она хранит? Правильно, запасы: грибы, орехи, шишки. Давайте и мы угостим белочку. Чем угостим? (Дети выбирают).
Спросите белочку, не она ли бусы потеряла? (Дети спрашивают: «Белочка, это ты бусы потеряла?»).
Вот и белочка нам ничего не ответила, на дерево убежала. Видно не она хозяйка ледяных бус. (Садим белку на дерево).
А теперь давайте пойдем тихонечко, на носочках. Там где-то мишка живёт. Может он еще не спит. Ведь он готовится к спячке. И всю зиму спит в своей берлоге.
Мишка, лапки подними.
Мишка, лапки опусти.
Мишка, мишка, покружись.
А потом земли коснись.
И животик свой потри,
Раз, два, три, раз, два, три.
А вот и мишка. Он еще не спит, нас услышал и выполз из своей берлоги. Потрогайте мишку. Какой мишка? (Толстый, большой, мягкий). Какого цвета его шуба. (Коричневая). Скажите, а кто больше – медведь или белочка? (Ответы детей). А это что? (Ушки). Какие они? (Круглые). А где хвост? Давайте попросим мишку показать хвостик. Нет у медведя хвостика. что мишка любит кушать? (Мёд). Что это мишка плачет: у-у-у-у. Как мишка плачет? (Ответы детей). Почему ты, мишка, плачешь? (Воспитатель подносит медведя к уху).
Ребята, это мишка потерял красивые ледяные бусы. Наверно те, которые мы с вами нашли.
Отдадим мишке бусы? (Ответы детей). А где же они? Что тут? (Смотрим блюдце, где лежали бусы, а там одна вода). Где же бусы? Почему их нет? Да потому что у нас тепло и лед растаял. Но нам же надо мишку успокоить. Давайте сделаем мишке другие бусы, не ледяные, а настоящие.
Вот у меня есть верёвочка и бусинки. Возьмите каждый по бусине и наденьте на верёвочку. Какого цвета твоя бусинка? (Ответы детей). А кто изображен? Кто это за животное?
Вот и готовы бусы. Держи, Мишенька, новые красивые бусы. Не плачь больше. Они не растают. А мы пойдем с ребятами на улицу гулять.