Республика Адыгея
Майкопский район
П. Тимирязева
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром (познание)
и ручному труду
по теме «История куклы»
в подготовительной группе.
МБДОУ№5 «Аленький цветочек»
Воспитатель: Дубровина
Зоя Александровна
Февраль 2016 год.
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых кукол, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром (познание) и ручному труду по теме «История куклы»
Цель:
Изучение истории русской народной куклы.
Познакомить детей с технологией изготовления кубанской куклы - закрутки.
Задачи:
Прививать интерес детей к миру традиционной русской культуры. Воспитывать интерес к истории своего народа.
Развивать интерес к русской кукле, как виду народного творчества.
Научить изготавливать куклу своими руками.
Формировать навыки работы с тканью, нитками, тесьмой.
Оборудование: Коллекция кукол, фото – слайды «История куклы», кубанская кукла - закрутка, на каждого ребёнка лист бумаги формата А4, нитки, салфетка, белая ткань 20Х20, цветная ткань 15Х15, 10Х6Х6, ножницы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением кукол, загадывание загадок.
Ход НОД.
Организационный момент.
Вот звоночек звенит, заливается,
А ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся
Я пришла к вам не одна - Гостей в группу привела! Поздоровайтесь, ребята.
Воспитатель.
Мне подарили волшебный сундучок. А что в нем отгадайте.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу.
Причешу и, если надо,
Бант красивый повяжу.
Как вы думаете, что в сундучке? (КУКЛА)
Воспитатель. Да, и не одна, а целая коллекция кукол, которую мы собрали с ребятами в моей группе.
Познавательная часть.
Воспитатель.
Ребята, я предлагаю вам, отправится в путешествие, чтобы узнать все про кукол. А для этого у меня есть волшебный клубочек. Садитесь на стульчики. Давайте все вместе скажем волшебные слова:
«В прошлое нам путь открой, наш клубочек не простой».
Дети говорят волшебные слова и «оказываются» в прошлом времени.
Воспитатель, показывая фото – слайды, рассказывает об истории возникновения кукол.
- Сегодня вы услышите кукольную историю.
Поднимите руку, у кого есть кукла? Что такое кукла? Для чего она нужна?
Ребята, как вы думаете, а ваши бабушки и прабабушки играли в куклы?
А где они их брали?
В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.
Существует много видов кукол, условно их можно разделить на:
- игровые куклы, для детских забав, игр;
- обрядовые куклы, при помощи которых совершали различные обряды;
- куклы-обереги, для помощи человеку во всех делах.
Русская народная кукла имеет свою богатую историю и сложившиеся традиции. Давным-давно их делали наши предки не для продажи, а как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство.
Изготавливали куколок, как правило, только женщины. Создавались куклы неспешно, с надеждой, с большой любовью.
Самые первые куклы делали из золы, глины, кости, затем стали
использовать дерево, солому, веточки, нитки, ткань, лён. При изготовлении кукол мастерицы загадывали желания, напевали, читали молитвы, и только в редких специальных случаях хранили молчание.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.
Одних кукол сшивали, а другие просто закручивали и завязывали нитками. Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. Считалась, что «безликая» кукла не могла навредить ребёнку. Одевали кукол, как сами ходили. Обязательно сарафан. Поверх сарафана кофту и передник. Обязательно поясом подвязывали. Делали и кукол - мужчин и кукол - детей. С куклами играли, кормили их, укладывали спать, обыгрывали всю взрослую жизнь на куклах.
Пеленашка.
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза»
Погремушки - лапушки - это гроздья ярких тряпичных мячиков, набитых ветошью,
и «куклы - куватки» предназначались для самых маленьких, их развешивали над колыбелькой младенца.
Закрутка «Берегиня сна» с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка.
Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.
Куклу «Любаву» с тесемочками располагали над входом. Завязанные на тесемках узелочки - обереги не давали проникнуть в жилище темным силам.
Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.
Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли
Зерновушка или Крупеничка - кукла, которая символизировала достаток в доме. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – вверх, четыре – вниз.
Теперь по кругу посмотри,
Чтобы лучше видеть мир.
Кукольную историю продолжают деревянные куклы
Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России
- ни один турист, не уедет от нас без этой расписной русской деревянной игрушки. Своим происхождением, она обязана старому японскому мудрецу. Была вырезана из дерева и содержала в себе целое семейство. Эту японскую игрушку увидел русский художник С. В. Малютин, он набросал русский вариант фигурки. Токарь В. П. Звездочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. Настоящая Матрена!
Куклы70-80 годов прошлого века.
Такими куклами играли ваши мамы, наверное, они ещё сохранились у вас дома. Куклы из пластмассы с капроновыми волосами. У кукол закрывались глаза, двигались руки и ноги.
Такую куклу можно было мыть делать ей причёски, одевать, раздевать.
Кукла Барби.
В 1959году в мае месяце родилась знаменитая кукла Барби. Её рост29 см, а весит она лишь135 грамм, а еще есть братц, беби-бон. Такие куклы есть у всех девочек.
Авторские куклы.
А еще появились куклы Реборн, куклы сильно похожие на младенцев. Это куклы ручной работы.
Кукла, которую сделал автор - человек, она одна такая. Эти куклы очень дорогие, они изготавливаются не для игры, для коллекции.
Физкультминутка.
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы плечами чик – чик,
Мы глазками миг – миг,
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху мы подняли,
Раз – два, раз – два,
Нам работать пора.
Практическая часть.
Изготовление куклы-закрутки. Раньше дети с трех лет умели мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии.
Бытовое название этой куклы – закрутка (от слова «крутить, закручивать»).
Существует несколько способов изготовления кукол-закруток.
Ребята, сегодня мы с вами сделаем кубанскую куклу-закрутку.
Этапы работы:
1. Берём лист бумаги и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.
2. Берём кусочек синтепона и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.
3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.
4. Оттягиваем угол ткани в стороны, фиксируем ниткой угол. Это – «руки» .
5. Берём любую цветную ткань, складываем пополам и стягиваем нитку, положенную внутрь на пояс. Это получилась «юбка» .
Обобщение и систематизация знаний.
Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях? (Тряпичная кукла.)
Названия каких кукол вы запомнили?
Как называется кубанская кукла?
Вспомните этапы работы.
Мини – выставка.