Путешествие в «Грибное царство».
Конспект занятия в старшей группе
Цели: Продолжать знакомить детей с грибами (внешний вид, где растут, их свойства, чем отличаются), уточнять необходимые условия для роста грибов, обогащать словарный запас детей.
Воспитатель читает стихотворение:
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и кружится над колючей ёлкой.
Облетели листья клёна, клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.
Воспитатель: Дети, о каком времени года идёт речь? (Время года осень)
Воспитатель: - Дети, какие приметы осени вы знаете? (Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают)
Воспитатель: - Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему? (Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб.)
Воспитатель: - Сегодня я вас приглашаю в осенний лес за грибами! Есть такая пословица: «Солнце – отец цветам, тень – мать грибам…» Грибы– это странные растения. У них нет ни зелёных листьев, ни душистых цветов, ни плодов, ни семян. Да и по виду не очень-то похож грибок на остальные растения. Но, оказывается, растение-невидимка живёт под землёй и называется грибница . Она похожа на войлочное гнёздышко и состоит из огромного числа переплетённых нитей. Эти тончайшие, как паутинки, нити называются гифами, они снабжают влагой корни. На них сначала образуются небольшие узелки, а из них в тёплую влажную ночь вырастает поколение плодов, которое мы называем грибами .
Грибочкам нужно всего три часа, чтобы малыш показался из-под земли. Сначала растёт ножка, а потом и шляпка начинает увеличиваться в размерах. Но век грибов недолог – всего 10 дней.
Воспитатель: грибы очень разнообразные, и среди них есть похожие друг на друга. И трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл.
Перед тем как начнем собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;
- не собирать грибы у проезжей части;
- собирать только известные грибы;
- не срывать старые и очень маленькие грибы.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Игра«Угадай, кто я».
А вот и первый гриб. Он хочет загадать нам загадку о себе.
У пригорка на дорожке
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
гриб – большой и важный. (боровик)
Воспитатель - Верно, это боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка, а ещё его называют белым грибом. Почему? (Потому что у него белая ножка,и мякоть этих грибов не темнеет ни при варке, ни при сушке.)
Воспитатель - А вот и другой гриб.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
- Почему его так называют? (Потому что чаще всего он растет под осиной.)
- Расскажите, что вы знаете об этом грибе. (Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка.)
- Посмотрите, вот ещё грибок.
Под берёзкой у дорожки
кто стоит на крепкой ножке?
Он, в коричневом берете,
самый вкусный гриб на свете.
(подберёзовик)
- Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же их различить? (На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым.)
Смотрите, ребята, а это что за грибочки?
Вот красавицы
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко.
Видно очень далеко. (Лисички)
Воспитатель - Дети, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой – подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.
- Ребята, о каких грибах мы сейчас говорили? (О съедобных.)
- А какие грибы ещё есть в лесу? (Несъедобные или ядовитые.)
- Отгадайте, как называется самый ядовитый гриб?
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный... (мухомор)
Воспитатель - А почему его так называют? (Потому что он содержит яд.)
- Хотя мухомор для человека ядовит и опасен, всё же не стоит сбивать шляпки мухоморов и топтать грибы ногами. Ведь мухоморами лечатся некоторые звери и птицы. Заболевший лось заходит в ельник, находит среди ёлочек мухоморы и проглатывает их целиком. Мухоморы – лосиное лекарство!
- А какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложный опёнок.)
Воспитатель - Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Как определить, какие грибы вы собрали? Во время варки грибов бросьте в кастрюлюлуковицу: если есть хоть один ядовитый – луковица посинеет.
- А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить? (Варить, жарить, сушить, мариновать, солить.)
Воспитатель - Молодцы, вот как много нового и интересного мы сегодня с вами узнали.