Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи с использованием ИКТ
для детей старшего дошкольного возраста
лексическая тема: «Овощи»
Тема: «Однажды хозяйка с базара пришла»
Цель: Расширять и активизировать словарь детей по теме «Овощи»;
Обогащать речь детей глагольным словарём;
Учить подбирать слова с уменьшительно-ласкательным значением;
Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему. Развивать внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление (понимать образный смысл загадок),
Оборудование: мультимедийная презентация по теме, проектор, ноутбук, экран, муляжи овощей, чудесный мешочек, мяч, схема описания по теме.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок по теме, разучивание хоровода «Огородная хороводная», пальчиковые игры, отгадывание загадок, дид. игра «Витаминная семейка», чтение Б.Заходера «Помидор»
Организационный момент. (слайд 1)
Воспитатель в образе хозяйки читает стихотворение
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка в корзинке домой принесла.
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох!
В: Давайте перечислим, что в корзинке принесла хозяйка?
Д: Картошка, капуста, морковка, горох, петрушку и свёклу
В: Молодцы правильно
В: А как назвать эти предметы одним словом? (слайд 2)
Д: Овощи.
В: В какое время года собирают урожай овощей?
Д: Осенью.
В: Где растут овощи? /на грядке, в огороде, в поле/ (слайд 3)
В: Вот мы сейчас с вами в огород и отправимся.
В: Отгадайте мои загадки и узнаете, какие овощи я вырастила
Загадки: (слайд 4)
Под землей птица
гнездо свила, яиц нанесла, /картофель/
Телятки гладки
Привязаны к грядке. /огурцы/
Как на нашей грядке выросли загадки,
сочные, да круглые, вот такие круглые.
Летом зеленеют, осенью краснеют, /помидоры/
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи. /капуста/
Маленький, горький, луку брат. /чеснок/.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, слезы проливает. /лук/
Красная девица сидит в темнице,
а коса на улице. /морковь/
Ни окон, ни дверей,
Полна горница людей. /тыква/
В: Молодцы ребята! Вот какие овощи я вырастила!
В: Помогите мне убрать урожай.
Как убирают урожай? (слайд 5)
Картошку - выкапывают,
морковь – выдёргивают,
капусту -срезают,
помидор - срывают,
огурец - срывают,
свеклу - выкапывают,
лук - выдёргивают.
В: Как много мы собрали овощей, где хранятся овощи зимой?
Д: В овощехранилище.
В: А что мы можем из овощей приготовить?
Д: Салат, борщ, щи, овощи консервируют, солят на зиму.
В: Помогите мне пожалуйста засолить капусту. (слайд 7)
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
В: Чем полезны овощи? (слайд 8)
Д: В овощах много витамин А И С
Витамин А находится в овощах: в морковке, помидорах, салате, тыкве;
Витамин С находится в овощах: в капусте, картошке, луке, помидоре, горохе.
В: Предлагаю вам поиграть в игру «Большой - маленький» /с мячом/(слайд 9)
Я вам буду бросать мяч и называть большой овощ, а вы мне будите возвращать его и называть маленький овощ. Дети становятся в круг
Помидор - помидорчик;
огурец - огурчик;
лук - лучок;
морковь - морковочка;
картошка – картошечка;
капуста - капусточка.
В: Я вам предлагаю поиграть в игру «4-й лишний» вот я сейчас и проверю, как вы знаете овощи (слайд 10)
В: Славно мы потрудились, а теперь давайте отдохнём
Физминутка хороводная «Огородная - хороводная» с музыкальным сопровождением (слайд 14)
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай.
В: А сейчас мы с вами будем описывать овощи, поможет нам вот такая схема. (слайд 15)
- Вы должны рассказать:
- как называется овощ?
- где растёт?
- какой формы, цвета, величины и вкуса.
- что можно из него приготовить?
В: У меня есть вот такой чудесный мешочек, из него вы будите доставать овощ и описывать его.
Например: капуста растет в огороде на грядке; она зеленая, круглая, большая, сочная, ее солят на зиму.
Описательный рассказ 3-4 детей
Пальчиковая гимнастика «В огороде много гряд». (слайд 16)
В огороде много гряд, Тут и репа, и салат. Здесь и свекла, и горох, А картофель разве плох. Наш золеный огород Нас прокормит целый год. | На каждый слог поочередно соединяем указательный средний, безымянный и мизинец, с большим пальцем и проговариваем текст. Делаем сначала правой, затем левой рукой потом обеими вместе. |
В: Вот мы и опять с вами повторили название всех овощей. (слайд 17)
Скажите ребята, о чем мы сегодня говорили, в какие игры играли?
Воспитатель хвалит детей.